Решение по делу № 33-4669/2019 от 22.11.2019

Дело № 33-4669/2019 (2-1036/2019)

Судья Савенкова Е.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 декабря 2019 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе

председательствующего          Босси Н.А.

судей          Андриановой И.В., Горелика А.Б.

при ведении протокола

помощником судьи ФИО6                

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жеребцова Владимира Николаевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии

по апелляционной жалобе Жеребцова Владимира Николаевича на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 03 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Горелика А.Б., судебная коллегия

установила:

Жеребцов В.Н. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска Жеребцов В.В. указал, что решением комиссии пенсионного органа № 174 от 30.05.2017 г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости ему было отказано из-за отсутствия страхового стажа, дающего право на пенсию в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К зачету принят стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в размере 07 лет 02 месяца 02 дня. Не был засчитан в страховой стаж период работы с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г., составивший 2 года 09 месяцев, в качестве лица, которое заключило договор в системе общеобязательного государственного социального страхования на основании отдельного договора от 07.02.2014 г. №32 о единовременной уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию ***. Отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии по старости существенно нарушает его пенсионные права. Он воспользовался своим правом на приобретение недостающего страхового (пенсионного) стажа путем доплаты единого взноса в Пенсионный фонд Украины и заключил Отдельный договор *** от 07.02.2014 г. о единовременной, уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию. Жеребцов В.В. просит суд признать решение комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области от 30.05.2017 г. № 174 неправомерным; обязать ответчика засчитать в его страховой стаж период работы: с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г. - 2 года 09 месяцев в качестве лица, которое заключило договор в системе общеобязательного государственного социального страхования, на основании отдельного договора от 07.02.2014 г. №32 о единовременной уплате взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало обязательному государственному социальному страхованию г. Красный Луч; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 27 декабря 2016 г.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 03 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Жеребцова В.Н. отказано.

Жеребцов В.Н. в апелляционной жалобе просит указанное решение суда отменить, мотивируя тем, что он с учетом приобретенного страхового стажа за период с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г. имел необходимый стаж для назначения испрашиваемой пенсии. Законодательством Российской Федерации предусмотрена пенсия того же вида, получателем которой он являлся в Украине до переезда в Российскую Федерацию.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого их этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 3 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определённой продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.

Статьёй 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьёй 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Закрепленное в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правило о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и в конечном счете выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда. С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж при определении права на назначение страховой пенсии наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях". Такое правовое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии и не может расцениваться как нарушающее право заявителя на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 26 сентября 2019 г. N 2200-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Украины Боева Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен исчерпывающий перечень периодов, которые, засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности. Предыдущий период, в течение которого лицо не осуществляло трудовую или иную предусмотренную законом деятельность и за который оно добровольно уплатило страховые взносы, в этом перечне не поименовано.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, включение тех или иных периодов в страховой стаж помимо уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны взаимоувязано с выполнением соответствующих видов работ и (или) иной деятельности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно сведениям, имеющимся в пенсионном деле, поступившим из Управления Пенсионного фонда Луганской народной республики *** луч, Жеребцов В.Н. являлся получателем пенсии по возрасту за работу с вредными условиями труда и в горячих цехах, на подземных работах. При этом в страховой стаж истца был включен период с 01.01.2008 года по 30.09.2010 года – добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования по договору о единовременной уплате единого взноса за предыдущие периоды, в которых лицо не подлежало общеобязательному государственному социальному страхованию заключенному с Государственной налоговой инспекцией в Красный луч Главного управления Миндоходов в Луганской области от 07.02.2014 года.

27.12.2016 г. Жеребцов В.Н. (гражданин Российской Федерации), проживающий по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, с. Ракша, ул. Набережная, д. 79, обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) № 174 от 30.05.2017 г. Жеребцову В.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости. Принят к зачету страховой стаж Жеребцова В.Н. - 17 лет 05 месяцев 08 дней, стаж на соответствующих видах работ - 7 лет 2 месяца 2 дня. Не засчитан в страховой стаж период с 01.01.2008 г. по 30.09.2010 г.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Жеребцов В.Н. в спорные периоды трудовую деятельность не осуществлял, поскольку по индивидуальным сведениям о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины сведения о страховом стаже Жеребцова В.Н. за указанные периоды отсутствуют. Действующим законодательством РФ и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения не предусматривается возможность учета в трудовом стаже периода добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд государств - участников названного Соглашения.

Во исполнение требований части 4 статьи 67, части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда мотивированы, соответствующие доказательства приведены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку выводы суда об этих обстоятельствах, подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.

Вопреки доводам, материалы дела не содержат доказательств наличия у Жеребцова В.Н. необходимого страхового стажа для назначения пенсии.

Так, материалами дела подтверждено наличие у него страхового стажа в количестве 17 лет 05 месяцев 08 дней. Индивидуальными сведениями о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины *** наличие страхового стажа у Жеребцова В.Н. в период 2008-2010 годов не подтверждено.

Отдельным договором *** от 07.02.2014 г., заключенным между Жеребцовым В.Н. и государственной налоговой инспекции в *** *** *** Украины, обусловлено предоставление ФИО8 за плату права на назначение пенсии в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Положениями этого договора приобретение Жеребцовым В.Н. страхового стажа за предыдущий период не предусмотрено.

Таким образом, страховой стаж Жеребцова В.Н. к моменту его обращения в пенсионный орган составил менее требуемого законодательством Российской Федерации для назначения ему соответствующей пенсии.

Утверждения Жеребцова В.Н. о соответствии вида получаемой им пенсии в Украине виду пенсии, предусмотренного законодательством Российской Федерации, не состоятельны.

Как следует из материалов дела право на пенсию Жеребцовым В.Н. приобретено за плату по отдельному договору.

Пенсии такого вида законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Ни законодательством Украины, ни законодательством Российской Федерации не предусмотрено приобретение страхового стажа за предыдущие периоды, в которые не осуществлялась трудовая или иная, предусмотренная пенсионным законодательством, деятельность.

Таким образом, по действующему в Российской Федерации законодательству отсутствие требуемого страхового стажа не может быть восполнено уплатой взноса за предшествующий период.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны позиции стороны при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.

Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 03 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жеребцова Владимира Николаевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-4669/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Жеребцов Владимир Николаевич
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области ( межрайонное)
Другие
Даньшина Юлия Борисовна
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Горелик Александр Борисович
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
22.11.2019Передача дела судье
25.11.2019Судебное заседание
14.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020Передано в экспедицию
18.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее