№ 2-45/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 24 января 2013 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Безукладниковой М. И.,
при секретаре Садыковой Ю.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Кузнецова О.А.
к
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе
о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области № от ** года Кузнецову О.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в суд с иском о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования и просил признать незаконным решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области № от ** года, включить в трудовой стаж:
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **.
Просил обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ** года.
В обоснование своей позиции пояснил, что он занимался спортом, затем стал заниматься тренерской работой. За весь спорный период он не прекращал свою деятельность. Спортивные организации были при заводах, он значился работающим на заводе или в профсоюзе завода. Однако набирали для занятий спортом детей из близлежащих школ. Ходили по школам, агитировали детей. Взрослых занимающихся было мало, не более **%. Основную часть составляли дети. Он занимался с утра с детьми, которые учились в школе во вторую смену, после обеда приходили дети постарше, которые учились с первой смены. Еще были группы в вечернее время. Тренировки проводились регулярно в течение всего дня, он вел журналы, отчитывался по проведенным занятиям. Постоянно принимал участие с детьми в соревнованиях. Впоследствии все спортивные учреждения при заводах передали в город и при спорткомитете была создана спортивная школа, он был переведен в нее, однако его рабочее место не изменилось. Впоследствии школа была реорганизована в **, где он и работает по настоящее время.
Представитель истца Кузнецова О. А. Макухин А. Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости на момент обращения составляет ** лет ** месяцев при требуемом ** лет. Работа на предприятиях не предусмотрена соответствующими Списками – не предусмотрены ни должности, ни учреждения. Последующую работу в должности ** включить в специальный стаж истца не представляется возможным, поскольку истец не имел специальный стаж ** лет ** месяцев на ** года. Кроме того, полагала, что истец не подтвердил факт работы в учреждениях для детей, не подтвердил, что работал именно с детьми.
Заслушав объяснения сторон, свидетелей, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 28 пунктом 1 подпунктом 10 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости за работу в связи с педагогической деятельностью в школах и других образовательных учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет, независимо от возраста.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области № от ** года (л.д. 74-76 том 1)истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Указано, что спорные периоды исключены, поскольку должности не предусмотрены Списками, кроме того не подтверждена работа с детьми.
Суд не может согласиться с позицией ответчика в части исключения спорных периодов работы истца.
Периоды работы истца подтверждаются трудовой книжкой (л.д. 16-19 том 1).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г.
N 1067, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463), а периоды работы после 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком и Правилами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067.
Должность тренер-преподаватель включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях" ранее действовавшим Списком должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании», образовательными учреждениями являются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждения является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационно правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории РФ независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям относятся начальные профессиональные, средние профессиональные и высшие профессиональные учреждения.
Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 г. N 463, работа тренером - преподавателем и старшим тренером - преподавателем в детско-юношеской спортивной школе засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, осуществляющим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей. Указанные должность и учреждение поименованы и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
В судебном заседании установлено, что истец осуществлял тренерскую деятельность в периоды:
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **
Факт выполнения истцом тренерской работы с несовершеннолетними детьми был подтвержден свидетелями А., И., З., К.
Также факт работы с несовершеннолетними подтверждается протоколами соревнований, из которых следует, что несовершеннолетние воспитанники тренера К. участвовали в соревнованиях (л.д. 99-261 том 1).
Из трудового соглашения от ** года (л.д. 23-24 том 1) следует, что истец был обязан вести учебный процесс по соответствующей программе, с оформлением всех необходимых документов.
Ответчиком указано, что поименованные выше должности истца не предусмотрены соответствующими Списками. Возникший вопрос, по сути, связан с установлением тождественности должностей, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Положение пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Такой вывод вытекает и из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что спорные периоды: с ** года по ** года в должности ** в **; с ** года по ** года в **» в должности **; с ** года по ** года в ** в должности **; с ** года по ** года в ** в должности **; с ** года по ** года в ** в должности ** подлежат зачету в специальный стаж истца.
Ответчиком исключены также:
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **.
Причиной исключения указанных периодов явилось то, что учреждения не предусмотрены Списком, не имеют статус юридического лица.
В Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г.
N 463, в соответствии с которым исчисляется педагогическая деятельность до 01.11.1999 года, указана должность ** во внешкольных учреждениях, в том числе, детско-юношеских спортивных школах.
В Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, в соответствии с которым исчисляется педагогическая деятельность с 01.11.1999 года, указана должность тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе, детско-юношеских спортивных школах (всех наименований).
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в соответствии с которым исчисляется педагогическая деятельность с 13.11.2002 г., право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в должности тренера-преподавателя в специализированных детско-юношеских спортивных школах.
В судебном заседании была установлена работа истца в указанные периоды в государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей, которое обучает физической культуре и спорту детей, осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", имеет своей целью создание условий для физического, спортивного и духовного совершенствования детей.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
Период работы с ** года по ** года в ** в должности ** исключен из специального стажа истца по причине отсутствия на ** года специального стажа ** лет ** месяцев.
В судебном заседании установлено, что истец в указанный период осуществлял педагогическую деятельность.
Из должностной инструкции от ** года (л.д. 44-46 том 1) следует, что истец обязан осуществлять учебно-воспитательную работу, обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовленности занимающихся, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса.
Из Устава ** следует, что целью деятельности учреждения является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом. В качестве предмета деятельности указана реализация образовательных программ дополнительного образования спортивной направленности.
С учетом включенных судом периодов работы специальный стаж истца на
** года составлял ** лет ** месяцев ** дней.
При таких обстоятельствах, указанный спорный период также подлежит зачету в специальный стаж истца.
Истец просит установить ему пенсию с ** года.
В соответствии со статьей 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратился в Управление пенсионного фонда за установлением досрочной пенсии по старости ** года, что подтверждается решением Управления пенсионного фонда № от ** года (л.д. 74-76 том 1).
Ответчиком включено в специальный стаж истца ** лет ** месяцев ** дней.
С учетом спорных периодов на момент обращения специальный стаж истца составил ** лет ** месяцев ** дней.
Соответственно истцу следует установить пенсию с момента возникновения права – с ** года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Кузнецова О.А. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Каменске-Уральском и Каменском районе о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии удовлетворить.
Признать решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области № от ** года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Кузнецову О.А. незаконным.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области включить в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью Кузнецову О.А.:
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **;
- период работы с ** года по ** года в ** в должности **.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области назначить Кузнецову О.А. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ** года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено ** года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова