2-722/2012
Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерации
с.Алнаши УР 12 июля 2012 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
с участием помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Воронцовой О. А.
при секретаре Алексеевой Е. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «<***>» о признании деятельности по размещению отходов производства и потребления противоречащей требованиям федерального законодательства и о запрещении указанной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным иском к ООО «<***>», основными видами деятельности которого являются сбор и очистка воды, распределение воды, сбор и обработка сточных вод, сбор и обработка прочих отходов, по тем основаниям, что в нарушение требований п. 2.4 Устава ООО, ч. 3 п. 1, ч. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», общество занимается транспортировкой и размещением отходов 1-4 классов опасности без лицензии на соответствующий вид деятельности, размещает отходы на земельном участке, расположенном в пяти километрах от <***> на территории МО «<***>», часть из которого относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, в границах водоохраной зоны реки <***> в 160 метрах от береговой линии.
В судебном заседании помощник прокурора Воронцова О. А., действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком до дд.мм.гггг, исковые требования поддержала, просила признать деятельность ответчика по размещению отходов на почве земельном участке, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала №, противоречащей требованиям законодательства и в целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц запретить деятельность ООО «<***>» по размещению отходов I - IV класса опасности с момента вступления решения суда в законную силу до получения лицензии на осуществление указанной деятельности.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УР Вологжанин В. В., действующий на основании доверенности № от <***>, подтвердил факт нарушения ответчиком требований природоохранного законодательства при размещении отходов производства и потребления, что причиняет вред окружающей среде, а также отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии свалки санитарным нормам.
Представитель ответчика Иванов В. И., действующий на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком до дд.мм.гггг, с заявленным иском согласился, подтвердил, что ООО «<***>» занимается деятельностью по размещению отходов производства и потребления без лицензии, представил суду отзыв в письменной форме, по смыслу которого ответчиком проведен ряд мероприятий по приведению свалки в нормативное состояние, приостановление деятельности предприятия по размещению отходов 1-4 класса опасности приведет к нарушению прав граждан, которые пользуются услугами предприятия.
Представитель Администрации Алнашского района УР Мечин М. С., действующий на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком на 1 год, подтвердил место размещения свалки частично на землях сельскохозяйственного назначения в водоохраной зоне, перевод которых в другую категории производится через Правительство УР, проведение работ по совместному плану с ответчиком на устранение нарушений, связанных с безлицензионным размещением отходов, пояснив, что приостановление деятельности ответчика по размещению отходов может привести к образованию несанкционированных свалок на территории района.
Выслушав стороны, участвующих в деле лиц, исследовав представленные суду материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью «<***>» (далее - ООО «<***>») действует на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителя № от дд.мм.гггг, сведения об обществе внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен ОГРН №, ИНН №. Юридический адрес общества: <***>. Фактический адрес: <***>.
На основании решения № единственного учредителя от дд.мм.гггг директором ООО «<***>» назначена Н.Л.В. .
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 50, ст. 96 Гражданского кодекса РФ, п. 2.2 Устава ООО «<***>» общество является коммерческой организацией, целью деятельности которого является удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.
Согласно п. 2.3 Устава основными видами деятельности общества являются сбор и очистка воды, распределение воды, сбор и обработка сточных вод, сбор и обработка прочих отходов.
По требованиям п. 2.4 Устава, с ч. 3 п. 1, ч. 2 п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по
сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; а сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР РФ от 02.12.2002. № 786, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в РФ отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду. Тринадцатизначный код определяет вид, отходов, характеризующий их общие классификационные признаки, при этом девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы (например, 1 - твердые отходы), одиннадцатая и двенадцатая цифры - опасных свойств и их комбинаций (например, 1 - токсичность, 2 - взрывоопас-ность), тринадцатая - класса опасности (1 - первый класс опасности, 2 - второй класс опасности, 3 - третий класс опасности, 4 - четвертый класс опасности, 5 - пятый класс опасности, 0 - класс опасности не определен).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4 класс опасности, код 912 004 00 01 00 4), «отходы от жилищ крупногабаритные» (911 002 00 01 00 5, пятый класс опасности) и т.п.
ООО <***> дд.мм.гггг получено уведомление о предоставлении лицензий на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а именно на сбор отходов I, III и IV классов опасности. До указанного периода времени ООО <***> осуществляло деятельность по сбору и размещению отходов без лицензии на соответствующий вид деятельности.
Проведенной проверкой установлено, что ООО <***>» осуществляет сбор с целью последующего размещения отходов на земельном участке, расположенном в пяти километрах от <***>, на территории МО «<***>».
дд.мм.гггг сотрудником Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры совместно со специалистами Управления Росприрод-надзора по Удмуртской Республике и специалистом Управления Росреестра по Удмуртской Республике осуществлен выезд на земельный участок, расположенный в пяти километрах от <***>, на территории МО «<***>».
Из справки Управления Росреестра по Удмуртской Республике (письмо от дд.мм.гггг №) следует, что ориентировочная площадь земельного участка, на котором размещена свалка, составляет 29554 кв.м. Земельный участок частично расположен в границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала №.
В соответствии с договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена № от дд.мм.гггг администрацией Алнашского района в аренду ООО «<***>» передан земельный участок из категории земель промышленности с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <***> для использования в целях размещения свалки мусора, отходов, нечистот, общей площадью 16000 кв.м. сроком до дд.мм.гггг.
Из справки Управления Росреестра по УР следует, что в государственном кадастре недвижимости имеется земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории земель промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование - для свалки мусора, отходов, нечистот. Данный земельный участок является декларативным, то есть его площадь и границы подлежат уточнению и закреплению на местности.
Вместе с тем, проверкой установлено, что ООО «<***>» для размещения отходов использует земельный участок, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала №, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п.8 ч.1 ст.1, ч.ч. 1,2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч.1 ст.77, ст.78, ч.1 ст.79, ст.80 Земельного Кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли указанной категории могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. При этом сельскохозяйственные угодья и пашни) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с ч. 3 ст. 129 и ст. 260 Гражданского Кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения для других целей не допускается Указанные земельные участки могут переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается специальными федеральными законами.
По требованию ст. 42 Земельного кодекса землепользователи обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Из информации, представленной по результатам выезда Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике (письмо от дд.мм.гггг №) следует, что отходы на территории свалки размещены непосредственно на почву по всему земельному участку в виде несортированных бессистемных развалов. В ходе обследования на территории свалки обнаружены различные виды отходов I, IV и V классов опасности.
В ходе осмотра водоохранной зоны <***> установлено, что берег водного объекта имеет незначительный уклон, покрыт древесно-кустарниковой растительностью. Трубные выпуски сточных вод в <***> не обнаружены.
Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны <***> составляет 200 м.
При обследовании территории водоохранной зоны <***> обнаружено размещение мест захоронения отходов производства и потребления в 160 метрах от береговой линии, то есть в границах водоохранной зоны.
По требованиям п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение мест захоронения отходов производства и потребления.
Согласно ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Судом установлено, ответчиком подтверждено, что транспортировка и размещение отходов осуществляется на свалку бытовых отходов, расположенную в пяти километрах от <***>, на территории МО «<***>» с ноября 2010 года. Для сбора твердых бытовых отходов от организаций и населения используется спецтехника - мусоровоз <данные изъяты>. ООО «<***>» осуществляет сбор и размещение твердых бытовых отходов от организаций и населения. Сбор твердых бытовых отходов от населения от населения осуществляется по утвержденному графику, от организаций - по заявкам.
Таким образом, ООО «<***>» осуществляет деятельность по размещению (хранению, захоронению) твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала № с нарушением требований, установленных п.8 ч.1 ст.1, ч.ч. 1,2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 129 и ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
По выявленным нарушениям законодательства в отношении ООО <***> Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). На основании решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от дд.мм.гггг требования прокурора удовлетворены, ООО <***> привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
На имя руководителя ООО «<***>» внесено представление об устранении нарушений закона в сфере обращения с отходами I - IV классов опасности. По результатам рассмотрения представления нарушения в деятельности Общества устранены не в полном объеме.
В настоящее время отходы продолжают вывозиться на земельный участок, расположенный в 5 км. от <***>, на территории МО «<***>».
Вывоз бытовых отходов и их складирование на почву на несанкционированной свалке бытовых отходов, расположенной на земельном участке, часть которого относится к водоохраной зоне <***> создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Пункт 8 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает в качестве основных принципов охраны окружающей среды презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абз. 1, 2, 3 ст.З. ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами установленных экологических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан, неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье (ст.20 Конституции), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ООО «<***>» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупности, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения.
Учитывая изложенное, ООО «<***>» не вправе осуществлять деятельность по размещению отходов, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала №.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Вышеуказанные нарушения не позволяют сделать вывод об отсутствии потенциальной экологической опасности деятельности ООО <***> по обращению с отходами I - IV классов опасности, и оценке воздействия на окружающую среду и человека данной деятельности и ее последствий.
Поэтому требования прокурора, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, подлежат удовлетворению в полном объеме, как законные, обоснованные, подтвержденные совокупностью относимых, допустимых и достоверных доказательств.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном п. 6 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО <***> удовлетворить.
Признать деятельность ООО <***> по размещению отходов на почве на земельном участке, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером № и кадастрового квартала №, противоречащей требованиям п.8 ч.1 ст.1, ч.ч. 1,2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 129 и ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Запретить деятельность ООО «<***>» по размещению отходов I - IV класса опасности с момента вступления настоящего решения суда в законную силу до получения лицензии на осуществление указанной деятельности.
Взыскать с ООО «<***>» государственную пошлину государственную пошлину в доход государства в размере 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 13 июля 2012 года.
Председательствующий судья А.С.Гвоздикова