Дело № 2-1-8349/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Фоломеевой Е.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Чекаловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 04 октября 2021 года
гражданское дело по иску Кузнецовой Ольги Юрьевны к управлению социальной защиты города Калуги о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей, возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,
УСТАНОВИЛ:
24 августа 2021 года истец обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты города Калуги, просила признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, обязать ответчика принять положительное решение и выплатить пособие за необходимый период на несовершеннолетних детей. В обоснование иска истец указала, что в июне 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, решением ответчика от № истцу отказано в предоставлении услуги по причине наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя. Истец на согласна с решением ответчика, полагает, что ответчик неправильно применил подпункт «г» пункта 16 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты и типовой формы заявления о ее назначении», неправомерно учел принадлежащее истцу жилое помещение в виде квартиры и принадлежащее супругу истца жилое помещение в виде части жилого дома, как «2 и более помещений с назначением «жилое»».
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено министерство труда и социальной защиты Калужской области.
Истец Кузнецова О.Ю. в судебном заседании исковые требования подержала.
Представитель ответчика Управления социальной защиты города Калуги Волчкова Е.И. против удовлетворения иска возражала по мотиву соответствия принятого ответчиком решения требованиям действующего законодательства, в частности, положений Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
Третье лицо Кузнецов А.Н. просил исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица – отдела по охране прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица – министерства труда и социальной защиты Калужской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, инвентарное дело №, приходит к следующему.
Судом установлено, что Кузнецова О.Ю. и Кузнецов А.Н. состоят в браке, имеют троих детей.
В настоящее время истцы имеют статус родителей многодетной семьи.
Истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ФИО4 на праве собственности принадлежит 2/3 доли в праве собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенные по адресу: г.<адрес> <адрес> а также жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: г. <адрес> <адрес> а также 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение площадью 47 кв.м, расположенное по адресу: г. <адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ ЛД № об отказе в предоставлении услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно ввиду наличия недвижимого имущества, превышающего уровень имущественной обеспеченности семьи получателя, о чем истец была уведомлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как видно из содержания письма управления социальной защиты города Калуги от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно данным единого государственного реестра недвижимости у истца и ее супруга в собственности находится жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м и жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, ввиду чего ответчик пришел к выводу о наличии у истца и ее супруга двух жилых помещений, суммарная площадь которых превышает установленный имущественный уровень обеспеченности семьи.
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются их пояснениями и письменными материалами дела.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в том числе для дополнительной материальной поддержки малообеспеченных граждан, имеющих детей, порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определено Законом Калужской области от 30декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Статьей 1.1 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее по тексту - Закон № 10-ОЗ)установлено, что право на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно или преимущественно проживающий на территории Калужской области, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно статье 3.1 Закона № 10-ОЗ ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно назначается на основании письменного заявления лица, указанного в статье 1.1 настоящего Закона, с приложением необходимых документов.
Порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливаются органом исполнительной власти Калужской области в сфере труда и социальной защиты.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 20 апреля 2020 года № 590-П «Об утверждении Положения о порядке назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а также перечня документов, прилагаемых к заявлению лица, указанного в статье 1.1 Закона Калужской области «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»» (далее по тексту Положение № 590-П)
Пунктом 8 Положения № 590-П предусмотрено, что заявление о назначении ежемесячной выплаты (далее - заявление) подается в уполномоченный орган: а) лично; б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (далее - единый портал); г) посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 (пункт 9 Положения № 590-П).
В соответствии с пунктом 11 Положения № 590-П документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 № 384 (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Подпунктом «ч» пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы (сведения) о наличии в собственности у заявителя и членов его семьи зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", зданий с назначением "жилой дом", земельных участков, предоставленных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках социальной поддержки многодетной семьи, признанной таковой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - многодетная семья), а также земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Из содержания подпункта «г» пункта 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных Постановлением Правительства от 31 марта 2020 года № 384 усматривается, что основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются наличие в собственности у заявителя и членов его семьи:
2 и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 24 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);
2 и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более 40 кв. метров в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением здания с назначением "жилой дом", предоставленного в рамках социальной поддержки многодетной семьи уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части жилого дома), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания).
Обосновывая доводы иска, истец ссылается на то обстоятельство, что помещение № в <адрес> <адрес> <адрес>, принадлежащее ее супругу, необходимо было учитывать как часть здания с назначением «жилой дом», а не как «жилое помещение».
Суд находит указанные доводы несостоятельными в связи с нижеследующим.
В силу положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 1218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Частью 5 статьи 1 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу положений части 1 статьи 8 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
При этом, как регламентировано в части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости вид жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; сведения о части объекта недвижимости (пункты 23,24 части 4 статьи 8 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом, гараж), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение (пункты 9,10 части 5 статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости);
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме, адресованном руководителям органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, рекомендовало при оценке наличия в собственности заявителя или членов его семьи зданий с назначением «жилой дом» руководствоваться сведениями о назначении объекта недвижимого имущества, содержащимися в кадастре недвижимости, а именно, осуществлять оценку наличия в собственности у заявителя или членов его семьи зданий с назначением «жилое» и «жилое строение».
Как видно из представленных суду выписок из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности истца и ее супруга находятся два помещения с назначением «жилое» - квартира и жилое помещение в доме.
Согласно техническому заключению ООО «ПИР-проект», жилой <адрес> состоит из двух жилых помещений, изолированных друг от друга и имеющих отдельные выходы на земельный участок.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что ответчиком принято обоснованное решение об отказе в назначении единовременной денежной выплаты Кузнецовой О.Ю.
Доводы истца о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации относит часть жилого дома к той же категории жилых помещений, что и жилой дом, суд находит несостоятельным, поскольку и жилой дом, и часть жилого дома, и квартира в силу положений части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся к жилым помещениям, а для целей оценки наличия в собственности заявителя и членов его семьи недвижимого имущества законодатель установил, что суммарной оценке подлежат оценка площадей находящихся в собственности заявителя зданий с назначением «жилое» и жилое «строение», помещения с назначением «жилое» и «жилое помещение». Кроме того, вопреки доводам истца, действующее законодательство не предусматривает в рассматриваемом случае учет части жилого дома как части здания с назначением «жилой дом».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе Кузнецовой О.Ю. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Кузнецовой Ольге Юрьевне отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю. Фоломеева
Мотивированное решение составлено 19 октября 2021 года.
Копия верна
Судья Е.Ю. Фоломеева