Решение по делу № 2-879/2021 ~ М-931/2021 от 23.08.2021

Дело № 2-879/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2021 года                                                                           г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи                                               Терновой Ю.В.,

при секретаре                                                                            Батоболотовой А.Б.,

с участием истцов                                                     ГАА, ГДА,

третьего лица                                                                              ВАА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГАА, ГДА к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что они проживают в жилом доме по адресу: <адрес>. Регистрации по указанному адресу они не имеют. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район». В результате чего истцы являются пострадавшими от чрезвычайной ситуации, у них пострадал земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства и находящийся на нем жилой дом с надворными постройками, частично утрачено совместно нажитое имущество первой необходимости, причинены нравственные страдания. Истцы признаны пострадавшими, за ними признано право на получение единовременной материальной помощи в размере 20 000 рублей. В получении финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей отказано. На момент чрезвычайной ситуации истцы фактически проживали по указанному адресу, вели общее совместное хозяйство, приобретали совместно имущество, в том числе имущество первой необходимости.

Просят суд признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года. Установить факт их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать ответчиков включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком из-за сильных дождей, произошедших в июле 2021 года на территории Забайкальского края. Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам финансовую помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2021 года на территории Забайкальского края.

В судебном заседании истец ГАА исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что с супругом проживает в указанном доме с 2001 года. Дом принадлежит ее брату ВАА. По адресу регистрации она не проживает, так как данный дом принадлежит дедушке ее супруга. По адресу: <адрес> не зарегистрировалась, поскольку ее брат возражает против этого. В июле 2021 года произошло наводнение, в результате которого было частично утрачено имущество первой необходимости, находящееся в указанном жилище.

Истец ГДА исковые требования поддержал по аналогичным основаниям.

Третье лицо ВАА требования поддержал, суду пояснил, что действительно истцы Г проживают по указанному адресу. Имущество первой необходимости, которое находилось в доме на момент паводка, было приобретено истцами.

Представитель ответчика Администрации ГП «Шилкинское» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шилкинский район» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому принятие решения по исковым требованиям оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, представил письменное заявление и отзыв, где просил дело рассмотреть в их отсутствие. Указал, что УМВД России по Забайкальскому краю является ненадлежащим ответчиком, так как списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости не составляет, в состав комиссии по формированию списков не входит, выплату единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости не производит.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что истцы не подлежат включению в категорию граждан, имеющих право на единовременные выплаты, в связи с отсутствием предусмотренных законом условий. Согласно Положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года №502, в полномочия Министерства признание граждан пострадавшими от наводнения, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи, включение в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение финансовой материальной помощи за частичную или полную утрату имущества первой необходимости, рассмотрение вопросов предоставления финансовой помощи за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, не входит. Министерство считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Просил в иске отказать.

Представители ответчика Министерства финансов Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, свидетелей АОИ, ДЮС, подтвердивших факт проживания истцов по указанному адресу на протяжении длительного периода времени и на момент паводка в июле 2021 года, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 данного Закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Пунктом 1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2019 N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 №253 (ред. от 09.08.2021) "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Забайкальского края от 5 октября 2009 года N 248-ЗЗК "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях осуществления выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, Правительство Забайкальского края постановляет: Утвердить прилагаемый Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. В силу п.1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает порядок и условия оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее также - выплаты) пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году (далее - чрезвычайная ситуация), гражданам Российской Федерации (далее - пострадавшие граждане).

В силу п.2, в целях настоящего Порядка:

1) под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки);

2) под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя:

а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды;

б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет);

в) предметы мебели для сна - кровать (диван);

г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио);

д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).

В соответствии с п.3 вышеуказанного Порядка, критериями утраты имущества первой необходимости являются:

1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

В соответствии с п.4 Порядка, пострадавшие граждане имеют право на:

1) финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека; 2) финансовую помощь в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в размере 100 тыс. рублей на человека.

В соответствии с п.5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий: 1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; 2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка, проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).

В соответствии с п.7 данного Порядка, формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 апреля 2020 года N 275.

В соответствии с п.12 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году" финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».

Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 22 июля 2021 года.

Постановлением Главы Администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №265 созданы комиссии по обследованию утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года.

Согласно справке Администрации городского поселения «Шилкинское» истцы не включены в список на оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации в июле 2021 года, в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>.

Согласно выписке ЕГРН от 15.12.2020 года земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ВАА.

Заключением комиссии установлено, что у ГАА, ее супруга ГДА 22.07.2021 года по адресу: <адрес> были нарушены условия жизнедеятельности ввиду подтопления территории.

Из акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате выпадения обильных осадков, вызвавших паводковые явления и подтопление территории от 27.07.2021 года следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавшего гражданина ГАА утрачено частично.

Согласно подписке ГДА, данной 22.10.2019 года сотрудникам ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, он выезжает после освобождения к месту своего жительства по адресу: <адрес>.

В медицинской карте истца ГАА с датой заполнения 23.11.2018 года местом жительства указан адрес: <адрес>.

Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцы на протяжении длительного времени проживают в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, их имущество утрачено частично, в связи с чем, они имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законом.

Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению.

У суда не имеется оснований для признания ненадлежащими ответчиками по делу УМВД России по Забайкальскому краю, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, поскольку соответствии с требованиями приведенного выше законодательства выплата денежных средств производится с участием указанных ответчиков.

С учетом требований действующего законодательства, суд считает правильным указать в резолютивной части решения, что суммы компенсации должны быть выплачены за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета, а не в порядке, указанном истцом в заявленных требованиях.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Исковые требования ГАА, ГДА к Администрации городского поселения «Шилкинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю, Правительству Забайкальского края, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, признании права на получение компенсации, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания ГАА, ГДА в жилом доме по адресу: <адрес> для получения финансовой помощи за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Признать ГАА, ГДА пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в июле 2021 года.

Признать за ГАА, ГДА право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому, а всего 100 000 рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ГАА, ГДА в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий городского поселения «Шилкинское» в июле 2021 года.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить ГАА, ГДА финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей каждому, а всего 100 000 рублей при поступлении средств, выделенных за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года N 144, Резервного фонда Забайкальского края в соответствии с Законом Забайкальского края от 25 декабря 2012 года N 758-ЗЗК "О Резервном фонде Забайкальского края" с возможным последующим возмещением из федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий                                                           Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 07 сентября 2021 года.

Копия верна, судья                                                                   Терновая Ю.В.

2-879/2021 ~ М-931/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаврилов Дмитрий Анатольевич
Гаврилова Альбина Анатольевна
Ответчики
Управление по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю
Администрация МР Шилкинский район
ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Правительство Забайкальского края
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
УМВД России по Забайкальскому краю
Министерство финансов Забайкальского края
Администрация ГП Шилкинское
Другие
Воробьев Андрей Анатольевич
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Терновая Юлия Владимировна
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
23.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2021Передача материалов судье
25.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2021Судебное заседание
07.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее