7п-541
РЕШЕНИЕ
26 декабря 2019 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Черненко О.А. на постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 октября 2019 года,
установил:
постановлением судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 октября 2019 года администрация муниципального образования «Северодвинск» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Защитник юридического лица Черненко О.А. в жалобе просит отменить указанное постановление, считая его незаконным.
В областном суде доводы жалобы поддержала.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, предусмотрена административная ответственность.
Статьями 42 Конституции Российской Федерации и 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу положений подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения.
Согласно подпункту 1.23 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Северодвинск», принятого на местном референдуме 16 июня 1996 года, к вопросам местного значения муниципального образования «Северодвинск» относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (пункты 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64).
Согласно п.4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июня 2017 года № 83 не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам.
В силу СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 года № 58 санитарно-гигиенические мероприятия включают асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий.
Как усматривается из материалов дела, на основании обращения жителя села Нёнокса Северодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении.
В рамках проведенного расследования, установлено, что на территории Нёнокского территориального отдела муниципального образования «Северодвинск» обнаружены несанкционированные места сбора бытовых отходов, а именно на прилегающей к площадке временного хранения ТКО в районе Заозерских полей и на обочине вдоль подъездного пути навалом на земле в большом количестве размещены твердые бытовые и крупногабаритные отходы, в районе кладбища выявлены скопления отходов на земле, в районе культурного объекта Усолье размещены твердые бытовые отходы и крупногабаритные отходы навалом на земле.
В районе кладбища оборудована контейнерная площадка с бетонным покрытием и деревянным ограждением по периметру, установлено два металлических контейнера с крышками. Контейнеры переполнены отходами, вокруг контейнерной площадки на земле имеются отходы.
В районе многоквартирного жилого дома по ул. Школьная, дом 7 в селе Нёнокса, оборудована контейнерная площадка с бетонным покрытием и ограждением, контейнеры для сбора ТБО и КГО отсутствуют, отходы располагаются на бетонной площадке и на прилегающей к ней территории на земле.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу пункту 1 статьи 47 Устава муниципального образования «Северодвинск» администрация данного муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Таким образом, в нарушение п.2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88, п.4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17, п.3.11 СП 3.5.3.3223-14, администрацией муниципального образования «Северодвинск» не организована система сбора, временного хранения и регулярного вывоза твердых бытовых отходов с территории с. Нёнокса.
Допустив нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации системы сбора, временного хранения и регулярного вывоза мусора администрация муниципального образования «Северодвинск» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также свидетельствующих о том, что администрация муниципального образования «Северодвинск» приняла все зависящие от неё меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы защитника, что администрация муниципального образования «Северодвинск» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ несостоятельны.
Субъектом данного правонарушения являются граждане, должностные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица, допустившие несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, а не только лица осуществляющие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию или обезвреживанию отходов производства и потребления.
Судья городского суда обоснованно указал, что администрация муниципального образования «Северодвинск» не осуществляя непосредственную хозяйственную деятельностью по сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, на территории муниципального образования реализуя властно-распорядительные функции, обязаны участвовать в пределах собственных полномочий в организации такой деятельности.
Во исполнение своих властно-распорядительных функций администрация муниципального образования «Северодвинск» заключила муниципальный контракт со СМУП «Спецавтохозяйство» от 19 марта 2019 года № 00254-19-ЖК, предметом которого исполнитель обязуется в соответствии с условиями настоящего контракта оказать собственными или привлеченными силами и средствами услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в селе Нёнокса муниципального образования «Северодвинск». Виды оказываемых исполнителем услуг и общие условия взаимоотношений сторон определяются техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта. Объем твердых коммунальных отходов, места нахождения ТКО на территории села Нёнокса и иные условия оказания услуг, не предусмотренные приложением № 1 к настоящему контракту, конкретизируются и уточняются путем подачи заявок заказчиком исполнителю.
Согласно техническому заданию (приложение № 1 к муниципальному контракту № 0024-19-КЖКХ от 19 марта 2019 года) пункт 2 конкретные места нахождения ТКО на территории села Нёнокса указываются заказчиком, т.е. администрацией муниципального образования «Северодвинск».
Таким образом, администрация Северодвинска, не выдав исполнителю, заказ с указанием места нахождения ТКО на территории села Нёнокса допустила нарушение требований санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.
Доводы жалобы, что действия юридического лица следовало квалифицировать по статье 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ошибочны.
В данном случае, допущенные администрацией муниципального образования «Северодвинск» нарушения выразились в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и выводами судьи не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования «Северодвинск» в пределах санкции части 1 статьи 6.35 КоАП РФ с соблюдением положений частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 октября 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования «Северодвинск» Черненко О.А. - без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов