Решение по делу № 33а-84/2020 от 12.12.2019

Судья Алиткина Т.А. Дело № 33а-84/2020

70RS0015-01-2019000376-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Бондаревой Н.А., Кущ Н.Г.

при секретарях Мануйловой М.Н., Пензиной О.С.,

помощнике судьи Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-226/2019 по административному исковому заявлению Дурнова Юрия Ивановича к Администрации Кожевниковского района, первому заместителю Главы Администрации Кожевниковского района Малолетко Александру Александровичу о признании ответа на письменное обращение незаконным, возложении обязанности дать ответ по существу поставленных в обращении вопросов

по апелляционной жалобе административного истца Дурнова Юрия Ивановича на решение Кожевниковского районного суда Томской области от 16 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения административного истца Дурнова Ю.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия

установила:

Дурнов Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Кожевниковского района, первому заместителю Главы Кожевниковского района Малолетко А.А., в котором с учетом уточнений просил признать незаконным ответ Администрации Кожевниковского района, выраженный в письме от 25.04.2019 № 05-03-1112/19-0, обязать административных ответчиков дать письменные ответы по существу поставленных в обращении от 03.04.2019 вопросов и направить заверенные копии испрашиваемых документов (том 1, л.д. 126-129).

В обоснование заявленных требований указал, что 03.04.2019 им по поручению граждан, проживающих в /__/ в многоквартирном доме /__/, направлен запрос первому заместителю Главы Кожевниковского района Малолетко А.А. Однако ответ на данное обращение, подписанное административным истцом, Администрацией Кожевниковского района был направлен в адрес М. - одного из лиц, по поручению которых обращался Дурнов Ю.И., а не самому Дурнову Ю.И. Решением Кожевниковского районного суда Томской области от 30.05.2019 по делу № 2а-149/2019 по административному иску Дурнова Ю.И. на Администрацию Кожевниковского района возложена обязанность направить письменный ответ Дурнову Ю.И. на его обращение от 03.04.2019. Вместе с тем, во исполнение решения суда административному истцу был направлен другой ответ, не аналогичный ответу, высланному М.

В оспариваемом ответе по существу поставленных в обращении вопросов ответы не даны, в нем указано о том, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории относится к вопросам местного значения сельских поселений, для получения более подробной информации можно обратиться в Администрацию Кожевниковского сельского поселения. Считает, что содержащейся в письме от 25.04.2019 ответ Администрации Кожевниковского района не соответствует пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», нарушает порядок рассмотрения обращений граждан, предусматривающий уведомление обратившегося лица о переадресации обращения в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов.

Определением судьи Кожевниковского районного суда Томской области от 16.09.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Кожевниковского сельского поселения (том 1, л.д. 147-148).

Дело рассмотрено в отсутствие административного истца Дурнова Ю.И., административного ответчика первого заместителя Главы Администрации Кожевниковского района Малолетко А.А., представителя заинтересованного лица Администрации Кожевниковского сельского поселения, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Кожевниковского района Савельева В.И. заявленные требования не признала, возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что Дурнову Ю.И. на обращение от 03.04.2019 ответ был дан дважды, в том числе подробный ответ во исполнение решения суда; с 01.01.2017 все полномочия, кроме муниципального земельного контроля, переданы Администрации Кожевниковского района, которая является пользователем всех земель, расположенных на территории Кожевниковского района, в связи с чем все ответы, касающиеся земельных вопросов, после 01.01.2017 давались Дурнову Ю.И. администрацией района без перенаправления в Кожевниковское сельское поселение; публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области от 14.05.2012 и публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта Генерального плана Кожевниковского сельского поселения не признавались недействительными; в настоящее время в данный план вносятся изменения, проводятся публичные слушания, объявление о которых и заключения публикуются в районной газете «Знамя труда» и на официальном сайте Кожевниковского сельского поселения; ни Дурнов Ю.И., ни граждане, указанные в обращении, в администрацию с просьбой о предоставлении земельных участков, в том числе по ул. Сибирской, не обращались.

Обжалуемым решением Кожевниковского районного суда Томской области от 16.10.2019 административный иск Дурнова Ю.И. удовлетворен частично, признано незаконным решение Администрации Кожевниковского района в форме письменного ответа от 25.04.2019 № 05-03-1112/19-0 на обращение граждан от 03.04.2019; в удовлетворении остальной части заявленных требований административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Дурнов Ю.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о возложении на административных ответчиков обязанности дать ответы по существу поставленных в обращении от 03.04.2019 вопросов и выслать заверенные копии испрашиваемых документов отменить. В обоснование жалобы указывает о несогласии с выводом суда о том, что в адрес административного истца направлен ответ на обращение от 03.04.2019 – письмо Администрации Кожевниковского района от 18.06.2019 №05-03-1582/19-О; вывод суда о том, что ответ был дан по существу на обращение от 03.04.2019 не соответствует обстоятельствам дела.

Относительно апелляционной жалобы Главой Кожевниковского района Малолетко А.А., а также представителем Администрации Кожевниковского района Савельевой В.И. поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного акта.

На основании части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие первого заместителя Главы Администрации Кожевниковского района Малолетко А.А., представителей Администрации Кожевниковского района, Администрации Кожевниковского сельского поселения, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом к решениям относятся акты органов государственной власти, их должностных лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

По смыслу приведенных нормативных положений, решения могут быть признаны незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и охраняемых законом интересов заинтересованного лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Из обстоятельств дела следует, что 03.04.2019 граждане М., Д., Дурнов Ю.И., С., Ф., Е., Ф., Ф. письменно обратились к Главе Кожевниковского района Емельянову A.M. (том 1 л.д. 12-14).

В обращении, подписанном от имени и по поручению вышеуказанных граждан Дурновым Ю.И., указано о несогласии с ранее данными Администрацией Кожевниковского района ответами № 05-03-3413/18-О от 25.12.2018, № 05-03-92/19-О от 17.01.2019, № 05-03-110/19-О от 18.01.2019, а также о том, что обращающиеся граждане на части территории сельского поселения занимаются личным подсобным хозяйством, в связи с чем являются заинтересованными в установлении для себя фактов реализации на данной территории градостроительной деятельности, осуществляемой в 2011-2013 годах и в последующие годы Администрацией Кожевниковского сельского поселения; просят Малолетко А.А., который в указанный период осуществлял на территории сельского поселения градостроительную деятельность, как никто другой знает обо всех фактах и обладает в настоящее время полномочиями и возможностями уточнения у других лиц дополнительных сведений об указанной деятельности, сообщить:

1. Выделялась ли (имела ли обособленные границы) часть территории с.Кожевниково, если выделялась, то в качестве какой территории, предназначенной для каких целей, приходящаяся на используемые земельные участки по улице /__/ в /__/, в отношении которой имелся проект 1986 года детальной планировки в проекте Генерального плана Кожевниковского сельского поселения: на карте функциональных зон, в других документах (каких?) проекта Генерального плана, утвержденного постановлением Администрации Кожевниковского сельского поселения № 74 от 27.02.2012 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района», опубликованного в газете «Знамя труда» от 20.03.2012 № 24?

2. Для решения каких вопросов в отношении части территории (какой?) или всей территории с. Кожевниково, приходящейся в том числе на используемые земельные участки по /__/, было принято Администрацией Кожевниковского сельского поселения постановление № 74 от 27.02.2012 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района», которое подписал Глава Кожевниковского сельского поселения Малолетко А.А., не уполномоченный в соответствии с действующим законодательством утверждать генеральный план?

3. Какое решение было принято на публичных слушаниях 14.05.2012 по вопросу рассмотрения проекта Правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения по предложению председателя слушаний Малолетко А.А.?

4. С какими изменениями (в чем они выражались?) в проекте «Правила землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения» в общей части, на карте градостроительного зонирования, в других документах (каких?) были проведены публичные слушания, о которых в газете «Знамя труда» от 18.08.2012 № 70 был опубликован документ Главы Кожевниковского сельского поселения Малолетко А.А. «Заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Правила землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района» без указания даты его составления?

В данном документе в разделе № 2 и № 5 об общих сведениях о проекте, предоставленном на публичных слушаниях и о сведениях о проведении публичных слушаний указано об оповещении через газету «Знамя труда» от 22.11.2011 № 139 о проведении 24.11.2011 публичных слушаний по проекту «Правила землепользования и застройки» и об их приведении от 24.11.2011.

В то же время в газете «Знамя труда» от 22.11.2011 № 139 указаны сведения об оповещении о проведении 24.11.2011 публичных слушаний по вопросу рассмотрении проекта Генерального плана Кожевниковского сельского поселения, а в газете «Знамя труда» за 20.03.2012 № 24 опубликовано заключение Главы администрации Кожевниковского сельского поселения от 22.02.2012 «О результатах публичных слушаний по проекту «Генеральный план Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района» с указанием об их проведении 24.11.2011.

5. Кто был председателем и секретарем публичных слушаний по проекту «Правила землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области», о которых в газете «Знамя труда» за 18.08.2012 № 70 был опубликован документ Главы Кожевниковского сельского поселения Малолетко А.А. «Заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Правила землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области» без указания даты его составления?

6. В связи с проведенными публичными слушаниями, о которых в газете «Знамя труда» за 18.08.2012 № 70 был опубликован документ Главы Кожевниковского сельского поселения «Заключение о результатах публичных слушаний по проекту «Правила землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области» по измененному первоначальному проекту правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, был ли получен Администрацией Кожевниковского сельского поселения от разработчика ОАО «СибНИИградостроительства» проект измененного Генерального плана Кожевниковского сельского поселения или Администрацией Кожевниковского сельского поселения самой были внесены в связи с этим изменения в первоначальный проект «Генеральный план Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области»? С какими внесенными изменениями (в чем они выражались, в какие документы были внесены?) в первоначальный проект Генерального плана Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области был утвержден в 2013 году Советом Кожевниковского сельского поселения Генеральный план Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области?

7. Когда (число, месяц, год), каким постановлением (его наименование и кем подписано), обладающим нормативными свойствами, было отменено постановление Администрации Кожевниковского сельского поселения № 74 от 27.02.2012 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского сельского поселения», которое публиковалось в газете «Знамя труда» за 20.03.2012 № 24?

Письмом от 25.04.2019 № 05-03-1112/19-0 за подписью первого заместителя Главы Кожевниковского района Малолетко А.А. в адрес М. (указанного первым в обращении) направлен ответ, из которого следует, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение Генеральных планов поселения, Правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения сельских поселений. По информации Главы Кожевниковского сельского поселения П., протокол проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта Генерального плана Кожевниковского сельского поселения от 24.11.2011 и заключение о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения от 14.05.2012 в адрес заявителей ранее направлялись. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения, которые являются нормативным правовым актом, обязательны для исполнения физическими, юридическими и должностными лицами, осуществляющими и контролирующими градостроительную деятельность на территории Кожевниковского сельского поселения, участки по /__/, примыкающие к земельным участкам по /__/, относятся к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Все документы, хранящиеся в Администрации Кожевниковского района и имеющие отношение к проекту детальной планировки 1986 года заявителям высылались ранее (исх. №05-03-92/19-0 от 17.01.2019) - копия решения Исполнительного комитета Кожевниковского районного Совета депутатов трудящихся от 16.05.1969 № 111 и копия распоряжения РСФСР Исполнительного комитета Томского областного совета депутатов трудящихся г. Томск от 04.06.1969 № 315Р. Представленный проект Правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения на публичных слушаниях 14.05.2012 был одобрен без каких-либо изменений. В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации постановление Администрации Кожевниковского сельского поселения от 27.02.1012 № 74 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского района Кожевниковского сельского поселения» отменено постановлением Администрации Кожевниковского сельского поселения от 11.03.2013 №118 «Об отмене постановления от 27.02.2012 № 74 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района». Все протоколы публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний в электронном виде можно найти на официальном сайте Кожевниковского сельского поселения во вкладке «Публичные слушания» на главной странице сайта (том 1, л.д.10-11).

Не получив указанный ответ, Дурнов Ю.И. обратился в Кожевниковский районный суд Томской области с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным.

Решением Кожевниковского районного суда Томской области от 30.05.2019, вступившим в законную силу 04.07.2019, частично удовлетворено административное исковое заявление Дурнова Ю.И. к Администрации Кожевниковского района, первому заместителю Главы Кожевниковского района Малолетко А.А., признано незаконным бездействие Администрации Кожевниковского района, выразившееся в ненаправлении ответа по существу рассмотренного письменного обращения от 03.04.2019 Дурнову Ю.И.; на Администрацию Кожевниковского района возложена обязанность направить письменный ответ Дурнову Ю.И. на его обращение от 03.04.2019 в течение 10 дней со дня вступления данного решения суда в законную силу; в удовлетворении требований, заявленных к первому заместителю Главы Кожевниковского района Малолетко А.А., отказано (том 1, л.д. 95-98).

Письмом от 18.06.2019 № 05-03-1582/19-0 во исполнение вышеуказанного решения в адрес Дурнова Ю.И. направлен ответ за подписью Главы Кожевниковского района Емельянова А.М. на обращение от 03.04.2019, в котором указано следующее.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Генеральный план Кожевниковского сельского поселения, как документ территориального планирования, является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, б, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проект генерального плана Кожевниковского сельского поселения выполнен с учётом положений ранее разработанной градостроительной документации: схемы территориального планирования Томской области, выполненной РосНИПИурбанистики (Санкт-Петербург) и утвержденной постановлением Администрации Томской области от 08.07.2011 № 204а.

Методической базой разработки проекта являются Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденные приказом Минрегионразвития России от 26.05.2011 № 244. В соответствии с картой функционального зонирования территории генерального плана Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского муниципального района Томской области (размещена на официальном сайте Кожевниковского сельского поселения) участки, расположенные по улице /__/ и участки, прилегающие к ним, расположены в функциональной зоне жилая застройка.

Генеральный план Кожевниковского сельского поселения утвержден решением Совета Кожевниковского сельского поселения № 5 от 13.03.2013. Целью разработки Генерального плана является согласование взаимных интересов в области?градостроительной деятельности органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления Кожевниковского муниципального района и органов местного самоуправления поселения. Генеральный план устанавливает необходимые требования и ограничения по использованию территории Кожевниковского сельского поселения. В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) картупланируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3)карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В протоколе проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения от 14.05.2012 указано, что проект решения по вопросу рассмотрения проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения решено одобрить.

Публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения проводились 14.05.2012, по результатам публичных слушаний принято решение о принятии проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения. 26.09.2012 принято решение Совета Кожевниковского сельского поселения № 29 «Об утверждении правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района». Представленный проект Правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения был одобрен без каких-либо изменений. Копия протокола проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения и заключения о результатах публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области ранее была Вам направлена.

Публичные слушания по вопросу рассмотрения проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения были проведены 14.05.2012, в протоколе указано, что секретарем публичных слушаний выбрана Д., председателем - А.А. Малолетко.

На публичных слушаниях по вопросу рассмотрения проекта Генерального плана поступило четыре замечания и предложения по проекту Генерального плана Кожевниковского сельского поселения: 1. Включить в проектную границу с. Кожевниково земли лесного фонда до границы водоохраной зоны р. Первая для индивидуальной жилой застройки; 2. Увеличить территорию полигона ТБО у с. Кожевниково на 2 га, со стороны автомобильной дороги на с. Старая Ювала; 3.Увеличить площадь кладбища до 10 га; 4. Изменить границу Государственного природного (охотничьего) заказника федерального значения «Томский» согласно «Положению о государственном природном (охотничьем) заказнике федерального значения «Томский» от 21.06.1999). Было принято решение одобрить проект решения по вопросу рассмотрения проекта Генерального плана Кожевниковского сельского поселения.

Постановление Администрации Кожевниковского сельского поселения от 27.02.2012 № 74 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского района Кожевниковского сельского поселения» отменено постановлением Администрации Кожевниковского сельского поселения от 11.03.2013 № 118 «Об отмене постановления от 27.02.2012 № 74 «Об утверждении Генерального плана Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района». Копия протокола проведения публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения, а также заключение о результатах публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области была направлена ранее Дурнову Ю.И., о чем в Кожевниковском сельском поселении есть отметка о получении.

Дополнительно сообщено, что генеральный план (проект детальной планировки для части территории райцентра Кожевниковского Томской области) 1986 состоит из трех томов: тома первого (пояснительная записка с фотографиями на 308 листах); тома второго (чертежей - ориентировочно 15 карт большого формата); тома третьего (чертежей на твердой основе (в архиве не сохранились).

Генеральный план утвержден решением Томского Облисполкома № 270 от 31.12.1987 «Об утверждении генеральных планов населенных пунктов Томской области», в архиве отдела по управлению муниципальной собственностью не сохранилось.

Заверенные копии указанных выше документов предоставить не представляется возможным, так как имеет большой объем информации, для ознакомления с интересующими документами можно обратиться в отдел по управлению муниципальной собственностью Администрации Кожевниковского района.

Направлены копии распоряжения исполнительного комитета Томского областного Совета депутатов трудящихся от 04.06.1969 № 315р и заключения о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки Кожевниковского сельского поселения (том 1, л.д.233-235).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции признал оспариваемый ответ, выраженный в письме от 25.04.2019 №05-03-1112/19-0 незаконным, исходя из того, что он не соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ввиду отсутствия в нем полных ответов на поставленные в обращении от 03.04.2019 вопросы, что привело к нарушению прав административного истца на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. При этом оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности дать Дурнову Ю.И. письменные ответы по существу поставленных им в обращении вопросов в последовательности и с учетом контекста запроса от 03.04.2019, возложении обязанности выслать заверенные копии испрашиваемых в письменном обращении документов, суд первой инстанции не усмотрел, поскольку административному истцу направлен ответ на обращение от 03.04.2019 – письмо Администрации Кожевниковского района от 18.06.2019 № 05-03-1582/19-0.

Оснований не соглашаться с приведенными выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» под обращениями понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. К заявлениям относится просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (пункт 3 статьи 4 указанного Федерального закона).

На основании статьи 5 названного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1); получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 данного Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3).

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с частью 1 статьи 10 того же Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона (пункт 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 указанной статьи)

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

В статье 26 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Согласно части 3 статьи 12 Закона Томской области от 11.01.2007 № 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления» обращение гражданина считается рассмотренным после направления ему мотивированного письменного ответа в пределах сроков, установленных статьей 11 данного Закона, при условии, что рассмотрены по существу все вопросы, поставленные в обращении. Письменный ответ на коллективное обращение направляется на имя первого гражданина, подписавшего это обращение, если в самом обращении не оговорено конкретное лицо, уполномоченное получить ответ, либо в адрес организации, если адрес указан в обращении.

В соответствии со статьей 26 Устава муниципального образования «Кожевниковский район» Глава Кожевниковского района является Главой муниципального образования, возглавляет Администрацию Кожевниковского района; в случае отсутствия Главы Кожевниковского района или невозможности исполнения им должностных обязанностей, его полномочия осуществляет первый заместитель Главы района.

Администрация Кожевниковского района в соответствии с положениями Устава является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет, в том числе функции органа местного самоуправления, уполномоченного на проведение мероприятий, связанных с разграничением государственной и муниципальной собственности на имущество и землю в соответствии с действующим законодательством; полномочия по приему населения, рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции (пункты 14-15 статьи 27 Устава).

Как следует из материалов дела, 18.06.2019 с целью исполнения решения Кожевниковского районного суда Томской области от 30.05.2019, которым на Администрацию Кожевниковского района возложена обязанность направить письменный ответ Дурнову Ю.И. на его обращение от 03.04.2019, в адрес Дурнова Ю.И. направлен ответ, выраженный в письме № 05-03-1582/19-0.

Проанализировав содержание оспариваемого ответа от 25.04.2019 и ответа от 18.06.2019, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответ от 18.06.2019 не является аналогичным по содержанию оспариваемому ответу от 25.04.2019, направленному по тому же обращению от 03.04.2019 только в адрес другого лица, и содержит более полные и развернутые ответы на поставленные в обращении от 03.04.2019 вопросы, что не может свидетельствовать о достаточной полноте и мотивированности первоначального ответа от 03.04.2019 и, соответственно, о его законности.

При этом допущенные нарушения прав и свобод административного истца устранены путем направления ему письменного ответа от 18.06.2019 № 05-03-1582/19-0, а потому в удовлетворении требования о возложении на административных ответчиков обязанности дать письменные ответы по существу поставленных в обращении от 03.04.2019 вопросов судом первой инстанции обоснованно отказано.

Несогласие административного истца с данным выводом суда первой инстанции, имеющего иное мнение относительно приведенных обстоятельств, не является основанием считать этот вывод суда незаконным и необоснованным.

Как верно указано судом первой инстанции надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Кожевниковского района, которая является органом, в чьи полномочия входит рассмотрение вопросов, поставленных в обращении от 03.04.2019 и чей ответ является предметом проверки по настоящему делу.

Ссылки административного истца на то, что ответом от 18.06.2019 № 05-03-1582/19-0 его нарушенные права на получение ответа на обращение не восстановлены, поскольку ответ подписан Главой Кожевниковского района, а не его первым заместителем Малолетко А.А., который владеет всем объемом запрошенной информации, подлежат отклонению как несостоятельные.

В рассматриваемом случае обращение группы граждан от 03.04.2019 было адресовано Главе Кожевниковского района, как руководителю исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, за чьей подписью и направлен ответ от 18.06.2019. Непосредственно первому заместителю Главы Кожевниковского района обращение от 03.04.2019 адресовано не было. Данных о том, что именно в полномочия названого должностного лица входит рассмотрение обращений граждан по существу поставленных в заявлении от 03.04.2019 вопросов, материалы дела не содержат. Кроме того, нарушение своих прав именно Малолетко А.А., занимавшего на момент рассмотрения обращения должность первого заместителя Главы Кожевниковского района, административный истец связывает с исполнением указанным лицом должностных полномочий Главы Кожевниковского сельского поселения, а потому суд пришел к правильному выводу о том, что требования, заявленные к административному ответчику первому заместителю Главы Кожевниковского района Малолетко А.А., удовлетворению не подлежат, поскольку в данном случае он не является надлежащим ответчиком по делу. Несогласие административного истца с содержанием полученного ответа от 18.06.2019 при рассмотрении настоящего дела во внимание принято быть не может, поскольку названные обстоятельства, исходя из избранного административным истцом способа защиты нарушенного права, предметом проверки по делу не являются.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о признании явки Малолетко А.А. в судебное заседание обязательной, подлежит отклонению.

В силу части 7 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Данное полномочие предоставлено суду, рассматривающему дело, в целях реализации принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, для эффективного осуществления правосудия, обеспечения всестороннего и полного установления фактических обстоятельств по административному делу, и не поставлено в зависимость от соответствующего желания участвующих в деле лиц.

При рассмотрении данного дела, исходя из его обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для признания явки данного административного ответчика обязательной. Заявленное ходатайство разрешено судом первой инстанции в соответствии со статьей 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному рассмотрению дела, а также влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кожевниковского районного суда Томской области от 16 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дурнова Юрия Ивановича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-84/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дурнов Ю.И. (ж)
Ответчики
Администрация Кожевниковского района
Глава Кожевниковского района ТО Малолетко А.А.
Другие
Администрация Кожевниковского сельского поселения
Суд
Томский областной суд
Судья
Бондарева Наталия Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.tms.sudrf.ru
13.12.2019Передача дела судье
10.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
12.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2020Передано в экспедицию
24.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее