Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
г.о.Чапаевск 20 сентября 2021 года
<Адрес обезличен>
Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи ФИО2, при секретаре ФИО3, с участием прокурора – ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ <Номер обезличен> <Адрес обезличен>, Администрации г.о. Чапаевск о принятии мер по обеспечению доступности здания для детей с ограниченными возможностями здоровья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о.Чапаевск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о. Чапаевск о принятии мер по обеспечению доступности здания для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В судебном заседании представитель прокурора – ФИО5, исковое заявление поддержала. Она пояснила, что прокуратурой города проверено исполнение законодательства об образовании при обеспечении его доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений реабилитации и реабилитации инвалидов является общее образование. Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) к основным образовательным программам относятся, среди прочих, основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы средне! о общего образования. В соответствии с п. 16 ст.2 Закона об образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальные условий.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 79, п. 3 ст. 55 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалидов.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования казанными обучающимся (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
В соответствии с п. 3 ст. 79 Закона об образовании, под специальными условиями обучения понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможности здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), : называющего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 14, п.п. 1, 3, 5, 6 ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> 181-ФЗ, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе и для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом I райля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Минстроя России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден СП 59.13330 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп -населения» (далее по тексту - СП 59.13330). В соответствии с п. 6.4.1 СП 59.13330 следует использовать контрастные сочетания цветов в применяемом оборудовании (дверь - стена, ручка; санитарный прибор - пол, стена; стена - выключатели, средства визуальной информации и т.п.).
На основании п. 6.1.4 поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2 %.
Согласно п. 6.5.9 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с входной дверью в соответствии с нормативом.
Указанный СП 59.13330 утратил силу, приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден и введен в действие с <Дата обезличена> «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Согласно п. <Дата обезличена> СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-конрастных наземных указателей по ФИО7 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
В соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур – не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
На основании п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушениями зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются слуг, с указанием назначение помещения.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что здание образовательного учреждения - ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о. Чапаевск, его помещения названным требованиям не соответствуют.
Данное обстоятельство подтверждается паспортом доступности, согласно которому объект признан частично доступным для маломобильных групп -населения.
Здание школы является муниципальной собственностью, передано в безвозмездное пользование образовательному учреждению, при этом бремя его задержания возложено на МБУ «Управление по обслуживанию и содержанию объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства» г.о. Чапаевск.
Реализуемые на территории г.о.Чапаевск в настоящее время муниципальные программы не содержат мероприятий по обеспечению доступности ГБОУ СОШ <Номер обезличен> для детей с ограниченными возможностями здоровья, денежные средства для таких целей у образовательного учреждения отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании ГБОУ СОШ <Номер обезличен> не обеспечивает в полной мере доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также доступ на объект для законных представителей обучающихся, которые так же могут относиться к маломобильной группе населения.
С учетом уточнения иска, прокурор просит обязать администрацию г.о. Чапаевск принять меры по обеспечению доступности здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: : Чапаевск, <Адрес обезличен>, для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: в здании учреждения установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения в соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020, поверхность входных площадок съездов, пандусов и лестниц привести в соответствие п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020; разместить информирующие тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.
Представитель ответчика Администрации г.о. Чапаевск в судебном заседании иск признала частично, просили отказать в части приведения поверхностей входных площадок съездов, пандусов, лестниц.
Ответчик – представитель ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о. <Адрес обезличен> в суд не возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица – МБУ «УОиСОССиЖКХ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Юго-западного управления Министерства образования и науки <Адрес обезличен> в суд не явилась, причину неявки не сообщила.
Суд принял решение о рассмотрении дела без их участия.
Выслушав мнение участников процесса, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
Прокуратурой города проверено исполнение законодательства об образовании при обеспечении его доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из основных направлений реабилитации и реабилитации инвалидов является общее образование.
Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от <Дата обезличена> № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) к основным образовательным программам относятся, среди прочих, основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
В соответствии с п. 16 ст.2 Закона об образовании обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальные условий.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 79, п. 3 ст. 55 Закона об образовании содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов - также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалидов.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования казанными обучающимся (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
В соответствии с п. 3 ст. 79 Закона об образовании, под специальными условиями обучения понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможности здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), : называющего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание организации, осуществляющие образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно ст. 14, п.п. 1, 3, 5, 6 ст. 15 Федерального закона от <Дата обезличена> 181-ФЗ, государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, в том числе и для беспрепятственного пользования средствами связи и информации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации);
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом I райля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
П.7 ст. 30 ФЗ от <Дата обезличена> № 34-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии с п. 7.1.8 свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом минрегиона России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> при входах в здания массового посещения (учреждения социального назначения) для инвалидов должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отражающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/пр утвержден и введен в действие с <Дата обезличена> «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Согласно п. <Дата обезличена> СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-конрастных наземных указателей по ФИО7 52875 или изменением фактуры поверхности пешеходного пути с подобными характеристиками.
В соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров. Съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
На основании п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушениями зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются слуг, с указанием назначение помещения.
Приведенные нормативные акты распространяются и на образовательное учреждение ГБОУ СОШ <Номер обезличен> в <Адрес обезличен>, являющееся юридическим лицом.
Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что здание образовательного учреждения - ГБОУ СОШ <Номер обезличен> г.о. Чапаевск, его помещения названным требованиям не соответствуют.
Данное обстоятельство подтверждается паспортом доступности, согласно которому объект признан частично доступным для маломобильных групп –населения, соответствующим актом.
Нарушения такого рода ведут к ограничению прав граждан с инвалидностью на беспрепятственный доступ к предоставляемым школой услугам.
Здание школы является муниципальной собственностью, передано в безвозмездное пользование образовательному учреждению, при этом бремя его задержания возложено на МБУ «Управление по обслуживанию и содержанию объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства» г.о. Чапаевск.
Реализуемые на территории г.о.Чапаевск в настоящее время муниципальные программы не содержат мероприятий по обеспечению доступности ГБОУ СОШ <Номер обезличен> для детей с ограниченными возможностями здоровья, денежные средства для этих целей у образовательного учреждения отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов и об образовании ГБОУ СОШ <Номер обезличен> не обеспечивает в полной мере доступность образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также доступ на объект для законных представителей обучающихся, которые так же могут относиться к маломобильной группе населения.
Предлагаемые прокурором меры к изменению конструктивных элементов здания не ведут, а предоставляют собой меру, обеспечивающую минимальное удовлетворение потребностей инвалидов в целях адаптации. Поскольку выявленные в деятельности ответчика нарушения после представления прокурора до настоящего времени не устранены, исковые требования подлежат удовлетворению. В случае необходимости ответчики не лишены права и возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда с учетом поступления финансирования.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 233, 235 - 236 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц– удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Чапаевск принять меры по обеспечению доступности здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: : Чапаевск, <Адрес обезличен>, для детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: в здании учреждения установить контрастные цветовые и тактильные направляющие на всех путях движения в соответствии с п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020; поверхность входных площадок съездов, пандусов и лестниц привести в соответствие п.<Дата обезличена> СП 59.13330.2020; разместить информирующие тактильные таблички для людей с нарушениями зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля в соответствии с п. 6.5.9 СП 59.13330.2020.
.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке.
Судья Чапаевского городского суда Законов М.Н.
Мотивированное решение суда изготовлено <Дата обезличена> года
Подлинник документа находитсяв Чапаевском городском суде <Адрес обезличен> в материалах гражданского дела <Номер обезличен>, 63RS0<Номер обезличен>-19 |