Дело № 2-2001/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 16 декабря 2013 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Гольман С.В.,
при секретаре Беловой Е.А.,
с участием истца Тихоновой М.В., представителя истца Кравченко Е.В. и представителя ответчика Елизаровой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоновой М.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,
УСТАНОВИЛ:
Тихонова М.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области (далее – Управление), просит обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учёба в Кинешемском педагогическом училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учёба во Владимирском государственном педагогическом институте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника на 0,75 ставки, воспитатель 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК ? Ивоблисполкома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитатель по работе с детьми дома отдыха «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитатель по работе с детьми санатория «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – педагог-организатор санатория «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») с момента обращения.
Впоследствии Тихонова М.В. исковые требования уточнила, просит обязать ответчика включить в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника на 0,75 ставки, воспитатель 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК ? Ивоблисполкома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитатель по работе с детьми дома отдыха «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – педагог-организатор санатория «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения. Определением Кинешемского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление Тихоновой М.В. об уточнении исковых требований принято к производству суда
В обоснование заявленных требований Тихонова М.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в чём ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. С решением Управления не согласна.
Спорный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника 0,75 ставки и воспитателя 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК3/4 Ивоблисполкома не зачтён в специальный стаж в связи с отсутствием в списках наименования «детский комбинат». К указанным правоотношениям применяются Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на выслугу лет, утвержденный Постановлен6ием СовМина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавший до 01 октября 1993 года, Список профессий, должностей и учреждений, работа в которых даёт право на досрочное назначение пенсии и Правила исчисления специального стажа, утвержденные постановлениями Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067. Соответствующие Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не ограничиваются во временном действии и применяются ко всем периодам работы.
В названном Перечне № 1397 указано, что право на выслугу лет дает работа в детских садах и объединенных яслях-садах.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», действовавших до 22 сентября 1999 года, работа в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли) давала право работнику на льготную пенсию.
Спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя по работе с детьми дома отдыха «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя по работе с детьми санатория «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога - организатора санатория «Решма» не включены в специальный стаж по причине отсутствия в Списке № 781 наименования учреждений «дом отдыха» и «санаторий».
Истец полагает, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрена должность «воспитатель». Также в указанном списке в разделе «Наименование учреждений» в п. 1.14 предусмотрены детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Именно к таким санаториям относится санаторий «Решма». В должностные обязанности её как воспитателя включены: организация отдыха детей, проведение занятий по ИЗО, организация свободного времени, прогулки, спектакли, утренники, праздничные концерты и другие обязанности, выполняемые в течение полного рабочего дня. После переименования должности с «воспитателя» на «педагога-организатора» истец продолжала осуществлять педагогическую деятельность, то есть обучала и воспитывала детей, в течение полного рабочего дня несла ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.
Отказ Управления во включении в специальный стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации считает незаконным потому, что в силу положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации такие периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. За указанные периоды работодателем отчисления в Пенсионный фонд производились.
По мнению истца, отсутствует её вина в не предоставлении работодателем сведений индивидуального персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования о льготном характере работы, невыполнение этой обязанности работодателем не может служить основанием для не включения спорных периодов работы в специальный стаж.
Истец Тихонова М.В. полагает, что с учетом спорных периодов на момент обращения в Управление её специальный стаж составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, в связи с чем она имеет право на назначение трудовой пенсии по старости со дня первоначального обращения, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Тихонова М.В. и представитель истца адвокат Кравченко Е.В., допущенная к участию в деле в качестве представителя истца по устному ходатайству истца и представившая ордер № 016425 от 05 декабря 2013 года, исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Управления Елизарова М.Н., действующая на основании доверенности от 01 марта 2013 года № 14, возражала против удовлетворения исковых требований Тихоновой М.В. по мотивам, указанным в отзыве от 21 ноября 2013 года, согласно которому Тихонова М.В. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 25 лет. Специальный стаж на момент обращения составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня.
С 01 января. 2002 года вступил в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с пунктом 1 статьи 1 которого трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным законом.
При этом статья 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает, что трудовая пенсия устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день назначения пенсии.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», досрочная трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 29 октября 2002 года № 781, которым были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список № 781, Правила № 781).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2001 года № 2 установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001года. К таким нормативным правовым актам относилось Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991года № 463, которым был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР (далее - Список № 463) и Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, которым были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список № 1067 и Правила № 1067). Периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитываются в специальный стаж в соответствии со Списком № 463, после 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком № 1067 и Правилами № 1067.
В специальный стаж Тихоновой М.В. не засчитан период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должностях
музыкального работника на 0,75 ставки и воспитателя на 0,3 ставки в детском
комбинате Учреждения ОК 3/4 Ивоблисполкома. В соответствии со Списками № 781 и № 463 досрочная трудовая пенсия педагогическим работникам назначается при соблюдении одновременно двух условий - работы в конкретных должностях и в определенных учреждениях. Наименование учреждения «детский комбинат» указанными Списками не предусмотрено, таким образом работа в указанном учреждении не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действующий до 1 октября 1993года также не предусматривает включение в специальный стаж периодов работы в детском комбинате. Следовательно, периоды работы в детском комбинате не могут быть включены в специальный стаж.
В специальный стаж Тихоновой М.В. не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности воспитатель по работе с детьми
санатория «Решма» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности педагога - организатора санатория «Решма».
В пункт 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 включены детские
санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с
последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом,
психоневрологические. В соответствии с пунктом 7 Правил № 781, работа в учреждениях здравоохранения, указанных в пункте 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781, засчитывается в стаж работы только в должностях воспитателя и старшего воспитателя.
Таким образом, в специальный стаж могут быть включены периоды работы только в детских санаториях, в санаториях определенного профиля, с определенным видом заболевания и в определенной должности. Документов, подтверждающих, что санаторий «Решма» является детским санаторием, не предоставлено. Согласно выданной справке по номенклатуре работ и медицинских услуг санатория, Устава санатория ФГУ санаторий «Решма» является многопрофильным, т.е. осуществляет лечение больных по следующим направлениям: клиническая лабораторная диагностика, неврология, рефлексотерапия, терапия, педиатрия, стоматология терапевтическая, отоларингология, психотерапия, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, физиотерапия.
Разделом «Наименование должностей» Списка № 781 не предусмотрена должность педагог - организатор.
В исковом заявлении истец указывает, что должностные обязанности в результате переименования должности с «воспитателя» на «педагога - организатора» не изменились. Однако, согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, Управлению не дано. Тождество устанавливает Минздравсоцразвития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2002 года № 516. Списками № 463, № 1067 не предусмотрены наименование учреждения «санаторий», наименование должности «педагог - организатор».
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, также не предусматривает включение в специальный стаж периодов работы в санатории. Кроме того, в соответствии с статьёй 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и пунктом 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» суды, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ и после такой регистрации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Тихонова М.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Индивидуальные сведения с ДД.ММ.ГГГГ, представленные работодателем, не подтверждают специальный стаж работы. Таким образом, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж.
В специальный стаж Тихоновой М.В. не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> дней) - курсы повышения квалификации в период работы учителем музыки восьмилетней школы № 9 города Вичуга.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерацииот 11 июля 2002 года № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Курсы повышения квалификации не предусмотрены указанными Правилами.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года, может производиться в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на 31 декабря 2001 года. К таким правовым актам, в частности, относилось Разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78,78 прим. Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утверждённое постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29. Указанным Разъяснением включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено.
Представитель ответчика полагает, что в назначении досрочной трудовой пенсии Тихоновой М.В. было отказано правомерно ввиду отсутствия необходимого стажа работы и соответствуют нормам действующего законодательства.
Заслушав истца Тихонову М.В., представителя истца Кравченко Е.В., представителя ответчика Елизарову М.Н., суд приходит к следующим выводам.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № 52, признано истцом и не оспаривается ответчиком, Тихонова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) (л.д.52-53).
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 отказано в установлении пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Согласно Протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, в специальный стаж включены периоды работы Тихоновой М.В. общей продолжительностью <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, не засчитаны периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в Кинешемском педагогическом училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба во владимирском государственном педагогическом институте, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – музыкальный работник 0,75 ставки, воспитатель 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК ? Ивоблисполкома, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитатель по работе с детьми санатория «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – педагог-организатор клуба санатория «Решма», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (женщинам - до достижения возраста 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 вышеназванной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком работ, профессий, должностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, поименованы воспитатели и дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сады (сады-ясли), детские ясли.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Тихонова М.В. работала в должности музыкального работника 0,75 ставки и воспитателя 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК ? Ивоблисполкома. Указанный период не засчитан ответчиком в специальный стаж со ссылкой на Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 781, № 464, № 1397, которыми не предусмотрено наименование учреждения «детский комбинат».
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, содержит указания на должность музыкального руководителя, воспитателя и наименование организации «дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребёнка-детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли».
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 года № 39 «Об установлении тождества наименования должности «Музыкальный работник» наименованию должности «Музыкальный руководитель» установлено тождество наименования должности «музыкальный работник» наименованию должности «музыкальный руководитель», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В период работы истца в детском комбинате действовали Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым были поименованы детские сады и объединенные ясли-сады, а также предусмотрена должность воспитателя, и Список профессий и должностей работников народного образования, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, которым предусмотрены дошкольные образовательные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Ясли-сады были созданы на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 в результате объединения двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, что было произведено в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни.
Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01 января 1976 года Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01 января 2003 года (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06 ноября 2001 года № 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Так, наименование «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад».
Исходя из изложенного, период работы Тихоновой М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального работника 0,75 ставки и воспитателя 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК ? Ивоблисполкома подлежит включению в специальный стаж.
Из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости исключены периоды работы Тихоновой М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя по работе с детьми санатория «Решма» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора санатория «Решма».
Должностные обязанности воспитателя определены Должностной инструкцией воспитателя санатория «Решма», утвержденной 15 февраля 2008 года и должностной инструкцией воспитателя санатория «Решма», утвержденной 16 января 1997 года, в соответствии с которыми в обязанности воспитателя входит: организация отдыха детей, приехавших с родителями в санаторий, проведение занятий по ИЗО, конкурсов, аттракционов, прогулок на свежем воздухе, показ видеофильмов, организация детских спектаклей, праздничных утренников, детских концертов, вечеров сказок и загадок у камина, изучение возраста, наклонностей и способностей детей и учитывание их при составлении планов мероприятий для детей, привлечение детей к активному участию в спортивных праздниках, детских представлениях, спектаклях и других праздниках, участие в концертах, в представлениях в качестве ведущего или сказочного персонажа. Воспитатель обеспечивает правильное воспитание детей ( л.д. 36-37, 46-47).
Согласно справке от 20 сентября 2013 года, выданной на основании методических рекомендаций «Организация работы санитарно-отборочных комиссий по медицинскому отбору в учреждения санаторно-курортного профиля, находящиеся в ведении ФМБА России» определены следующие показания для лечения: заболевания сердечно-сосудистой системы для взрослых и детей, заболевания органов дыхания для взрослых и детей, заболевания опорно-двигательного аппарата для взрослых и детей (л.д.35). Согласно справке о номенклатуре работ и медицинских услугах учреждения ФГБУЗ МЦ «Решма» ФМБА (л.д.34), учреждение, в котором работала истец, оказывает медико-санитарную помощь при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой, высокотехнологичной, санитарно-курортной медицинской помощи, в том числе, по направлениям гематологии, неврологии, ревматологии, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата для взрослых и детей.
Для проведения занятий по психологической реабилитации и социальной адаптации больных детей предусмотрены должности воспитателей, одну из которых занимала истец Тихонова М.В.
Должность воспитателя поименована в разделе «Наименование должностей» Списка № 781. В разделе «Наименование учреждений» указанного Списка поименованы детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Это означает, что работа в должности, поименованной Списком, в многопрофильном санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «Наименование учреждений» Списка, даёт право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением медицинской (педагогической) деятельности независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям.
Указанные доказательства, а также путёвки в санаторий «Решма» № и № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, № и № от ДД.ММ.ГГГГ, положение о Санатории (для родителей с детьми) «Решма» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 1992 года, Устав ФГУЗ санаторий «Решма» Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 января 1997 года, Устав ФГУЗ «Решма» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию от 16 марта 2005 года дают суду основания полагать, что педагогическая деятельность Тихоновой М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя осуществлялась в детском санатории, одним из профилей которого является лечение, указанное в пункте 1.14 Списка № 781, в связи с чем данный период подлежит включению в специальный стаж.
В части исковых требований о включении в специальный трудовой стаж Тихоновой М.В. периода её работы в должности педагога-организатора санатория « Решма», суд пришел к следующим выводам.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей от 29 октября 2002 года № 781, а также в ранее действовавших: Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, отсутствует наименование должности «педагог-организатор».
Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года № 367, предусмотрена самостоятельная наименования должность «педагог-организатор», однако в названные Списки данная должность включена не была.
Учитывая изложенное, период работы Тихоновой М.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-организатора санатория «Решма» не подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В специальный стаж истца не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении данных Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 112 Кодекса законов о труде РСФСР (действовал до 1 февраля 2002 года), в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Так, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Период нахождения на курсах повышения квалификации по сути законодателем приравнивается к выполнению работником своих обязанностей. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Действующим трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (часть 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя являлось обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со статьёй 92 Закона РСФСР «О народном образовании» от 02 августа 1992 года, статьёй 62 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утверждённых Законом СССР от 19 июля 1973 года № 4536-VIII, Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, органы и учреждения народного образования, министерства, государственные комитеты и ведомства обеспечивают создание педагогическим и другим работникам народного образования необходимых условий для успешной работы и систематического повышения квалификации.
На основании изложенного, принимая во внимание, что для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения своих профессиональных должностных обязанностей, суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение.
При этом суд учитывает следующее.
Федеральный закон Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в соответствии со статьёй 20 данного закона вступивший в законную силу с 1 января 1997 года на всей территории Российской Федерации, ввёл институт индивидуального (персонифицированного) учёта в целях создания условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении, создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты, упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам (статья 3 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, в силу статьи 5 закона является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о работающих у работодателя застрахованных лицах возложена на работодателя.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» от 10 июля 2007 года № 9-П указал на то, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих по трудовому договору лиц в силу природы и предназначения обязательного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию.
Истец является добросовестным участником гражданских и трудовых правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом. Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем. При таких обстоятельствах ненадлежащее исполнение работодателем обязанности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в отношении застрахованного лица – истца по делу не должно препятствовать реализации им пенсионных прав.
Возлагать бремя неблагоприятных последствий на работника из-за халатности должностных лиц работодателя неправомерно, в связи с чем, довод ответчика об отсутствии за периоды прохождения курсов повышения квалификации индивидуальных сведений, подтверждающих специальный стаж работы истца, суд находит несостоятельными.
Согласно статье 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, при включении в специальный стаж истца указанных периодов спорных периодов, суммировании периодов специального трудового стажа, зачтённого ответчиком (<данные изъяты>), стаж истца на момент обращения в Управление составляет более 25 лет, и истец приобретает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 27 ФЗ Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ» с момента обращения за назначением указанной пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного Кодекса.
Тихоновой М.В. при подаче искового заявления в суд в соответствии со статьёй 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается чек-ордером *<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Таким образом, расходы истца по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тихоновой М.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городском округе Кинешме и
Кинешемском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, Тихоновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – музыкальный работник 0,75 ставки, воспитатель 0,3 ставки детского комбината Учреждения ОК ? Ивоблисполкома,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитатель по работе с детьми санаторий «Решма»,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсы повышения квалификации, -
в календарном исчислении,
назначив пенсию по старости, предусмотренную пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований о включении в специальный трудовой стаж необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагог-организатор санатория «Решма» Тихоновой М.В. отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области в пользу Тихоновой М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.В.Гольман