Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1241/2021 ~ М-1000/2021 от 07.07.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

г.о.Чапаевск                                      20 сентября 2021 года

<Адрес обезличен>

Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи ФИО2, при секретаре ФИО3, с участием прокурора – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ <Номер обезличен> <Адрес обезличен>, Администрации г.о. Чапаевск о принятии мер по обеспечению доступности здания для детей с ограниченными возможностями здоровья,

У С Т А Н О В И Л:

          Прокурор г.о.Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Чапаевск о принятии мер по обеспечению доступности здания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В судебном заседании представитель прокурора – ФИО5, исковое заявление поддержала. Она пояснила, что прокуратурой города проверено исполнение законодательства об образовании при обеспечении его доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений реабилитации и реабилитации инвалидов является общее образование. Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) к основным образовательным программам относятся, среди прочих, основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы средне! о общего образования. В соответствии с п. 16 ст.2 Закона об образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальные условий.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 79, п. 3 ст. 55 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалидов.

        Общее    образование    обучающихся с ограниченными    возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования казанными    обучающимся (законных    представителей) и    на основании рекомендаций ПМПК.

                В соответствии с п. 3 ст. 79 Закона об образовании, под специальными условиями обучения понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможности здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных    учебников,    учебных пособий и    дидактических материалов,    специальных технических     средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), : называющего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст. 14, п.п. 1, 3, 5, 6 ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> 181-ФЗ, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе и для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом I райля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Приказом Минстроя России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден СП 59.13330 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп -населения» (далее по тексту - СП 59.13330). В соответствии с п. 6.4.1 СП 59.13330 следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).

На основании п. 6.1.4 поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2 %.

Согласно п. 6.5.9 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с входной дверью в соответствии с нормативом.

Указанный СП 59.13330 утратил силу, приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден и введен в действие с <Дата обезличена> «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Согласно п. <Дата обезличена> СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-конрастных наземных указателей по ФИО7 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

В соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур – не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

На основании п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушениями зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются слуг, с указанием назначение помещения.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что здание образовательного учреждения - ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о. Чапаевск, его помещения названным требованиям не соответствуют.

Данное обстоятельство подтверждается паспортом доступности, согласно которому объект признан частично доступным для маломобильных групп -населения.

Здание школы является муниципальной собственностью, передано в безвозмездное пользование образовательному учреждению, при этом бремя его задержания возложено на МБУ «Управление по обслуживанию и содержанию объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства» г.о. Чапаевск.

Реализуемые на территории г.о.Чапаевск в настоящее время муниципальные программы не содержат мероприятий по обеспечению доступности ГБОУ СОШ <Номер обезличен> для детей с ограниченными возможностями здоровья, денежные средства для таких целей у образовательного учреждения отсутствуют.

Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании ГБОУ СОШ <Номер обезличен> не обеспечивает в полной мере доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также доступ на объект для законных представителей обучающихся, которые так же могут относиться к маломобильной группе населения.

С учетом уточнения иска, прокурор просит обязать администрацию г.о. Чапаевск принять меры по обеспечению доступности здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: : Чапаевск, <Адрес обезличен>, для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: в здании учреждения установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения в соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020, поверхность входных площадок съездов, пандусов и лестниц привести в соответствие п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020; разместить информирующие тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.

Представитель ответчика Администрации г.о. Чапаевск в судебном заседании иск признала частично, просили отказать в части приведения поверхностей входных площадок съездов, пандусов, лестниц.

Ответчик – представитель ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о. <Адрес обезличен> в суд не возражала против удовлетворения иска.

       Представитель третьего лица – МБУ «УОиСОССиЖКХ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

     Представитель третьего лица Юго-западного управления Министерства образования и науки <Адрес обезличен> в суд не явилась, причину неявки не сообщила.

     Суд принял решение о рассмотрении дела без их участия.

Выслушав мнение участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.

Прокуратурой города проверено исполнение законодательства об образовании при обеспечении его доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений реабилитации и реабилитации инвалидов является общее образование.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) к основным образовательным программам относятся, среди прочих, основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

В соответствии с п. 16 ст.2 Закона об образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальные условий.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 79, п. 3 ст. 55 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалидов.

        Общее    образование    обучающихся с ограниченными    возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования казанными    обучающимся (законных    представителей) и    на основании рекомендаций ПМПК.

            В соответствии с п. 3 ст. 79 Закона об образовании, под специальными условиями обучения понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможности здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных    учебников,    учебных пособий и    дидактических материалов,    специальных технических     средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), : называющего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст. 14, п.п. 1, 3, 5, 6 ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> 181-ФЗ, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе и для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом I райля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

П.7 ст. 30 ФЗ от <Дата обезличена> № 34-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии с п. 7.1.8 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом минрегиона России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> при входах в здания массового посещения (учреждения социального назначения) для инвалидов должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отражающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.

Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден и введен в действие с <Дата обезличена> «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Согласно п. <Дата обезличена> СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-конрастных наземных указателей по ФИО7 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.

В соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров. Съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

На основании п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушениями зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются слуг, с указанием назначение помещения.

Приведенные нормативные акты распространяются и на образовательное учреждение ГБОУ СОШ <Номер обезличен> в <Адрес обезличен>, являющееся юридическим лицом.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что здание образовательного учреждения - ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о. Чапаевск, его помещения названным требованиям не соответствуют.

Данное обстоятельство подтверждается паспортом доступности, согласно которому объект признан частично доступным для маломобильных групп –населения, соответствующим актом.

Нарушения такого рода ведут к ограничению прав граждан с инвалидностью на беспрепятственный доступ к предоставляемым школой услугам.

Здание школы является муниципальной собственностью, передано в безвозмездное пользование образовательному учреждению, при этом бремя его задержания возложено на МБУ «Управление по обслуживанию и содержанию объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства» г.о. Чапаевск.

Реализуемые на территории г.о.Чапаевск в настоящее время муниципальные программы не содержат мероприятий по обеспечению доступности ГБОУ СОШ <Номер обезличен> для детей с ограниченными возможностями здоровья, денежные средства для этих целей у образовательного учреждения отсутствуют.

Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании ГБОУ СОШ <Номер обезличен> не обеспечивает в полной мере доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также доступ на объект для законных представителей обучающихся, которые так же могут относиться к маломобильной группе населения.

Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а предоставляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов в целях адаптации. Поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения после представления прокурора до настоящего времени не устранены, исковые требования подлежат удовлетворению. В случае необходимости ответчики не лишены права и возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда с учетом поступления финансирования.

            Руководствуясь ст.ст.194-199, 233, 235 - 236 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л:

             Исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц– удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Чапаевск принять меры по обеспечению доступности здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: : Чапаевск, <Адрес обезличен>, для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: в здании учреждения установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения в соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020; поверхность входных площадок съездов, пандусов и лестниц привести в соответствие п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020; разместить информирующие тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.

.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке.

     Судья Чапаевского городского суда                                     Законов М.Н.

Мотивированное решение суда изготовлено <Дата обезличена> года

Подлинник документа находитсяв Чапаевском городском суде <Адрес обезличен> в материалах гражданского дела <Номер обезличен>, 63RS0<Номер обезличен>-19

2-1241/2021 ~ М-1000/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора г. Чапаевска
Ответчики
ГБОУ СОШ № 1 г.о. Чапаевск
Администрация г.о. Чапаевск
Другие
МБУ УОиСОССиЖКХ г.о. Чапаевск
Юго-Западное Упраление министерства образования и науки Самарской области
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Законов М. Н.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
27.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021Дело оформлено
10.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее