Дело № 2-257/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 марта 2014 года п. Серышево
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Демяненко Н.А.,
при секретаре Суминой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО5 к администрации пгт. <адрес> ФИО6 <адрес>, администрации <адрес> ФИО6 <адрес> о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включения в списки пострадавших, претендующих на получение финансовой помощи,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО1, ФИО5 обратились в суд с иском, в ходе судебного заседания истец ФИО1 показала, что она и ее сын ФИО5 постоянно проживают по адресу: ФИО6 <адрес>, пгт. Серышево, <адрес>. В связи с проливными дождями с 8 и 9 августа, их квартира и приусадебный земельный участок были подтоплены. Единовременная материальная была им выплачена. В октябре 2013 года они обратились в администрацию <адрес> с заявлением о выплате финансовой помощи. ДД.ММ.ГГГГ комиссия администрации пгт. Серышево обследовала их дом. По результатам был составлен акт, который был утвержден главой Серышевского района. Однако администрация Серышевского района решением от 30 января 2014 года № 01-29-799, им во включении в списки на выплату финансовой помощи, отказала. Решение об отказе, администрация Серышевского района обосновала протоколом № 2 заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 15 января 2014 года, которым, рекомендовано главам муниципальных образований повторно проверить заявления граждан на выплаты, поданные ими в ноябре - декабре 2013 года, исходя из того, что документы на выплату единовременной материальной и финансовой помощи принимаются от граждан по судебным решениям. Решение администрации Серышевского района является незаконным. Решение администрации Серышевского района противоречит статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статье 18 Конституции Российской Федерации, п.1 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. № 423 и п.п. 2.1-2.4 и 3.7 Методических рекомендаций. Условия, необходимые для оказания им единовременной материальной и финансовой помощи (п.2.2. п. 2.3 раздела II Методических рекомендаций), имели место, дом и земельный участок были подтоплены водой, Подполье размыло. Указанный факт был установлен комиссией администрации пгт. Серышево при обследовании 25 октября 2013 года. То есть факт частичной утраты имущества был установлен. Акт обследования от 31 октября 2013 года на выплату финансовой помощи за частично утраченное имущество, был утвержден главой Серышевского района. Документы, необходимые для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи, ими были представлены своевременно и в полном объеме в администрацию пгт. Серышево. Таким образом, у администрации Серышевского района, законных оснований для принятия решения о не включении их в список на получение финансовой помощи, предусмотренных абз.2 п.3.7 Методических, рекомендаций, не имелось. Решение оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол № 2 от 15 января 2014 года) не может служить основанием для отказа во включении нас в список на получение финансовой помощи. Решение противоречит статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статье 18 Конституции Российской Федерации, п.1 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. № 423 и Методическим рекомендациям, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, в решении не содержится прямой запрет на не включение граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в списки на выплату единовременной материальной и финансовой помощи, подавших заявление на выплаты в декабре 2013 года и январе 2014 года. Решением возлагается обязанность на органы местного самоуправления повторно проверить заявления граждан на выплаты, поданные ими в декабре 2013 года и январе 2014 года. На основании изложенного, просит обязать ответчика включить их- ФИО1 и ФИО5 в списки на выплату финансовой помощи в размере 50000 рублей на человека, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории ФИО6 <адрес> в июле — августе 2013 года. Признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей па территории ФИО6 <адрес> в июле - августе 2013 года. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.
Истица ФИО1 в полном объеме поддержала доводы искового заявления, просила суд удовлетворить заявленные требования, поскольку всем соседям финансовая помощь была выплачена. Также суду показала, что хоть воды в доме и не было, но в доме очень сыро, подполье обрушилось.
Истец ФИО5, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В суд поступила телефонограмма, с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика – администрации <адрес>, ФИО9, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований. В жилом помещении в результате ЧС воды не было, вода была только в подполье. Таким образом, доказательств того, что в результате ЧС пострадало личное имущество истцов не представлено. Просил отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации пгт. Серышево Серышевского района Чернов Е.В., действующий на основании доверенности, поддержал доводы представителя администрации Серышевского района Горожанкина С.В., просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
Согласно распоряжения главы администрации Серышевского района от 04.08.2013 № 406 на территории района введен режим ЧС.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года N 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
Пунктом 2 постановления правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31.08.2013 № 693) Правительству Российской Федерации необходимо принять решение о выплате за счет федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2013 №1592-р Амурской области предоставлены дотации на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тысяч рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» денежные средства выделяются органам исполнительной власти субъектов РФ для покрытия расходов на обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а именно оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Согласно пункта 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, единовременная материальная помощь (10 тыс. руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляются единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится.
Согласно пункта 2.3 Методических рекомендаций финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество (за счет средств областного бюджета – 50 тыс. руб. на семью; за счет средств федерального бюджета – 50 тыс. руб. на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены затоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен затоплен не был, финансовая помощь за частично утраченное имущество не предоставляется.
Из акта обследования жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации – затопления, произошедшего 7-11 августа 2013 года по адресу: п. Серышево, ул. Пархоменко, д.36 от 15 августа 2013 года, следует, что частично подтоплен приусадебный участок, подтоплен дом.
Из акта обследования указанного жилого помещения от 31 октября 2013 года, следует, что дом и приусадебный участок подтоплены, вода в подполье на уровне 2,5 метра, произошло обрушение подполья, в доме сыро.
Из представленной администрацией <адрес> информации, следует, что по адресу пгт. Серышево, <адрес> заявлением об оказании единовременной материальной помощи обратилась ФИО1. На основании заявления в списки на ЕМП были включены: ФИО3, ФИО4, ФИО1 и ФИО5, начисленная сумма составила 10000 рублей каждому.
Факт получения истцами единовременной материальной помощи из федерального бюджета в размере 10000 рублей в судебном заседании не оспаривается. Таким образом, они признаны в установленном законом порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории пгт. <адрес>.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: пгт. Серышево, <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы в обоснование заявленных исковых требований приводят доводы о подтоплении жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО6 <адрес> результате чрезвычайной ситуации, в связи с чем, пострадало жилое помещение, указав при этом, что вода была в подполье дома, подполье обрушилось, в результате чего в доме сыро.
Вместе с тем, факт наличия воды в подполье, сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истцов и не устанавливает права на соответствующую компенсацию.
В данном случае обязательным условием признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и оказании единовременной финансовой помощи является утрата имущества, вследствие подтопления жилого дома либо наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения.
В силу требований приведенных актов, а также подтверждается позицией изложенной в методических рекомендациях, обязательными условиями для признания за гражданином права на получение соответствующей финансовой помощи (компенсации) являются установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС, а также повреждение либо утрата имущества вследствие ЧС.
В силу части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ. В акте от ДД.ММ.ГГГГ указано, что произошло обрушение подполья. Однако подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не относится к жилому помещению.
В ст. 210 ГК РФ указано, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В ст. 211 ГК РФ сказано, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований, так и возражений. Однако, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцами не представлено доказательств, причинения ущерба их имуществу, затоплением дома, расположенного по адресу: <адрес>.
При этом, суд учитывает, что факт причинения вреда жилому помещению, в котором проживают истцы и иному имуществу в результате чрезвычайной ситуации, не подтверждается актами обследования. Каких-либо иных доказательств суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 и ФИО11 у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований по иску ФИО1, ФИО5 к администрации пгт. <адрес> ФИО6 <адрес>, администрации <адрес> ФИО6 <адрес> о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включения в списки пострадавших, претендующих на получение финансовой помощи – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ Н.А. Демяненко