Дело № УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
при секретаре Паршаковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стручкова С.В. к администрации Селемджинского района Амурской области о признании незаконным постановления «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании восстановить истца в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт с ДД.ММ.ГГГГ года,
У С Т А Н О В И Л :
Стручков С.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Мать истца ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году была поставлена на учёт граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в последующем предоставляла документы для подтверждения права на получение указанной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. Истец, как член семьи ФИО1, предоставил ответчику документы, подтверждающие его право на получение данной выплаты. Впоследующем истец получил постановление администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с отсутствием механизма замены очередности другими членами семьи при получении социальных выплат. Вместе с тем, по мнению истца, п.п. 3 п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат на получение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, право на получение социальных выплат сохраняется за членом семьи умершего гражданина с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности её предоставления. При таких обстоятельствах, просит суд признать незаконным постановление администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части касающейся истца, обязать администрацию Селемджинского района восстановить его в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец Стручков С.В. и третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не предоставили.
ФИО3, привлечённый судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, на стороне истца, согласно сведениям, предоставленным отделением ЗАГС по Селемджинскому району управления ЗАГС Амурской области, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика администрации Селемджинского района в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Из письменного отзыва ответчика следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учёт в администрации Селемджинского района как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии. На момент смерти ФИО1 отсутствовала норма, регламентирующая право на получение жилищной субсидии за членом семьи умершего заявителя. Данная норма была введена в действие только с ДД.ММ.ГГГГ при внесении изменений в ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, при этом не было указано, что данные изменения распространяются на ранее возникшие отношения. Кроме того, если у граждан, имеющих право на получение социальных выплат на получение жилищной субсидии, после снятия с учёта вновь возникло право на получение данных выплат, их повторная постановка на учёт производится на общих основаниях. При указанных обстоятельствах просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица отдела градостроительства и архитектуры администрации Селемджинского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлён своевременно, ходатайств об отложении судебного заседания не предоставил.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом в представленных суду письменных возражениях указал, что переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. Участие в программах по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей носит заявительный характер. Из анализа п. 20 Положения следует, что предоставление социальной выплаты на приобретение жилья по номеру и дате подачи первоначального заявления предусмотрено только изменением оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учёт, при этом действующее законодательство не предусматривает возможности перевода очерёдности на получение указанных выплат с одного гражданина на другого. Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае смерти. До ДД.ММ.ГГГГ в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение не сохранялось за членами его семьи. В связи с чем, администрация Селемджинского района, наделенная функциями по постановке на учет и по снятию граждан с учёта, правомерно сняла с учёта и исключила из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат, Стручков С.В. после установления факта смерти его матери.
В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон и третьих лиц.
Изучив исковое заявление, позицию сторон и третьих лиц, что представлена в соответствующих письменных отзывах, исследовав имеющиеся по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», действующим на момент постановки ФИО1 на учёт (ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что правом на получение жилищных субсидий предоставляемых за счёт федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Статьёй 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очерёдностью для каждой категории граждан.
В силу ст. 5 вышеуказанного Федерального закона, членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 (далее-Положение), устанавливает порядок регистрации и учёта граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно п. 2 и п. 3 Положения регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания; при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что ФИО1 является матерью истца Стручков С.В. , при этом ФИО1 состояла на учёте в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии с датой постановки с ДД.ММ.ГГГГ с членами своей семьи: ФИО2 (муж), Стручков С.В. (сын), ФИО3 (сын).
Так, согласно повторному свидетельству о рождении серии I-ОТ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельсовета Селемджинского района Амурской области, Стручков С.В. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО1
Из копии свидетельства о смерти серии I-OT №, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией Ивановского сельсовета Селемджинского района Амурской области, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям, представленным отделом адресно справочной работы УМВД России по Амурской области, а также из материалов дела следует, что ФИО1 и её сын Стручков С.В. были зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Согласно постановлению администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан, на получение социальных выплат для приобретения жилья», с учётом пояснений ответчика, изложенных в письменном отзыве на иск, ФИО1 снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи со смертью, при этом с данного учёта сняты и члены её семьи, в том числе истец Стручков С.В.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Селемджинского района в адрес истца Стручкова С.В. направлено уведомление о снятии ФИО1 с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи со смертью.
Согласно п.п. «з» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780) смерть гражданина является основанием для снятия его с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Буквальное толкование данной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учёта подлежит умерший гражданин, при этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учёта членов семьи умершего гражданина.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, вступившим в действие с 01 января 2012 года, статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» дополнена нормой, которой предусмотрен особый вид преемства права на получение жилищной субсидии, а также определён круг лиц, входящих в состав правопреемников. Согласно данной норме, в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи; в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Аналогичная норма введена в п.п. «з» п. 21 Положения в редакции Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909.
До внесения указанных изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение прямо предусмотрена не была. Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни соответствующее Положение в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержали.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учёте в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 01 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учёте на получение жилищных субсидий, но умерших после 01 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объёме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Стручков С.В. , как член семьи ФИО1, состоявшей на учёте в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии, но умершей до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ, не может быть лишён права на получение жилищной субсидии, исходя исключительно из факта смерти его матери до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не может быть ограничено.
Данных о получении Стручковым С.В. мер социальной поддержки за счёт средств бюджетной системы Российской Федерации, в том числе социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах требование о признании незаконным постановления в части снятия истца с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья подлежит удовлетворению.
При этом суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что Стручков С.В. должен быть поставлен на учёт как гражданин, имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на общих основаниях в связи с порядком, предусмотренным при повторной постановке граждан после снятия при вновь возникшем праве на получение данных выплат. Право на получение указанных выплат у истца на момент его снятия с вышеуказанного учёта не было утрачено в силу закона, в связи с чем, вновь не возникало, а продолжалось.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что ответчиком не предоставлено доказательств того, что Стручков С.В. может быть снят с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по иным основаниям либо подал заявление о снятии его по месту учёта, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Стручкова С.В. к администрации Селемджинского района Амурской области - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части, касающейся Стручкова С.В. .
Обязать администрацию Селемджинского района Амурской области восстановить Стручкова С.В. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в очерёдности, соответствующей указанной дате постановки.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Г. Комарова