Дело № 12-15/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья Республика Карелия 17 июня 2020 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Назарова Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление № 1377/19л от 27 февраля 2020 года начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 1377/19л от 27 февраля 2020 года начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. (далее по тексту постановления должностное лицо) Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту постановления ПАО «МРСК Северо-Запада») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 52000 рублей.
ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить решение должностного лица и прекратить производство по делу.
В обоснование указывают, что акт осмотра от 08.05.2019 № 38 и протокол об административном правонарушении от 21.10.2019 № 11/2, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, не содержат информацию о наличии события и состава правонарушения. Ссылаясь на положения ст. 16.1, ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России № 474, указали, что лесосечные работы на просеках ЛЭП осуществляются в том же порядке, что и любые лесосечные работы, а лесопользователь сохраняет право на устранение недостатков в течение 12 месяцев с даты начала задекларированного периода. Обществу вменено нарушение пунктов 19 и 35 Правил пожарной безопасности № 417. Данные нормы не содержат указания на сроки выполнения обязанности и являются общими по отношению к специальным нормам раздела III указанных Правил, а также Приказов Минприроды № 367, № 474 от 13.09.2016, Приказа Россельхоза № 223 от 10.06.2011, регламентирующих последовательность проведения лесосечных работ. Поскольку при проведение работ для создания условий безопасной эксплуатации ЛЭП объективно образуется древесина и порубочные остатки, в том числе в пожароопасный период, они к определенному законодателем сроку, указанному выше, должны быть убраны способами, предусмотренными разделом III Правил № 417.
Оспаривает выводы должностного лица о длящемся характере нарушений Обществом Правил пожарной безопасности № 417, поскольку нарушение срока очистки лесосеки не является длящимся правонарушением, а протокол в части установления факта нарушения срока очистки лесосеки, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Обращают внимание, что ранее по акту осмотра от 08.05.2019 был составлен протокол № 11 от 18.06.2019, на основании которого было возбуждено дело об административном правонарушении № 619/19л по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Протокол № 11 от 18.06.2019 был возвращен должностному лицу лесничества для устранения недостатков в течении трех дней, при этом определение о возвращении материалов заявителю направлено не было. Вынесение таких процессуальных документов как новый протокол по тому же нарушению, письмо Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия с просьбой считать недействительным определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, КоАП РФ не предусмотрено.
Пишут, что оспариваемым постановлением, а также постановлениями № 1375/19л и № 1376/19л от 27.02.2020 Общество привлечено к ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах по ст.1 ст.8.32 КоАП ПРФ, допущенное на просеках линий электропередачи на территории Ихальского участкового лесничества Лахденпохского района. Выявление произошло в рамках одной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, рассмотрение дел подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, в связи с чем Общество могло быть привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. При этом прохождение линий электропередачи, принадлежащих Обществу, по разным кварталам одного центрального или участкового лесничества, по мнению заявителя, не влечет возможность многократного привлечения Общества к ответственности и не является основанием для назначения самостоятельных наказаний. Протоколы по перечисленным делам, составленные Лахденпохским лесничеством в один день 21.10.2019 на основании актов осмотра от 08.05.2019, подлежали рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления, без искусственного создания множественности правонарушений.
В возражениях на жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия просил в удовлетворении жалобы отказать. Полагает, что протокол об административном правонарушении № 11/2 от 21.10.2019, составленный на основании акта осмотра № 38 от 08.05.2019 доказывают факт нарушения лесного законодательства со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада». Положения приказов Минприроды РФ № 367 и № 474, на которые ссылается заявитель, применимы в отношении лиц, использующих леса на основании лесных деклараций, проектов освоения лесов, технологических карт разработки лесосек. Общество к таким лицам не относится, так как осуществляло работу по уведомлению, которое не является документом, устанавливающим выполнение обязанности Общества к определенному сроку. Правонарушение является длящимся. Проведение работ по расчистке трасс воздушных ЛЭП должно осуществляться не только в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, Приказа Россельхоза от 10.06.2011 № 223, указанных в жалобе, но и с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения. Пишут, что в связи с неполучением Обществом акта осмотра № 38 и акта патрулирования от 08.05.2019, Министерство вынесло определение № 619/19л от 23.08.2019 о возвращении протокола № 11 от 18.06.2019 для устранения недостатков, то есть протокол был возвращен на стадии подготовки дела об административном правонарушении. При этом направление определения о возвращении материалов лицу, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, законом не предусмотрено. Срок для устранения недостатков протокола не является пресекательным, поскольку должны быть соблюдены правила надлежащего оповещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по факту устранения недостатков протокола. Постановление по этому протоколу не выносилось, в связи с чем права Общества не нарушены. Несостоятельным считает и довод жалобы о рассмотрении нарушений, выявленных в рамках одного лесничества, в одном производстве, поскольку ЛЭП проходит по территории лесного фонда через лесные участки, которые в соответствии с Лесным кодексом РФ и лесным законодательством имеют свои границы, местоположения и площади, распределенные на лесные кварталы и выделы участковых лесничеств, то есть место совершения административного правонарушения разное. Кроме того, по указанным постановлениям вынесены административные штрафы в отношении разных линий электропередач. Назначенный административный штраф по данному делу составляет менее половины от предусмотренной КоАП РФ санкции, что свидетельствует о разумном подходе административного органа в части соразмерности наказания, и отвечает требованиям ст. 3.1 КоАП РФ.
Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада», надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместитель главного государственного лесного инспектора в РК Коханский С.А., государственный лесной инспектор в лесничествах и лесопарках РК Смирнов А.Ю., уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Оценив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с пунктом 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.04.2019 №743 (приказ от 26.04.2019 №818 «О внесении изменений в приказ от 14.04.2019 №743) на территории Лахденпохского района установлен пожароопасный сезон с 26.04.2019 года.
Письмом № МР2/3-50/297-36/2967 от 15.10.2018 ПАО "МРСК Северо-Запада" информировало ГКУ РК Лахденпохского центрального лесничества о производстве работ по расчистке трасс воздушных линий электропередач напряжением 6-100 кВ от древесно-кустарниковой растительности и вырубке угрожающих деревьев на ВЛ-35 кВ Л-31С ПС-4 Леванпельто-ПС-15С Труд в пределах проектной ширины просеки с неукоснительным соблюдением правил уборки порубочных остатков в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах от 30.06.2007 № 417.
8 мая 2019 года в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда должностными лицами ГКУ «Лахденпохское центральное лесничество» был произведен осмотр территории лесного фонда квартал 112 выдел 30, 48 Ихальского участкового лесничества. В охранной зоне линии электропередачи ВЛ-35 кВ Л-31С ПС-4 Леванпельто-ПС-15С Труд в квартале 112 выдел 30, 48 Ихальского участкового лесничества обнаружено, что срубленные деревья оставлены на просеке (трассе) ЛЭП на местах рубки, обрубка сучьей не произведена, порубочные остатки и срубленные деревья оставлены по всей площади просеки (трассы) ЛЭП, складирование и уборка заготовленных деревьев, порубочных остатков не произведены, что является нарушением пунктов 19 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.
Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 11/2 от 21.10.2019, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; актом осмотра № 38 от 08.05.2019 с фототаблицей к нему; актом патрулирования от 08.05.2019; копией уведомления ПАО «МРСК Северо-Запада» в адрес ГКУ РК Лахденпохское центральное лесничество о производстве работ по расчистке трасс воздушных линий электропередач.
Оснований сомневаться в достоверности сведений, изложенных в протоколе об административном правонарушении и акте осмотра, не имеется.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Протокол об административном правонарушении № 11/2 от 21.10.2019 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен в соответствии с нормами КоАП РФ, существенных нарушений при его составлении не допущено. Указание в жалобе на то, что данный протокол является недопустимым доказательством, поскольку был составлен повторно после возвращения протокола об административном правонарушении от 18.06.2019, является несостоятельным, поскольку положения ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ не исключают возможности составления нового протокола об административном правонарушении. При этом учитывается, что в материалах дела отсутствуют сведения о составлении в отношении Общества иных протоколов об административном правонарушении по тому же событию административного правонарушения, указанному в протоколе от 21.10.2019, и послуживших основанием для привлечения его к административной ответственности. Нарушение срока устранения недостатков протокола, предусмотренных ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, не является основанием для отмены постановления, поскольку указанный срок не является пресекательным. Направление определения о возвращении материалов лицу, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, законом не предусмотрено.
Вывод должностного лица о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки мнению заявителя, положения приказов Минприроды РФ от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» и от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного Кодекса Российской Федерации», на которые ссылается заявитель, применимы лишь в отношении лиц, использующих леса на основании лесных деклараций, проектов освоения лесов, технологических карт разработки лесосек. Общество к таким лицам не относится, так как осуществляло работу по уведомлению, которое не является документом, устанавливающим выполнение обязанности Общества к определенному сроку.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и совершенное ПАО «МРСК Северо-Запада» в форме бездействия, является длящимся, поскольку выражается в длительном невыполнении обязанностей по расчистке мест вырубки.
При изложенных обстоятельствах доводы жалобы, в которых заявитель оспаривает событие вмененного административного правонарушения, ссылается на недоказанность вины юридического лица, не могут быть приняты во внимание.
Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у юридического лица возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства - добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, а также наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства - повторное совершение однородного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения правила, закрепленного в ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, не установлено. ПАО "МРСК Северо-Запада" привлекалось к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в разных кварталах и выделах лесничества, имеющих разное местоположение, что указывает на то, что каждое из противоправных действий образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. С учётом вышеизложенного, не имелось оснований и для объединения дел в одно производство.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены постановления не нахожу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. № 1377/19л от 27 февраля 2020 года - оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья Л.В.Назарова