Решение по делу № 2-1390/2018 ~ М-1374/2018 от 17.10.2018

Дело № 2-1390/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 14 декабря 2018 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием истца Мельникова Л.В., представителя ответчика Зинченко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельникова Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначении досрочной страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Мельникова Л.В. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) (далее – УПФР в г. Губахе) с требованием о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктор ЛФК в МЛПУ Губахинской центральной городской больнице; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры в третьем офтальмологическом отделении стационара в ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев и назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указала, что решением УПФР в г. Губахе от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. Полагает, что отказ во включении в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации неправомерен поскольку данное обучение является ее обязанностью, за ней было сохранено рабочее место, выплачивалась заработная плата, в полном объеме производились отчисления в Пенсионный фонд. Также истец указала на то, что периоды ее работы медицинской сестрой в третьем офтальмологическом отделении стационара в ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» (стационара) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении неправомерно, так как она работала в стационаре хирургического отделения (профиля). Также указала, что периоды ее работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктор ЛФК в МЛПУ Губахинской центральной городской больнице подлежат включению в специальный стаж, поскольку функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию полностью соответствуют обязанностям, выполняемым медицинскими работниками, в т.ч. средним медицинским персоналом.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала по доводам искового заявления. Уточнила, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются не курсами, а учебными отпусками.

Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам письменных возражений.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии со ст. ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу решением ответчика было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет. Ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды повышения Мельникова Л.В. своей квалификации, что отражено в решении ответчика об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ .

Из указанного решения, трудовой книжки истца следует, что Мельникова Л.В. в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала фельдшером здравпункта в МСЧ № 4 завода им. В.И. Ленина, медицинской сестрой по массажу в физиотерапевтическом отделении МУЗ «Губахинской центральной районной поликлиники».

Истцом представлены справки, уточняющие условия работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ которые содержат сведения о переименованиях, о статусе, структурных подразделениях, в которых работала истец, а также периоды работы, которые она выполняла, ссылку на приказы, подтверждающие направление ее на повышение квалификации, учебные отпуска.

Период нахождения истца на курсах повышения и в учебных отпусках подтверждается также сертификатом специалиста от ДД.ММ.ГГГГ , удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа по Министерству здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -а, архивной справкой Пермской государственной медицинской академии от 06.2001 года .

В силу ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшим на период нахождения Мельникова Л.В. на курсах повышения квалификации, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Аналогичные положения содержатся и в ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, введенного в действие с февраля 2002 года.

В соответствии с п. 6 Норм и порядка возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории РФ, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 29.06.1994 г. № 51 (с последующими изменениями и дополнениями), за работниками предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности на время их обучения (профессиональная подготовка, переподготовка кадров, обучение вторым профессиям, повышение квалификации) с отрывом от работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно ст. 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В силу с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с требованиями статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалифицированных категорий» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным и на основании статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации эти периоды подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в том числе страховые взносы.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Курсы повышения квалификации относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, их прохождение является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, что прямо предусмотрено п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 года № 66н во исполнение ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В связи с этим такие периоды должны расцениваться как продолжение профессиональной деятельности.

Статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными закона.

Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (статья 173 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 173 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы Мельникова Л.В.) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Аналогичные положения были предусмотрены статьей 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.

Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска, нахождения его на курсах усовершенствования, либо курсах повышения квалификации, с сохранением среднего заработка, с которого работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, такие периоды также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Факт уплаты страховых взносов за истца в полном объеме в вышеуказанные спорные периоды подтверждается в частности, справкой ГАУЗ ПК «ГКБ № 4» от ДД.ММ.ГГГГ , а также копией лицевого счета за 1990 год и пенсионным органом не оспаривается.

Поскольку Мельникова Л.В. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках осуществляла медицинскую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в Пенсионной фонд Российской Федерации, данные периоды должны быть включены в специальный стаж истца, и учитываться при назначении досрочной страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ее специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий 16.07.2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

На основании подпункта «н» пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Таким образом, при исчислении страхового стажа в целях определения права истца на досрочную страховую пенсию, подлежат применению положения постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, действующие в настоящее время, ко всем периодам работы истца, либо правила подсчета соответствующего стажа, действовавшие в период выполнения работы.

Тождество наименований глазного отделения офтальмологическому установлено Постановлением Минтруда и соцразвития России N 79 от 01 декабря 2003 г.

Из материалов дела следует, что истец просит включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры в третьем офтальмологическом (глазном) отделении стационара в ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев.

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

В данном Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, перечислены следующие должности: оперирующие врачи, в том числе заведующие; операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривают исчисление стажа в льготном порядке только работникам здравоохранения, проработавшим в сельской местности или в поселках городского типа.

Таким образом, ни одним из вышеуказанных Списков (781 и 1397) льготное исчисление стажа (1 год и 6 месяцев за 1 год работы) за указанные истцом периоды не предусмотрено, а потому представленная справка Пермской краевой клинической больницы от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята судом в качестве надлежащего допустимого доказательства для подсчета спорных периодов работы истца как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.

Данный стаж истца включен ответчиком из расчета 1:1.

При таких обстоятельствах доводы истца о необходимости включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры в третьем офтальмологическом отделении стационара в ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая больница» в льготном исчислении как один год работы за год и шесть месяцев на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1066, Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ также противоречат закону. В этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования истца о включении периода работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора ЛФК в МЛПУ Губахинской центральной городской больнице в специальный трудовой стаж, суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку наименование должности «инструктор по лечебной физкультуре» не поименовано в разделе «Наименование должностей» как Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, действующего в отношении периодов работы, начиная с 01.11.1999 г., так и Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, применяемого в отношении периодов работы начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно трудовой книжке Мельникова Л.В. она ДД.ММ.ГГГГ переведена инструктором в ЛФК по 7 р. ЕТКС, с ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой по массажу 9 р. ЕТКС ЛФК временно на 1 месяц, с ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой по массажу 9 разряда ЕТКС постоянно отделение лечебной физкультуры и массажа.

Согласно уточняющих справок работодателя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске без сохранения заработной платы.

Лицевые счета по начислению заработной платы за период с 10.2000 года по ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что истцу начислялась заработная плата по должности инструктор ЛФК, за исключением 12.2001 года, где указана работа по совмещению, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ и позднее по должности массаж 9 р.инстр7р. (так указано).

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности инструктора по лечебной физкультуре включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности инструктора по лечебной физкультуре.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должности инструктора по лечебной физкультуре.

Указанные акты применяются в настоящее время при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Вместе с тем, как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 N 828-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Габдрахмановой Лиды Мубараковны и Шигаповой Фидании Гависовны на нарушение их конституционных прав списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В связи с этим, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности инструкторов по лечебной физкультуре применительно к досрочному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).

Таким образом, с 1 ноября 1999 года работа в должности инструктора по лечебной физкультуре не дает право для выхода на пенсию на льготных основаниях, на что также прямо указано в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2007 года N ГКПИ07-1036, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2008 N КАС08-63, поскольку данная должность в Списке не поименована, ввиду чего оснований для включения спорных периодов работы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора ЛФК в специальный стаж истца нет.

Сведения о льготном характере работы истца в эти спорные периоды не подтверждаются также и справками работодателя от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В Едином квалификационном справочнике должностей в сфере здравоохранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года N 541н, медицинские сестры выделены в самостоятельную группу среднего медицинского персонала и их функциональные обязанности отличаются от обязанностей инструктора ЛФК.

Как видно из представленных материалов, в том числе Положения об организации работы инструктора по лечебной физкультуре к Приложению N 16, утвержденного Приказом Минздрава России от 20 августа 2001 года, на должность инструктора по лечебной физкультуре принимается специалист со средним медицинским или физкультурным образованием, освоивший программу подготовки по лечебной физкультуре в соответствии с квалификационными требованиями и получивший сертификат специалиста, и в его должностные обязанности преимущественно входит проведение групповых и индивидуальных занятий по лечебной гимнастике по назначению врача, с проведением физических упражнений, а не с лечебными манипуляциями, которые соответствуют функциональным обязанностям медицинской сестры по массажу.

Довод истца о том, что функциональные обязанности инструктора по лечебной физкультуре по своему содержанию тождественны обязанностям, выполняемым медицинской сестрой, должность которой включена в Список, суд не принимает во внимание как несостоятельный, так как вышеприведенное законодательство связывает право на назначение досрочной пенсии с работой в конкретно поименованной должности. Такой довод построен на ошибочном мнении истца о равнозначности должности инструктора по лечебной физкультуре должности медицинской сестры по массажу, лечебная деятельность которой по сложности, а также по характеру, условиям труда и ее оплате различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении, что в судебном заседании по сути подтвердила и сама истец, указав на то, что перешла работать с должности инструктора по ЛФК на должность медицинской сестры по массажу в связи со значительной разницей в заработной плате.

Правовую основу для различного подхода к отдельным категориям работников, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по вопросу об исчислении периодов работы для включения в льготный стаж представляет приведенная выше норма Федерального закона (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ «О страховых пенсиях»).

Такой подход соответствует и смыслу других положений названного Федерального закона, которые право на досрочное назначение пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда.

Дифференциация условий реализации права на пенсию по старости с учетом характера выполняемой работы сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение, что непосредственно вытекает из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2004 года N 81-О.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Ко времени обращения истца в УПФР в г. Губахе ДД.ММ.ГГГГ она не имела требуемый тридцатилетний стаж медицинской работы, не выработан указанный специальный стаж с учетом периодов, включенных ответчиком и признанных подлежащими включению по результатам рассмотрения настоящего дела, и на момент рассмотрения дела судом, а потому оснований для признания за истцом права на досрочную пенсию по старости с 25.04.2018 года, а равно и для признания незаконным отказа в назначении таковой, не имеется, поэтому в удовлетворении исковых требований в этой части иска следует отказать.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел требования истца в рамках заявленного иска, то есть дал оценку лишь тем периодам ее деятельности, на включении которых в свой специальный страховой стаж она настаивала, что, вместе с тем, не лишает ее права в случае несогласия с отказом ответчика во включении в ее специальный стаж иных периодов, не являющихся предметом настоящего спора, вновь обратиться в суд по иным доводам и основаниям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мельникова Л.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губахе Пермского края (межрайонное) включить в специальный стаж работы Мельникова Л.В. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Мельникова Л.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Губахинский городской суд Пермского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2018 года.

Председательствующий И.А. Мухтарова

2-1390/2018 ~ М-1374/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мельникова Людмила Владимировна
Ответчики
ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Губахе (межрайонное)
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Мухтарова И.А.
Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
17.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2018Передача материалов судье
17.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2018Судебное заседание
14.12.2018Судебное заседание
19.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2019Дело оформлено
29.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее