Дело ***а-287/2020
УИД 22OS0***-21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Хорохординой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты> являются собственниками нежилого помещения с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности.
Кадастровая стоимость нежилого помещения на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты>. на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Росреестра по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГ в равной рыночной стоимости размере согласно отчету об оценке.
В качестве административного соответчика по административному делу привлечено Управление имущественных отношений Алтайского края, в качестве заинтересованных лиц – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрация <адрес>, <данные изъяты>
Правительство Алтайского края с согласия стороны административного истца исключено из числа лиц, участвующих в административном деле.
В судебном заседании представитель административного истца <данные изъяты> административные исковые требования поддержала.
Административный истец, представители административных ответчиков Управления имущественных отношений Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю, администрации <адрес>, заинтересованное лицо <данные изъяты> не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 150,247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Управление имущественных отношений Алтайского края в возражениях ссылались на отсутствие у административного истца права оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости, а также указывали на заниженную стоимость 1 парковочного места исходя из имеющейся на сайте ООО «Сибирия» информации о продаже парковочных мест по спорному адресу. В дополнениях после предоставления уточненного отчета об оценке ссылаются на некорректный расчет рыночной стоимости объекта недвижимости исходя из произведения количества машино-мест и стоимости 1 машино-места, полагают верным определение стоимости 1 кв.м исходя из стоимости аналогов и произведение стоимости 1 кв.м и площади объекта недвижимости для определения его рыночной стоимости.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю в письменном отзыве оставляют разрешение требований на усмотрение суда, подтверждая размер оспариваемой кадастровой стоимости и дату, по состоянию на которую она установлена.
Выслушав сторону административного истца, исследовав материалы дела, допросив оценщика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица (включая индивидуальных предпринимателей) являются плательщиками налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, включая здание (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пунктов 1,2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой установлено ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №334-ФЗ).
Являясь плательщиком налога на имущество физических лиц, <данные изъяты> вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, которая (стоимость) применяется в качестве налоговой базы, а доводы первоначальных возражений Управления имущественных отношений Алтайского края об обратном не могут быть признаны обоснованными.
В подтверждение отличия рыночной стоимости объекта недвижимости административным истцом представлен отчет об оценке оценщика <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ ***, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>.
Как следует из отчета об оценке, объектом оценки являлось встроенное нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> являющееся парковкой, расположенное в цокольном этаже многоквартирного дома.
Для определения рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком избран сравнительный (метод сравнения продаж), обоснован выбор подхода. В качестве аналогов оценщиком избраны предложения о продаже машино-мест в центральной части города, расположенные на парковках многоквартирных домов. При выборе аналогов оценщиком произведены корректировки по основным ценообразующим факторам, размеры корректировок не являются значительными.
Определив рыночную стоимость 1 машино-места, оценщик рассчитал рыночную стоимость всего объекта недвижимости как произведение стоимости 1 машино-места и количества парковочных мест объекта оценки.
Управление имущественных отношений Алтайского края в письменных возражениях полагает расчет рыночной стоимости всего объекта недвижимости некорректным без определения стоимости 1 кв.м, с чем суд не согласен по следующим основаниям.
Парковочные места располагаются в помещении, имеющее помимо самих парковочных мест, также места общего пользования (проезды, выезд, технические помещения и т.п.), предназначенные для обслуживания парковочных мест, которые (места общего пользования) не могут быть объектом отдельных сделок, но доля в которых включена в стоимость парковочного места и следует его судьбе (статьи 289,290 Гражданского кодекса Российской Федерации). То есть рыночная стоимость 1 машино-места включает в себя как стоимость самого парковочного места, так и стоимость доли в общем имуществе пропорционально площади парковочного места.
При таких обстоятельствах определение стоимости 1 кв.м исходя из сопоставления аналогов и умножение стоимости 1 кв.м на всю площадь объекта приведет к необоснованному увеличению стоимости объекта оценки.
Примененная оценщиком методика определения рыночной стоимости помещения парковки, состоящего из парковочных мест и мест общего пользования, является верной.
Аналогичные объяснения об ошибочности позиции административного ответчика дал допрошенный судом в качестве свидетеля оценщик <данные изъяты> подписавший отчет об оценке в качестве директора.
Доводы административного ответчика о том, что стоимость 1 парковочного места занижена с учетом информации на сайте ООО «Сибирия» о продаже парковочных мест по цене 700 000 руб., не являются достаточными для признания отчета об оценке недостоверным доказательством. Копии объявлений о продаже парковочных мест приложены к отчету об оценке, достоверность данных объявлений не опровергнута административным ответчиком. Определенная оценщиком стоимость 1 парковочного места находится в диапазоне рыночных цен, приведенном на страницах 50-54 отчета об оценке.
Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.
На основании изложенного суд находит представленный административным истцом отчет об оценке достоверным и достаточным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости, а административные исковые требования – подлежащими удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** суд указывает дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой является дата обращения в суд с настоящим иском, - ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, кадастровый ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ