10RS0№-25
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года <адрес>
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Исаковой В.П.,
при секретаре Филипповской Е.А.,
с участием прокурора Калашникова А.А.,
представителя третьего лица администрации Калевальского муниципального района Головинкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Калевальские коммунальные системы» о понуждении к совершению действий,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Калевальские коммунальные системы» (далее по тексту – ООО «ККС») об обязании оборудовать объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером №, средством измерения массы твердых коммунальных отходов. В обоснование иска указал, что ООО «ККС» на основании лицензии № (№-ТР/П от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности, в связи с чем эксплуатирует объект размещения отходов на указанном земельном участке. В нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «ККС» не оборудовало, объект размещения отходов, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов, и как следствие отсутствует точный учет заполняемости полигона, необходимый учет в территориальной схеме, что влечет неблагоприятные экологические последствия и нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, может способствовать возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечена администрация Калевальского муниципального района.
Прокурор Калашников А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнив, что срок для устранения нарушений следует установить в один месяц с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика ООО «ККС» Акользин П.В. в заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
В отзыве на исковое заявление исковые требовании не признал, пояснил, что расходы для установки оборудования объекта размещения отходов средствами измерения массы ТКО установленными тарифами не предусмотрены. Оборудование объекта размещения отходов средствами измерения массы ТКО затрагивает интересы только ООО «ККС» и ООО «Автоспецтранс» и не затрагивает интересы иных лиц. Кроме того, в настоящее время половина арендуемого участка передана региональному оператору ООО «Автоспецтранс».
Третье лицо – представитель администрации Калевальского муниципального района Головинкин А.А. в судебном заседании оставил рассмотрение вопроса на усмотрение суда, пояснив, что с учетом объема работ, которые следует провести ответчику для устранения нарушений, срок в один месяц будет недостаточный.
Третье лицо – представитель ООО «Автоспецтранс» в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в свое отсутствие, полагает, что требования заявлены обоснованно, поскольку до настоящего времени ответчиком не исполнена обязанность по оборудованию объекта размещения отходов средствами измерения массы отходов.
Третье лицо – Балтийско-Арктическое межрегиональное Управление Росприроднадзора, извещенное надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, возражений по существу иска не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", который определяет твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 505 утверждены Правила, действующие в редакции постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1094 (далее - Правила).
Пункт 2 Постановления, которым утверждены Правила, предусматривает, что оно применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, все операторы, к которым применяются Правила, до ДД.ММ.ГГГГ обязаны оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 10 Правил, владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов. Правила вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, годичный срок истек ДД.ММ.ГГГГ
На владельцев объектов возложена обязанность по регулированию порядка коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения и обязанность оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов для получения достоверных данных об объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, ООО «ККС», согласно договору № на оказание услуг по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом протокола разногласий от ДД.ММ.ГГГГ и протокола урегулирования разногласий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-12,15,68-69), оказывает услуги ООО «Автоспецтранс» (региональному оператору) по приему и размещению (захоронению) в соответствии с требованиями действующего законодательства в области охраны окружающей среды, твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов: объект захоронения отходов, расположен в <адрес> Республики Карелия на земельном участке с кадастровым номером №. Настоящий договор действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.9.9 указанного договора, данный договор автоматически считается пролонгированным на следующий календарный год – с 01 января по 31 декабря календарного года, на который продлевается действие договора, если ни одна из сторон не заявит в письменном виде о его расторжении не позднее чем за 10 календарных дней до окончания срока действия договора.
Согласно лицензии № (№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ККС» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (л.д.17-19).
На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Калевальского муниципального района ООО «ККС» предоставлен в аренду земельный участок из земель промышленности общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым номером № для эксплуатации в качестве свалки бытовых отходов (л.д.20-24).
Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика, в связи со следующим.
Исходя из требований пункта 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" при обращении с группами однородных отходов 1-5 класса опасности должны соблюдаться требования, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены, в том числе Федеральным законом N 89-ФЗ.
Статей 11 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу приведенных норм права на владельцев объектов возложена, в том числе, обязанность оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов для получения достоверных данных об объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов.
Доказательств оборудования объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 10:17:020405:022, средством измерения массы твердых коммунальных отходов, ответчик не представил.
Невыполнение ООО «ККС» требований федерального законодательства об охране окружающей среды в части оборудования объекта размещения отходов средствами измерения массы отходов не позволяет вести точный учет объема и (или) массы ТКО, и как следствие вести точный учет заполняемости полигона в целях недопущения неблагоприятных экологических последствий и возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Ссылка представителя ответчика о том, что в настоящее время половина арендуемого участка передана региональному оператору ООО «Автоспецтранс», суд считает не состоятельной, поскольку доказательств передачи части участка ООО «Автоспецтранс» представителем ответчика не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, приведенного законодательства, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее- ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание значительность объема материальных затрат для устранения допущенных нарушений, полагает возможным установить срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины. В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с этим с ответчика надлежит взыскать в бюджет Калевальского муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Калевальские коммунальные системы», ОГРН №, ИНН №, КПП №, оборудовать объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером №, средством измерения массы твердых коммунальных отходов в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Калевальские коммунальные системы» в бюджет Калевальского муниципального района государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья В.П.Исакова
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ
составлено ДД.ММ.ГГГГ