Дело №33а-1909/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Кириленко Е.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Дубровой А.В.,
с участием:
административного истца Кудий А.А.,
представителя административного истца Агабабяна С.С.,
представителя административного ответчика Мовчана И.С.,
представителя заинтересованного лица Богдаловой В.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Кудий Александра Александровича к УМВД России по г. Севастополю, заинтересованное лицо Севастопольская таможня о признании решения незаконным, по апелляционным жалобам представителей УМВД России по г. Севастополю и Севастопольской таможни на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19 февраля 2019 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Кудий А.А. обратился в Гагаринский районный суд с административным иском, в котором просил:
- признать незаконными действия МРЭО ГИБДД России по г. Севастополю по отказу в рассмотрении заявления о регистрации транспортного средства, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации транспортного средства, номерных знаков.
- возложить на МРЭО ГИБДД России по г. Севастополю обязанность зарегистрировать транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя № и выдать свидетельство о регистрации транспортного средства.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19 февраля 2019 года административный иск удовлетворен частично, признаны незаконными действия МРЭО ГИБДД России по г. Севастополю по отказу в рассмотрении заявления о регистрации транспортного средства, выдаче свидетельства о регистрации транспортного средства, номерных знаков. На УМВД России по г. Севастополю возложена обязанность рассмотреть заявление Кудий А.А. о регистрации на его имя транспортного средства – автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя № с выдачей паспорта транспортного средства. С УМВД России по г. Севастополю в пользу Кудий А.А. взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением представители административного ответчика и заинтересованного лица подали жалобы, в которых просят его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об отказе удовлетворении иска.
Представитель УМВД России по г. Севастополю в своей апелляционной жалобе указывает, что автомобиль, о регистрации которого просит истец, был приобретен последним ДД.ММ.ГГГГ у юридического лица по законодательству Украины – ООО «АВТО-ЛЮКС». В соответствии с разъяснениями Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ранее зарегистрированные в соответствии с законодательством Украины юридические и физические лица, не прошедшие государственную регистрацию в качестве российского либо не воспользовавшиеся таким правом, вправе осуществлять отчуждение имеющегося у них имущества, в том числе и транспортных средств. Однако, при переходе права собственности такого имущества (транспортных средств) его следует расценивать как ранее принадлежащее иностранному юридическому или физическому лицу. При этом постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя» (Постановление №), на данные правоотношения не распространяется, приобретенное истцом транспортное средство имеет статус иностранного товара и для введения в оборот на территории Российской Федерации и допуска к участию в дорожном движении должно пройти соответствующие таможенные процедуры.
Представитель Севастопольской таможни в своей апелляционной жалобе указывает, что автомобиль <данные изъяты>, о регистрации которого просит Кудий А.А., был изготовлен на территории Украины ДД.ММ.ГГГГ, ввезен на территорию Российской Федерации, то есть перемещен через таможенную границу после ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ приобретен истцом у ООО «Авто-Люкс», зарегистрированного на территории Украины и находящегося на территории Российской Федерации, что подтверждается договором купли-продажи № и актом приема-передачи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус иностранного товара, в отношении которого необходимо совершить таможенные операции.
Названные обстоятельства подтверждаются вышеуказанными договором купли-продажи, акт приема-передачи автомобиля, а также справкой-счетом № от ДД.ММ.ГГГГ, дилерским договором Б/Н от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи транспортных средств и их составных частей, которые имеют идентификационные номера, между субъектом хозяйствования (его филиалом) и уполномоченным дилером без даты и номера, и установлены решением Гагаринского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, по иску Кудия А.А. к УМВД России по г. Севастополю о признании права собственности на автомобиль, которые судом первой инстанции не исследовались и которым не была дана должная оценка. Также указывает, что положения Постановления № на транспортное средство заявителя не распространяются и регистрация такого транспортного средства должна осуществляться с предоставлением паспорта транспортного средства после таможенного оформления.
Представители административного ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании на удовлетворении апелляционных жалоб настаивали по изложенным них доводам.
Административный истец и его представитель против удовлетворения жалоб возражали по изложенным в письменных возражениях основаниям, полагали решение суда законным и обоснованным и отмене не подлежащим.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что ООО «ЦЕНТР-АВТОСТРАНА» (предприятие), расположенное по адресу <адрес>, и ООО «АВТО-ЛЮКС» (дилер), расположенное по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ заключили дилерский договор (л.д. 28), в соответствии с которым последнее осуществляет реализацию в Украине автомобилей, импортированных в Украину предприятием, и автомобилей, произведенных в Украине и предоставленных предприятию производителем.
Согласно акта приема-передачи транспортного средства серии ТОВ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30) ООО «ВО «Кременчугский автосборочный завод» передало, а ООО «ЦЕНТР-АВТОСТРАНА» приняло изготовленное ДД.ММ.ГГГГ заводом автотранспортное средство - автомобиль Ceely Emgrand 7 модель FE, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя №.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЦЕНТР-АВТОСТРАНА» выдана справка серии ТОВ № об освобождении от уплаты экологического сбора за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств (л.д. 24). С целью исполнения дилерского договора от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи транспортных средств и их составных частей, без даты и номера вышеуказанный автомобиль был передан дилеру ООО «АВТО-ЛЮКС» для дальнейшей продажи (л.д. 26).
ООО «АВТО-ЛЮКС» с заявлением о регистрации указанного автомобиля в компетентные органы не обращалось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23) ООО «АВТО-ЛЮКС» продало, а Кудий А.А. приобрел автомобиль Ceely Emgrand 7 модель RV 1.5 basic, 2014 года выпуска, цвет белый, номер кузова №, номер двигателя №. Автомобиль передан покупателю по акту приема-передачи автомобиля № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), выдана справка-счет серии BIA № (л.д. 26).
ДД.ММ.ГГГГ Кудий А.А. обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю с заявлением о регистрации транспортного средства – легкового автомобиля <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, цвет белый, идентификационный номер №, номер кузова №, номер двигателя №.
В приеме документов ему было отказано на основании п. 22 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД № 605 от 07.08.2013 г.
Письмом № истцу разъяснены причины отказа в принятии документов – отсутствие паспорта транспортного средства и разъяснено, что регистрация транспортного средства возможна после проведения таможенных процедур и получения паспорта транспортного средства в таможенных органах.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что истцу было отказано в рассмотрении заявления о регистрации транспортного средства без наличия на то законных оснований.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается коллегия судей по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации закреплено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются, в том числе в электронной форме.
Приказом МВД России №399 от 26.06.2018 года утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, пунктом 3 которого установлено, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе, если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
Порядок осуществления регистрационных действий с транспортными средствами определен Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов, утвержденным приказом МВД России № 605 от 07.08.2013 года.
В соответствии с пунктом 22 данного Административного регламента, основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является отсутствие одного или нескольких необходимых для проведения регистрационного действия документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, либо если представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям.
В соответствии с пунктом 15.4.1 Административного регламента, заявителем должен быть представлен паспорт транспортного средства.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 399 от 27.04.2015 года «О некоторых вопросах государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Республики Крым и г. Севастополя» (далее Постановление № 399) установлено, что до 1 января 2018 г. регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - транспортные средства), находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу указанного Федерального конституционного закона проживали на территории Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 г., не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на транспортные средства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы административного истца о неправильном применении положений Постановления № 399 несостоятельны.
Так, Постановление № 399 определяет порядок осуществления регистрационных действий, связанных с заменой регистрационных документов и номеров транспортных средств, выданных государственными органами Украины до 18.03.2014 г., то есть с транспортными средствами, правоотношения в отношении которых уже возникли и действовали по состоянию на 18.03.2014 года. Истец приобрел транспортное средство ДД.ММ.ГГГГ, то есть после указанной даты, оно не было зарегистрировано в госорганах Украины.
То обстоятельство, что за истцом в судебном порядке признано право собственности на автомобиль, не свидетельствует о наличии оснований для регистрации автомобиля на основании пункта 2 Постановления 399.
Так, пункт 1 Постановления 399 определяет порядок регистрации транспортных средств, на которые у граждан право собственности не подтверждено, но они владеют ими на основании доверенностей, договоров кредита или лизинга и т.п, выданных/заключенных до 18.03.2014 г.. В таком случае ТС регистрируются временно, сроком на 5 лет.
Пункт 2 предусматривает, что в случае, если позже владелец такого транспортного средства, зарегистрированного в соответствии с пунктом 1, получит документы, подтверждающие его право собственности на него, (заключил договор купли-продажи, подтвердил в судебном порядке свое право собственности и т.д. - то есть изменился первоначальный собственник), то регистрационные действия осуществляются в установленном порядке с обязательным преставлением документов, указанных в абзаце четыре подпункта 1 пункта 1 (доверенности, договора лизинга, кредита, выданные/заключенные до 18.03.2014 года.
Таким образом, поскольку приобретенный ДД.ММ.ГГГГ Кудий А.А. автомобиль по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находился в <адрес>, государственную границу Таможенного союза пересек после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем является иностранным товаром, не был зарегистрирован в госорганах Украины, положения Постановления №339 на него не распространяются и его государственная регистрация возможна только после таможенного декларирования и получения паспорта транспортного средства, вследствие чего МРЭО ГИБДД УМВД России по г. Севастополю обоснованно отказало истцу в приеме документов о государственной регистрации вышеназванного автомобиля.
При этом то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № года за Кудий А.А. признано право собственности на вышеуказанный автомобиль, как и его приобретение в переходный период, исходя из вышеизложенного, не является основанием для осуществления регистрационных действий в отношении последнего, поскольку регистрация транспортных средств осуществляется для допуска к дорожному движению в соответствии с действующим законодательством и не подтверждает наличие либо отсутствие права собственности на них, соответственно, не порождает у регистрационного органа безусловной обязанности его зарегистрировать при наличии оснований для отказа в принятии документов либо регистрации. При этом право собственности истца на автомобиль административным ответчиком не оспаривается, а судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по регистрации транспортного средства на него не возлагалась.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2019 года не может быть признано законным и обоснованным, нормы материального права судом применены неверно, а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оно подлежит отмене с постановлением нового об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 февраля 2019 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Кудий Александра Александровича к УМВД России по г. Севастополю, заинтересованное лицо Севастопольская таможня о признании решения незаконным - отказать.
Председательствующий
судьи