УИД №13RS0017-01-2021-001175-84
Дело №2-674/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь 21 октября 2021 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Солдатова М.О.
при секретаре Бахметовой Л.К.
с участием в деле:
истицы Юмаевой Равили Низаметдиновны,
ответчика – Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, представитель не явился,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО «Агрофирма «Октябрьская», представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юмаевой Равили Низаметдиновны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении обязанности произвести выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Юмаева Р.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что в июне 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчёте размера страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве. Решением ответчика №109301/21 от 09.06.2021 ей в этом было отказано, в стаж работы в сельском хозяйстве не засчитан период ее работы с 20.03.1995 по 31.12.2020 в должности пекаря в АО «Агрофирма «Октябрьская», поскольку данная должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч.14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Список), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440. Истица с данным выводом не согласна, считает, что работала в организации, осуществляющей свою деятельность в сельском хозяйстве, пекарня пекла хлеб для всего предприятия.
Просит суд обязать ответчика включить в стаж работы в сельском хозяйстве периоды ее работы с 20.03.1995 по 31.12.2020 в должности пекаря в АО «Агрофирма «Октябрьская», и произвести доплату к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве с момента обращения, т.е. с 03.06.2021.
Определением от 05.10.2021 произведена замена ответчика ГУ-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) на правопреемника – ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия.
В судебном заседании истица Юмаева Р.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО «Агрофирма «Октябрьская» в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
При изложенных обстоятельствах и в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Юмаева Р.Н. с 22.12.2015 является получателем страховой пенсии по старости.
03.06.2021 Юмаева Р.Н. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчёте указанной пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –Федеральный закон №400-ФЗ), в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве.
Решением ГУ - УПФ Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 09.06.2021 за №109301/21 истице отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в сельском хозяйстве, поскольку отсутствует необходимый календарный стаж работы в сельском хозяйстве. В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ требуется 30 календарных лет работы в сельском хозяйстве, имеется 12 лет 08 месяцев 15 дней.
Не засчитан в стаж работы в сельском хозяйстве период работы истицы с 20.03.1995 по 31.12.2020 в качестве пекаря пекарни в Птицефабрике «Октябрьская» (АО «Агрофирма «Октябрьская»), поскольку указанная должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года №1440 и Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты в хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года №1441.
Указанный период работы истицы соответствует записям в трудовой книжке <номер> на имя Юмаевой Р.Н., с датой заполнения 23.06.1979.
Не согласившись с указанным решением, истица Юмаева Р.Н. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 2015 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –Федеральный закон №400-ФЗ).
Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона №400-ФЗ для целей данного закона применяется понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии, под которой понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона о страховых пенсиях, на весь период их проживания в сельской местности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ).
В соответствии с частью 21 статьи 21 Федерального закона №400-ФЗ к фиксированной выплате к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) применяются порядок установления, правила выплаты и доставки, которые установлены названным Федеральным законом для страховой пенсии, если данным Федеральным законом не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года №1440, вступившим в силу с 14.12.2018 года, утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии со Списком, утвержденным Правительством Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. №1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы в должностях, указанных в Списке в организациях основным видом деятельности которой является сельское хозяйство (растениеводство, животноводство, рыбоводство); периоды работы в структурных подразделениях растениеводческого, животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство; а также, независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности, периоды работы (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), выполняемой на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 года.
Указанным Списком поименованы должности рабочих всех наименований, в том числе занятые на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования.
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт «а»); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт «б»).
Пунктом 6 указанных Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учётом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440.
Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение
фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанными в соответствующих разделах Списка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности АО «Агрофирма «Октябрьская» является разведение сельскохозяйственной птицы.
Кроме того, АО «Агрофирма «Октябрьская» занимается множеством иных видов экономической деятельности: выращивание зерновых культур, разведение крупного рогатого скота и свиней, других животных, производство и консервирование мяса, производство колбасных изделий, молока и молочной продукции, муки из зерновых культур, производство мучных смесей и приготовление мучных смесей или теста для хлеба, тортов, бисквитов и блинов; производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения и т.д.
Должностной инструкцией пекаря АО «Агрофирма «Октябрьская» предусмотрены следующие обязанности пекаря: подача на формирование тесто, проверка подключения хлебной линии; контроль работы участка формирования хлебобулочных изделий, ведение процесса формования хлебобулочных изделий на тестоделителе, раскладывание хлебобулочных изделий в формы и др.
Должность "пекаря" не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. №1440.
Указанным Списком предусмотрены должности "рабочие всех наименований, занятые растениеводством, животноводством, рыболовством, в том числе занятые на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования".
Отнесение должности пекаря к рабочим профессиям не влечет автоматического включения работы в стаж работы в сельской местности, так как работа должна быть непосредственно связана с сельским хозяйством.
Истицей не представлено доказательств того, что ее работа в качестве пекаря была непосредственно связана с растениеводством, животноводством или рыболовством, т.е. не выполняла работы, связанных с выращиванием однолетних, многолетних культур и рассады, выращиванием и разведением всех видов животных, и др.
Сам по себе факт работы Юмаевой Р.Н. в сельскохозяйственной организации, в отсутствие иных обстоятельств, являющихся элементами соответствующего юридического состава, не порождает у нее права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств того, что выполнение истицей возложенных на нее трудовых обязанностей было сопряжено с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве, суд приходит к выводу, что решение об отказе Юмаевой Р.Н. в перерасчете пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 30.12.2019 года №379531/19/23 является законным, оснований для назначения надбавки к пенсии за работу в сельской местности истице не имеется, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Юмаевой Равили Низаметдиновны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о включении периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, возложении обязанности произвести выплату повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия М.О. Солдатов
Решение принято в окончательной форме 22 октября 2021 г.
Судья М.О. Солдатов