77RS0002-02-2021-009691-65
Дело № 2-216/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
адрес 03 февраля 2022 года
Басманный районный суд адрес в составе председательствующего судьи Старовойтовой К.Ю., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата адрес к ...... о взыскании незаконно полученной компенсации за наем жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат адрес обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В связи с прохождением военной службы ... О.Н. в 2004 году на состав семьи 4 человека (он, жена -фио, дочь -фио и сын - фиоО) было предоставлено жилое помещение площадью 42,5 кв.м, расположенное по адресу: адрес. 03 апреля 2009 года был расторгнут брак между ответчиком и его супругой - фио 11 ноября 2010 г. ответчик добровольно снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по месту дислокации войсковой части расположенной по адресу - адрес. При этом предоставленное ему жилое помещение по адресу: адрес, не было им сдано в установленном порядке. Указанное помещение постановлением администрации городского адрес от 11 апреля 2011 № 206 предоставлено по договору социального найма на состав семьи: супруга - фиоС, сын - фио, дочь - фио), а с 26 декабря 2011 приватизировано фио и фио Распорядившись этим жилым помещением указанным образом, ответчик создал условия, требующие участия со стороны органов военного управления в повторном обеспечении его жилым помещением. В период с 26 октября 2015 г. по 31 июля 2019 г. ответчик в качестве компенсации за наем жилья получил от военного комиссариата сумму в размере 1.294.790,сумма Решением Московского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2019 года решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15 мая 2019 г. о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, было признано законным, в восстановлении Зимировича О.Н. и членов его семьи на жилищном учете отказано. Таким образом, денежная компенсация назначена незаконно. В добровольном порядке ответчик денежные средства не возвратил. В этой связи истец просил взыскать с ответчика в Федеральный бюджет Российской Федерации денежные средства в размере 1.294.790,сумма
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал доводам, изложенным в письменных возражениях, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, исследовав в судебном заседании представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статуе военнослужащих" следует, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей") предусмотрено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Вопросы выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, которым утверждено соответствующее Положение, а также приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303, которым утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция).
В соответствии с п. 27 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается в случаях выявления в представленных гражданами, уволенными с военной службы, или членами семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, - получателями денежной компенсации, документах, послуживших основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации.
Решение о прекращении выплаты денежной компенсации должно быть принято военным комиссаром не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения.
Решение военного комиссара о прекращении выплаты денежной компенсации должно содержать ссылку на обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения.
П. 25 Инструкции предусмотрено, что выплата денежной компенсации прекращается на основании решения военного комиссара с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором граждане, уволенные с военной службы, или члены семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, утратили основание для получения денежной компенсации, в том числе по причине утраты гражданином, уволенным с военной службы, или членами семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в собственность бесплатно либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе по государственным жилищным сертификатам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в связи с прохождением военной службы ... О.Н. в 2004 году на состав семьи 4 человека (он, жена -фио, дочь - фио и сын - фиоО) было предоставлено жилое помещение площадью 42,5 кв.м, расположенное по адресу адрес.
03 апреля 2009 года брак между ответчиком и его супругой - фио был расторгнут.
08 мая 2009 г. ответчик зарегистрировал брак с фио, которой была присвоена фамилия фио.
11 ноября 2011 г. ответчик добровольно снялся с регистрационного учета по адресу: адрес, и зарегистрировался по месту дислокации войсковой части расположенной по адресу - адрес.
Предоставленное ... О.Н. жилое помещение по адресу адрес, не было им сдано в установленном порядке.
Указанное помещение постановлением администрации городского адрес от 11 апреля 2011 № 206 предоставлено по договору социального найма на состав семьи: супруга - фиоС, сын - фио, дочь - фио) а с 26 декабря 2011 г. приватизировано фио и фио
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
Согласно пункту 14 указанной статьи, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороньг Российской Федерации от 12 июля 2011 года N9 1133, справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое Освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи.
Приведенные нормы подлежат применению в системном единстве и предусматривают, что если военнослужащий был обеспечен жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба, и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
Также из приведенных норм следует, что о сдаче жилого помещения в установленном порядке может свидетельствовать только его фактическое освобождение.
Между тем, Зимирович О.Н. снимаясь с регистрационного учета, в установленном законом порядке жилое помещение не сдал.
Военным комиссариатом адрес ... О.Н. была назначена денежная компенсация за наем жилого помещения, выплаты производились в период с 26 октября 2015 г. по 31 июля 2019 г. и составили 1.294.790,сумма
Как усматривается из материалов дела, с 26 октября 2015 г. по 31 октября 2015 г. осуществлена выплата компенсации за наем в размере 4.830,сумма, за период с 01 ноября 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в размере 49.919,сумма, за перриод с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. в размере 365.947,сумма, за период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. в размере 344.394,сумма, сза период с 01 января 2018 г. по 31 декабря 20218 г. в размере 337.754,сумма, за период с 01 января 2019 г. по 31июля 2019 г. в размере 191.943,сумма
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, полученная Зимировичем О.Н. денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения, которая в соответствии с действующим законодательством ему не полагалась, является неосновательным обогащением и в соответствии с положениями ст. 1102 ГК РФ подлежит возврату ответчиком.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К требованию о взыскании неосновательного обогащения применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса, согласно п. 1 которой, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Исходя из юридической квалификации отношений сторон, связанных с неосновательным обогащением, срок исковой давности по заявленному требованию следует исчислять в отдельности по каждому из платежей, неосновательно произведенных истцом.
Принимая во внимание, что денежные средства были перечислены истцом ответчику в период с 26 октября 2015 г. по 31 июля 2019 г. об отсутствии оснований их получения ответчиком истец должен был знать не позднее даты передачи денежных средств, в связи с чем, учитывая, что с настоящим иском в суд истец обратился 02 июля 2021 г., срок исковой давности по требованиям о возврате переданных истцом ответчику денежных средств за период с 26 октября 2015 г. по 02 июля 2018 г., истек.
Учитывая, что истечение срока исковой давности, о котором заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Доказательств наличия оснований для перерыва или приостановления течения срока исковой давности истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного с ответчика подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 360.820,сумма (за период с июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. (28.146,суммах 6 мес.)+ (за период с 01 января 2019 г. по 31 июля 2019 г. 27.420,суммах 7).
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета адрес подлежит взысканию госпошлина в размере 6.808,сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с ... в Федеральный бюджет РФ денежные средства в размере 360.820,сумма
Взыскать с ... в доход бюджета адрес госпошлину в размере 6.8080,сумма
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Басманный районный суд адрес.
Судья: К.Ю.Старовойтова
Решение суда изготовлено в окончательной 14 февраля 2022 года
77RS0002-02-2021-009691-65
Дело № 2-216/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
адрес 03 февраля 2022 года
Басманный районный суд адрес в составе председательствующего судьи Старовойтовой К.Ю., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата адрес к ... Олегу Николаевичу о взыскании незаконно полученной компенсации за наем жилого помещения, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с Зимировича Олега Николаевича в Федеральный бюджет РФ денежные средства в размере 360.820,сумма
Взыскать с Зимировича Олега Николаевича в доход бюджета адрес госпошлину в размере 6.8080,сумма
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Басманный районный суд адрес.
Судья: К.Ю.Старовойтова