Именем Российской Федерации
р.п. Кадом 02 февраля 2017 годаКадомский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Копейкина С.Н.,
с участием:
помощника прокурора Кадомского района Лощининой Д.А.,
представителя ответчика: УМП «Кадомская районная аптека №66» Цыгановой А.А.,
при секретаре Поповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кадомского районного суда дело по иску прокурора Кадомского района в интересах неопределённого круга лиц к унитарному муниципальному предприятию «Кадомская районная аптека №66» об обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кадомского района Табаков А.Ю. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УМП «Кадомская районная аптека №66» об обязании осуществлять эксплуатационный контроль здания, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, указав в обоснование, что прокуратурой Кадомского района проведена проверка по соблюдению градостроительного законодательства, в ходе проверки установлено следующее:
В соответствии с ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с ч.6,7 ст. 55.24, 55.25 данного Кодекса в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
В соответствии с п.п.3.2.,3.3.,3.5.,3.9 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства.
Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.
При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.6 ст.3, ч.3.1. ст.5 данного Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) есть состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из положений п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2009г. Президентом Российской Федерации, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Учитывая, что аптека – объект социального назначения, которое является местом массового пребывания людей, эксплуатирующими его должностными лицами должно быть обеспечено безусловное исполнение требований к антитеррористической защищенности.
Как установлено проверкой, унитарное муниципальное предприятие «Кадомская районная аптека №66» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за УМП «Кадомская районная аптека №66» муниципального имущества в хозяйственное ведение, владеет, пользуется и распоряжается зданием, зарегистрированным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, где фактически осуществляет свою деятельность.
В соответствии с п. 3 раздела 3 Устава УМП «Кадомская районная аптека №66» предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
В соответствии с п.3.1 договора о закреплении за УМП «Кадомская районная аптека №66» муниципального имущества в хозяйственное ведение, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, предприятие обязуется в отношении закрепленного за ним настоящим договором имущества: обеспечивать его сохранность, осуществлять капитальный и текущий его ремонт, не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормальным износом этого имущества в процессе его эксплуатации; эффективно его использовать в соответствии сего целевым назначением.
При этом, в УМП «Кадомская районная аптека №66» эксплуатационный контроль здания в соответствии с указанными выше требованиями законодательства не осуществляется.
Так, порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемого здания не разработан, лицо, ответственное по осуществлению контроля за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания зданий и сооружений, не назначено, периодические осмотры зданий (весенние и осенние), контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, не проводятся, журнал эксплуатации здания не ведется.
Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, т.к. не проведение эксплуатационного контроля влечет несвоевременное обнаружение отклонений от нормативного режима эксплуатации зданий и сооружений, несвоевременное выявление нарушений в состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, что создает угрозу причинения травм.
В соответствии с ч.1ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с изложенным прокурор Кадомского района просит суд обязать УМП «Кадомская районная аптека №66» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемого здания; назначить лицо, ответственное по осуществлению контроля за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания здания; провести периодический осмотр здания, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а именно: здания общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с целью проверки технического состояния строительных конструкций, инженерного и технологического оборудования, прилегающей территории после окончания эксплуатации в зимних условиях с отражением его результатов в журнале эксплуатации здания.
В судебном заседании помощник прокурор Кадомского района Лощинина Д.А. поддержала заявленные в защиту интересов неопределенного круга лиц требования.
Представитель ответчика: заведующая УМП «Кадомская районная аптека №66» Цыганова А.А. исковые требования полностью признала.
Выслушав объяснения помощника прокурора Кадомского района, представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В соответствии с ч.6,7 ст. 55.24, 55.25 данного Кодекса в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
В соответствии с п.п. 3.2., 3.3., 3.5., 3.9 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВСН58-88(р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства.
Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью.
При весеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливать объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта в год проведения осмотра.
При осеннем осмотре следует проверять готовность здания или объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточнять объемы ремонтных работ по зданиям и объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.
Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии п.8 ч.1 со ст.41 данного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Кроме того, согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.6 ст.3, ч.3.1. ст.5 данного Закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) есть состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из положений п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2009г. Президентом Российской Федерации, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Учитывая, что аптека является местом массового пребывания людей, эксплуатирующими его должностными лицами должно быть обеспечено безусловное исполнение требований к антитеррористической защищенности.
Как установлено в судебном заседании, у УМП «Кадомская районная аптека №66» в хозяйственном ведении находится здание площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 3 раздела 3 Устава УМП «Кадомская районная аптека №66» предприятие осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
В соответствии с п.3.1 договора о закреплении за УМП «Кадомская районная аптека №66» муниципального имущества в хозяйственное ведение, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, предприятие обязуется в отношении закрепленного за ним настоящим договором имущества: обеспечивать его сохранность, осуществлять капитальный и текущий его ремонт, не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормальным износом этого имущества в процессе его эксплуатации; эффективно его использовать в соответствии сего целевым назначением.
При этом, в УМП «Кадомская районная аптека №66» эксплуатационный контроль здания в соответствии с указанными выше требованиями законодательства не осуществляется.
Так, порядок проведения плановых осмотров эксплуатируемого здания не разработан, лицо, ответственное по осуществлению контроля за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания здания, не назначено, периодические осмотры зданий (весенние и осенние), контрольные проверки и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, не проводятся, журнал эксплуатации здания не ведется.
Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, т.к. не проведение эксплуатационного контроля влечет несвоевременное обнаружение отклонений от нормативного режима эксплуатации здания, несвоевременное выявление нарушений в состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, что создает угрозу причинения травм.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, указанные в исковом заявлении нарушения действующего законодательства не устранены.
При таких обстоятельствах у суда имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований прокурора Кадомского района.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с УМП «Кадомская районная аптека №66» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор Кадомского района был освобожден при подаче искового заявления в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ №66» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ №66», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░