Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-26/2020 (3а-1351/2019;) ~ М-1420/2019 от 16.09.2019

Дело № 3а-26/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 января 2020 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кривцова А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Богдановым Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Носовой < Ф.И.О. >8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Носова Л.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила изменить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 3555 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровый <...>, установив ее в размере: с 01.01.2015 г. – 4490427,15 руб., с 16.12.2016 г. по 31.12.2018 г. – 4481575,81 руб., а также обязать административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>. Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012 г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар» спорный земельный участок отнесен к зоне транспортной инфраструктуры (ИТ). В настоящее время, с апреля 2019 года, вид разрешенного использования земельного участка в рамках территориальной зоны ИТ определен как «туристическое обслуживание» и его кадастровая стоимость составляет 6444823,95 руб. До внесения изменений в вид разрешенного использования спорного земельного участка его кадастровая стоимость фактически рассчитывалась по нормативам территориальной зоны ОД2 и составляла в 2016 году – 71391581,01 руб., в 2017 и 2018 годах - 59342369,01 руб.

По мнению административного истца, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в 2016-2018 годах была определена неверно, поскольку при ее расчете использованы недостоверные сведения о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, следовательно, неправильно определены условия, влияющие на стоимость земельного участка. Указанная кадастровая стоимость земельного участка для территориальной зоны ОД2 значительно превышает его кадастровую стоимость для территориальной зоны ИТ. Таким образом, имеет место кадастровая ошибка, поскольку вид разрешенного использования земельного участка в оспариваемый период соответствовал утвержденному городской Думой г. Краснодара генеральному плану.

Административный истец указывает, что определение кадастровой стоимости земельного участка нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет неправильное определение налоговых обязательств.

В судебном заседании представитель административного истца Филипповский М.Л. административный иск поддержал, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Огиди О.М.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск и дополнениях к нему.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по доверенности Рягузова М.В. просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Административный истец Носова Л.В., представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, представитель ООО «АФК-Аудит» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии (часть 6 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").

В силу части 4 статьи 7 приведенного Федерального закона, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Пунктами 1, 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010, были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в Закон включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Также из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Материалами дела установлено, что Носовой Л.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 3555 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровый <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от <...> серии <...> и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <...> <...>.

На указанном земельном участке расположено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, площадью 835,9 кв.м., этажность 2, кадастровый номер <...>.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером <...> поставлен на государственный кадастровый учет <...> с видом разрешенного использования - «Для эксплуатации нежилого строения, для эксплуатации гостинично-оздоровительного комплекса» и категорией земель населенных пунктов.

В результате постановки на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> была определена в соответствии с пунктами 2.1.16 и 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222 (далее также Методические указания №222), с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала <...>, для 6 вида разрешенного использования земель населенных пунктов - «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц», равного 20082,02 руб./кв.м. и утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 №1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края». При этом кадастровая стоимость земельного участка составила 71 391 581,10 руб.

Судом установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в ЕГРН <...> на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от <...> и являлись актуальными до <...>.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и согласно приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.10.2015 №1327 «О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2016 году» на территории Краснодарского края в 2016 году были проведены очередные работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Предметом государственной кадастровой оценки являлись земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, по состоянию на 01.01.2016.

По состоянию на указанную дату в перечень объектов оценки земельный участок с кадастровым номером 23:43:0403023:1063 был включен с видом разрешенного использования - «Для эксплуатации нежилого строения, для эксплуатации гостинично-оздоровительного комплекса».

Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края являлся департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Исполнителем работ по государственной кадастровой оценке являлось ООО «АФК-Аудит».

Согласно требованиям технического задания, определение кадастровой стоимости проводилось в разрезе семнадцати видов разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 (далее также Методические указания № 39) данный земельный участок был отнесен оценщиком к нескольким видам разрешенного использования указанных в подпункте 1.2.6. «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц» (далее - ВРИ 6) в части разрешенного использования гостиница и в подпункте 1.2.17 «Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии» (далее - ВРИ 17) в части разрешенного использования оздоровительный комплекс.

Согласно пункту 2 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (действующих на момент возникновения спорных правоотношений), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).

В силу статьи 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

В сформированный филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке были включены сведения о количественных и качественных характеристиках земельных участков, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2016.

По итогам работ был сформирован отчет от 07.11.2016 № 2300- ГКОЗНП-2016 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Краснодарского края», соответствие которого требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности подтверждено положительным экспертным заключением саморегулируемой организации Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков» от 10.11.2016 №3578/2016.

Согласно абзацу 2 пункта 2.7.1. Методических указаний № 39 кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по тому виду разрешенного использования земельного участка, для которого значение кадастровой стоимости наибольшее.

Для ВРИ 6 удельный показатель кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка составил 12 374,35 руб./кв.м., а кадастровая стоимость 43 990 814,25 руб.

Для ВРИ 17 удельный показатель кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка составил 2 753,56 руб./кв.м., а кадастровая стоимость 9 788 905,8 руб.

Таким образом, для земельного участка с кадастровым номером <...> была установлена кадастровая стоимость, полученная по виду разрешенного использования, указанного в подпункте 1.2.6 Методических указаний <...> и составила 43 990 814,25 руб.

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 № 2640 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» и внесены в установленном порядке в ЕГРН в 2017 году.

Таким образом, судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403023:1063 определена на основании сведений о количественных и качественных характеристиках, содержащихся в Перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2016 сформированным органом регистрации прав.

Принимая во внимание изложенное, а также учитывая функциональное назначение объекта недвижимости (гостинично-оздоровительный комплекс), который находится на земельном участке, следует, что спорный земельный участок правомерно отнесен к 6 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц", поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка зависит от фактического использования объекта недвижимости, и правовое значение имеет цель его предоставления.

К доводам административного истца о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка должен был определяться оценщиком с учетом территориальной зоны ИТ, установленной Решением городской Думы г. Краснодара от 26.01.2012 г. № 25 п. 15 «Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар», в которой не допускаются размещение земельных участков с видом разрешенного использования «для размещения гостиниц», следует отнестись критически по следующим основаниям.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капительного строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными Решением городской Думы г. Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, спорный земельный участок расположен в зоне общественно-делового и коммерческого назначения (ОД2), в которой гостиничное обслуживание относится к основному виду разрешенного использования.

При этом, из системного толкования норм части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует принцип первичности генерального плана поселения, городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Таким образом, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка административного истца были использованы достоверные сведения о нем, искажение данных об указанном объекте оценки, выразившееся в неправильном определении номера вида разрешенного использования земельного участка не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ < ░.░.░. >9 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

3а-26/2020 (3а-1351/2019;) ~ М-1420/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Носова Лидия Васильевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Другие
Администрация МО г. Краснодар
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Кривцов Анатолий Сергеевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация административного искового заявления
17.09.2019Передача материалов судье
19.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.10.2019Предварительное судебное заседание
24.10.2019Предварительное судебное заседание
31.10.2019Предварительное судебное заседание
14.11.2019Предварительное судебное заседание
27.11.2019Судебное заседание
11.12.2019Предварительное судебное заседание
18.12.2019Судебное заседание
14.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее