Дело № 2-1385/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2016 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующий судья Тюрин А.С.
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску мэрии города Ярославля к Отделу судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области об освобождении и уменьшении исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Мэрия г. Ярославля обратилась в Ленинский районный суд г. Ярославля с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, содержащим требования освободить мэрию г. Ярославля от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по постановлению вр.и.о. судебного пристава Ленинского РОСП г. Ярославля УФССП России по Ярославской области от 12.04.2016 г. или уменьшить размер исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что постановлением вр.и.о. судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Ярославль УФССП России по Ярославской области с мэрии г. Ярославля взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение в срок требований исполнительного листа о производстве капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Выполнение данных работ включает в себя два этапа: разработка проектно-сметной документации и выполнение ремонтных работ. Составление проектно-сметной документации возможно только организацией, выбранной по результатам торгов, в соответствии с положениями ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. После получения проектной документации должны быть проведены торги и заключение муниципального контракта на выполнение ремонтных работ. Размер денежных средств, выделенных на исполнение решений судов, является недостаточным. Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля подготовило обращение в Департамент финансов мэрии г. Ярославля об увеличении бюджетных ассигнований, в случае выделения дополнительных средств, в соответствии с порядком очередности будет подготовлена заявка на проведение процедуры торгов. Вины мэрии в неисполнении решения суда не имеется, мэрия г. Ярославля принимает все зависящие от нее меры.
В судебном заседании представитель мэрии г. Ярославля по доверенности Романцева Е.А. исковые требования поддержала, дополнив, что в настоящее время подготовлена сметная документация. В Департамент финансов мэрии г. Ярославля направлены письма о выделении дополнительных средств, в настоящее время денежных средств не выделено. Полагает, что имеются основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора либо уменьшения его размера.
Представитель ответчика Отдела судебных приставов по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области по доверенности Хватова Е.А. исковые требования не признала, считает, что вынесенное постановление является обоснованным. В адрес мэрии г. Ярославля неоднократно направлялись требования, предупреждения. Данное исполнительное производство не единственное. Полагает, что вина должника в неисполнении судебного постановления имеется.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 14.03.2014 г. на мэрию города Ярославля возложена обязанность провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполнив следующие работы: капитальный ремонт балконов в количестве 24 шт. путем восстановления защитного бетонного слоя балконных плит, гидроизоляции и ограждения балконов; расшивку трещин, ремонт штукатурного слоя и покраску цоколя жилого дома; замену оконных блоков в подъездах с последующим ремонтом штукатурного и окрасочного слоя внутренних откосов; капитальный ремонт поврежденных ступеней и межэтажных площадок, восстановление отдельных участков поручней; капитальный ремонт подвала путем выполнения работ по замене подвальных оконных блоков, ремонта штукатурки стен подвала, окраски стен подвала, ремонт бетонного пола подвала; выборочный капитальный ремонт несущих элементов крыши с восстановлением узловых соединений и антисептированием деревянных конструкций, замену утеплителя, восстановление и ремонт вентиляционных каналов, ремонт водосточной системы, ремонт слуховых окон; замену кровли; ремонт системы отопления путем замены труб стояков и лежаков, запорной арматуры, радиаторов отопления в подъездах и квартирах, утепление труб лежаков и стояков в чердачном помещении, ремонт теплового узла с установкой общедомовых приборов учета потребления ресурсов; ремонт внутридомовой инженерной системы холодного и горячего водоснабжения, в том числе замены труб лежаков и стояков, запорной арматуры, ввода в здание, утепление труб лежаков горячего водоснабжения в подвале; ремонт внутридомовой системы водоотведения, в том числе полная замена труб лежаков и стояков; ремонт системы электроснабжения, в том числе силового шкафа (ВРУ), распределительных щитков, электропроводки в местах общего пользования с заменой светильников в местах общего пользования в срок не позднее 01.01.2016 г.
На основании выданного Ленинским районным судом г. Ярославля исполнительного листа от 20.05.2014 г. Кировский районным отделом судебных приставов г. Ярославля УФССП по Ярославской области 20.06.2014 г. было возбуждено исполнительное производство. В последствии исполнительный лист был передан в Ленинский РОСП г. Ярославля УФССП Росси по Ярославской области. 29.03.2016 г. вр.и.о судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Ярославля УФССП России по Ярославской области Нагибиной А.В. возбуждено исполнительное производство.
В соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения был установлен в 5 дней.
В установленный срок судебное постановление мэрией г. Ярославля добровольно исполнено не было, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 12.04.2016 г. вынесено постановление о взыскании с мэрии г. Ярославля исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Законность указанного постановления истцом не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что для исполнения решения суда должнику мэрии г. Ярославля надлежит выполнить большой объем работ. Решение суда в установленный срок (до 01.01.2016 г.) не исполнено в связи с недостаточностью финансирования, при этом должник не уклоняется от исполнения судебного постановления, совершает действия, направленные на исполнение решения суда.
Вместе с тем, оснований для освобождения должника мэрии г. Ярославля от взыскания исполнительского сбора не имеется.
В силу ч. 1 ст. ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе, требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Доказательств того, что мэрия приняла все необходимые меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, материалы дела не содержат, отсутствие финансирования не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Учитывая степень вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа, суд считает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора на 25%.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск мэрии города Ярославля удовлетворить частично.
Уменьшить размер исполнительского сбора в отношении мэрии города Ярославля на 25% на основании постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Ярославля УФССП России по Ярославской области от 12.04.2016 г. по исполнительному производству № №-ИП.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Тюрин