Судья Алешков А.Л. Дело № 33- 3673 / 2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2018 года г. Ханты - Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Вороной Н.Л..,
судей: Беспаловой В.В., Данилова А.В.,
с участием прокурора Бикмухаметовой Г.Р.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сургутскому району к Хоменко Александру Викторовичу, Хоменко Веронике Алексеевне о признании утратившими права пользования жилым помещением и выселении,
по апелляционному представлению прокурора и апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сургутскому району на решение Сургутского районного суда от 07 февраля 2018 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя истца Лунёвой А.С., поддержавшую апелляционную жалобу, объяснение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., поддержавшую апелляционное представление, объяснения ответчика Хоменко А.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ОМВД России по Сургутскому району обратился в суд с указанным иском к ответчикам, мотивировав требования тем, что в 2013 году руководствуясь ч. 10 ст. 54 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года № З-ФЗ «О полиции» на основании договора безвозмездного пользования № (193) 413000008 от 07.08.2013 года в безвозмездное пользование ОМВД России по Сургутскому району передано здание общей площадью 139,2 кв.м., расположенное по адресу: (адрес) в целях обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Вышеуказанное здание состоит из участкового пункта полиции (кабинет участкового уполномоченного полиции) и жилого помещения, предоставленного для проживания участкового уполномоченного полиции. Хоменко А.В., в период времени с 01.04.2014 г. по 20.11.2017 г. замещал должность старшего участкового уполномоченного полиции ГУУПиПДН Отдела полиции № 3 (дислокация с.п. Солнечный) ОМВД и обслуживал территорию д. Сайгатина. 02.12.2015 г. с Хоменко А.В. был заключен договор найма жилого помещения № 112, в соответствии с которым ответчику для проживания было предоставлено жилое помещение жилой площадью 44,40 кв.м., расположенное по вышеуказанному адресу. Совместно с Хоменко А.В. право проживать в жилом помещении имела его супруга - Хоменко В.А. Срок данного договора был установлен в период с 02.12.2015 г. по 02.11.2016. Пунктом 4.3.5. вышеуказанного договора, заключенного для проживания ответчика, предусмотрено, что договор подлежит расторжению по инициативе наймодателя (ОМВД) в случае перехода нанимателя (Хоменко Л.В.) на иную должность или увольнения из ОМВД. Пункт 3.1.8. договора найма предусматривает обязанность нанимателя по окончании срока действия договора, а также в случае расторжения договора освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета совместно со своими членами семьи в течении 3 рабочих дней. В настоящее время трудовые отношения Хоменко А.В. с ОМВД прекращены на основании приказа ОМВД от 17.11.2017 года № 344 л/с, согласно которому, ответчик уволен из органов внутренних дел Российской Федерации с 20.11.2017 по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2017 года № 342-ФЗ. В связи с прекращением службы в ОМВД Хоменко А.В. совместно со своей супругой Хоменко В.А. утратили право пользования жилым помещением, но продолжают пользоваться им, не имея на это законных оснований. Уведомления истца ответчиков об освобождении спорного жилого помещения оставлены без внимания. Истец также указал, что по имеющимся у него данным, Хоменко А.В. обеспечен жилым помещением, находящимся по адресу: г(адрес) на основании договора социального найма жилого помещения от 17.05.2007 года № 330. Хоменко В.А. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: (адрес), на основании договора купли-продажи квартиры от 05.09.2011 года, свидетельство о государственной регистрации права № 86-АБ 554232 от 30.05.2013 года.
На основании вышеизложенного, истец просил признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, с.п. Солнечный, д. Сайгатина, ул. Школьная, дом 10, выселив их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Лунёва А.С. иск поддержала.
Ответчик Хоменко А.В. иск не признал, пояснил, что государством в лице УМВД России по ХМАО - Югре не выполнены перед ним обязательства по обеспечению его жильем, как сотрудника полиции, не произведена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения. При выполнении УМВД указанных обязательств перед ним, он готов освободить спорное жилое помещение. Он также указал, что с Хоменко В.А. брак расторгнут, в связи с чем, членом его семьи она не является. На имеющееся у нее жилье в г. Белоярский он претендовать не может, поскольку приобретено оно до заключения брака.
Ответчик Хоменко В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Прокурор дал заключение, где полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования ОМВД России по Сургутскому району удовлетворить. В обосновании апелляционного представления указано на то, что указанное решение вынесено с нарушением норм материального права. Отказывая в удовлетворении иска суд указал, что данное жилое помещение является служебным, было предоставлено на период трудовых отношений, Хоменко А.В. состоит на учете по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с 2015 года, по настоящее время жилым помещением не обеспечен, имеет выслугу более 10 лет. Однако, прокурор не согласен с данными выводами. Отказывая в удовлетворении иска суд руководствовался пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ и внутренним войскам Министерства внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Данное Типовое положение распространяет свое действие на жилые помещения, переданные органам внутренних дел в оперативное управление. В материалах дела имеется договор безвозмездного пользования, заключенный 07.08.2013 г. между Департаментом по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры и ОМВД России по Сургутскому району, который судом не принят во внимание. Ссылка суда на невозможность выселения ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с их нахождением на жилищном учете с 2015 года, не имеет правового значения, поскольку спорное жилое помещение является служебным, передано ОМВД по договору безвозмездного пользования, предоставлено в пользование Хоменко А.В. и членам его семьи для временного проживания в нем на период прохождения службы, на момент разрешения спора Хоменко А.В. в служебных отношениях с истцом не состоял. Отказ Хоменко А.В. в добровольном порядке освободить незаконно занимаемое жилое помещение нарушает права работника ОМВД России по Сургутскому району, замещающего должность участкового уполномоченного полиции и обслуживающего территорию д. Сайгатина.
В апелляционной жалобе ОМВД России по Сургутскому району просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что решение суда является незаконным. Жилое помещение (служебное) было предоставлено Хоменко А.В. как участковому уполномоченному полиции, не имеющему жилого помещения на территории обслуживаемого им административного участка – д. Сайгатина, то есть на период выполнения Хоменко А.В. обязанностей по указанной должности. Здание, находящееся по указанному адресу, передавалось в безвозмездное пользование ОМВД для обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду. Собственник спорного жилого помещения – Ханты-Мансийский автономный округ – Югры с инициативой об отнесении его к специализированному жилищному фонду в органы осуществляющие управление государственным или муниципальным жилищным фондом не обращался. При этом, в соответствии с Инструкцией по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел РФ, утв. приказом МВД России от 06.05.2012 года № 490 в специализированный жилищный фонд могут быть включены только жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении МВД России. Кроме того, на основании ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Более того, объект недвижимости общей площадью 139, 2 кв.м., введенный в эксплуатацию в 2012 году является нежилым зданием. Более того, при рассмотрении дела установлено, что с Хоменко В.А. брак ответчик расторг в ноябре 2017 года и членом ее семьи не является. Таким образом, на нее, на момент вынесения судебного решения, не распространились правовые нормы, в соответствии с которыми она, как член семьи сотрудника органов внутренних дел, была вселена в спорное помещение и правовых оснований для ее проживания и нахождения в спорном жилом помещении в настоящее время не имеется. Принимая решение о невозможности выселения ответчиков из занимаемого помещения, суд применил Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897. Судом не был учтен тот факт, что спорное помещение к специализированному жилищному фонду, переданному в оперативное управление органам внутренних дел, не относится. В связи с чем, Типовое положение не распространяется на сложившиеся между сторонами правоотношения, так как регулируют порядок предоставления сотрудникам только служебных жилых помещений. Более того, просит учесть, что факт постановки сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и факт предоставления сотрудникам помещений для их проживания, в связи с прохождением службы на основании договоров найма, являются не связанными между собой и различными по правовой природе правоотношениями, регулируемые различными нормами права. Ни Федеральный закон о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, ни Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2011 года № 1223, не содержат норм о том, что до предоставления в порядке очередности единовременной социальной выплаты, сотрудник не подлежит выселению из жилых помещений, специализированного жилищного фонда или предоставленных на основании договора найма на период службы. Постановка на учет ответчика для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеют значения для разрешения сложившегося спора о выселении.
В возражении на апелляционную жалобу Хоменко А.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Хоменко В.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца Лунёвой А.С., ответчика Хоменко А.В., проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в жалобе, представлении, заслушав заключение прокурора Бикмухаметовой Г.Р., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник, не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы. Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Действие данного закона распространяется на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности.
При этом в основе данного регулирования лежит норма ч. 1 ст. 44-ФЗ "О полиции", согласно которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Наряду с этим, основу регулирования составляет норма ч. 2 указанной статьи, предусматривающая, что полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством РФ. Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Так, согласно п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 897 (в редакции от 01.10.2004 г. с изменениями от 16.03.2013 г.), сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10-ти лет. Данное Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, в частности с его ст. 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 г. N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание п. 28 изменено не было.
При таких обстоятельствах, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности условий, при которых Хоменко А.В. и члены его семьи могут быть выселены из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2013 году руководствуясь частью 10 статьи 54 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года № З-ФЗ «О полиции» на основании договора безвозмездного пользования № (193) 413000008 от 07.08.2013 года, в безвозмездное пользование ОМВД России по Сургутскому району, в лице Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО - Югры, было передано здание общей площадью 139,2 кв.м., расположенное по адресу: (адрес) в целях обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Вышеуказанное здание состоит из участкового пункта полиции (кабинет участкового уполномоченного полиции) и жилого помещения, предоставленного для проживания участкового уполномоченного полиции.
Хоменко А.В., в период времени с 01.04.2014 года по 20.11.2017 года, замещал должность старшего участкового уполномоченною полиции ГУУПиПДН Отдела полиции № 3 (дислокация с.п. Солнечный) ОМВД и обслуживал территорию д. Сайгатина.
02.12.2015 г. с Хоменко А.В., как нуждающимся в жилье, и в связи с исполнением служебных обязанностей участкового уполномоченного полиции в д. Сайгатина, был заключен договор найма жилого помещения № 112, в соответствии с которым, ответчику для проживания было предоставлено жилое помещение жилой площадью 44,40 кв.м., расположенное по вышеуказанному адресу. Совместно с Хоменко А.В. право проживать в жилом помещении имела его супруга - Хоменко В.А. Срок данного договора был установлен в период с 02.12.2015 г. по 02.11.2016 г.
Пункт 4.3.5 договора предусмотрено, что договор подлежит расторжению по инициативе наймодателя (ОМВД) в случае перехода нанимателя (Хоменко А.В.) на иную должность или увольнения из ОМВД.
Пункт 3.1.8 договора предусмотрена обязанность нанимателя по окончании срока действия договора, а также в случае расторжения договора освободить жилое помещение и сняться с регистрационного учета совместно со своими членами семьи в течении 3 рабочих дней.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом ответчику было предоставлено служебное жилое помещение.
Трудовые отношения Хоменко А.В. с ОМВД прекращены на основании приказа ОМВД от 17.11.2017 года № 344 л/с, согласно которому, ответчик уволен из органов внутренних дел Российской Федерации с 20.11.2017 года по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 342-ФЗ. Выслуга лет на 20.11.2017 года в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия составила 17 лет 07 месяцев 18 дней, в льготном 22 года 09 месяцев 07 дней.
Согласно письму УМВД России по ХМАО-Югре от 28.04.2015 года № 6/1224, Хоменко А.В., в соответствии с протоколом центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ХМАО-Югре от 16.04.2015 года № 5, утвержденным распоряжением начальника УМВД России по ХМАО-Югре от 24.04.15 года № 60-р, поставлен на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения под № 1044.
Согласно представленных актов фактического проживания, рапорта сотрудника полиции от 25.01.2018 года, Хоменко А.В. с бывшей супругой Хоменко В.А. (брак расторгнут 30.11.2017 года) проживают по спорному адресу. Неоднократные уведомления ОМВД по Сургутскому району об освобождении занимаемого жилого помещения, ответчиками оставлены без внимания.
Согласно представленной справки ООО «УК СЕРВИС-3» от 06.02.2018 г., Хоменко А.В. зарегистрирован 29.07.2010 г. по адресу: (адрес) (в жилой комнате, площадью 20 кв.м.). Из объяснений Хоменко А.В. следует, что данное жилое помещение местом его жительства не является, по указанному адресу проживает его бывшая супруга от первого брака - Хоменко Татьяна Васильевна с несовершеннолетним сыном Хоменко Владимиром Александровичем, 2003 года рождения.
Несмотря на регистрацию по указанному адресу, Хоменко А.В. по месту работы в ОМВД признали нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, и поставили на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Данное обязательство УМВД России по ХМАО-Югре до настоящего времени не исполнено.
Разрешая заявленные требования, суд, учитывая, что выслуга лет Хоменко А.В. по состоянию на 20.11.2017 года составляет в календарном исчислении 17 лет 07 месяцев 18 дней, Хоменко А.В. в настоящее время является нуждающимся в жилье, в связи с чем, перед ним у УМВД России по ХМАО-Югре имеются невыполненные обязательства по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также учитывая требования ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции", п. 28 Типового положения, а также требования пунктов 1, 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд счел, что до выполнения УМВД России по ХМАО - Югре обязательства по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, Хоменко А.В. и члены его семьи, не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Материалами дела подтверждается, что Хоменко А.В. действительно имеет выслугу в органах МВД более 10-ти лет; он и члены его семьи были вселены в спорное помещение на основании договора найма жилого помещения № 112, в соответствии с которым, ответчику для проживания было предоставлено жилое помещение площадью 44,40 кв.м., расположенное по адресу: ХМАО-Югра, Сургутский район, с.п. Солнечный, д. Сайгатина, ул. Школьная, д. 10, в целях обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Здание, находящееся по указанному адресу, передавалось в безвозмездное пользование ОМВД для обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции.
Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищный кодекс). Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из материалов дела следует, что собственником 1-этажного здания, общей площадью 139, 2 кв.м., находящегося по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, Сургутский район, сп. Солнечный, д. Сайгатина, является субъект Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ – Югры.
Собственник спорного помещения с инициативой об отнесении его к специализированному жилищному фонду в органы осуществляющие управление государственным или муниципальным жилищным фондом не обращался.
При этом, в соответствии с Инструкцией по организации работы по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда органов внутренних дел РФ, утв. приказом МВД России от 06.05.2012 года № 490 в специализированный жилищный фонд могут быть включены только жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении МВД России.
Кроме того, на основании ст. 8 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.03.2013 года № 86-АБ 590077 здание общей площадью 139, 2 кв.м., находящегося по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югры, Сургутский район, сп. Солнечный, д. Сайгатина имеет назначение нежилое.
В связи с этим судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик может быть выселен из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что 02.12.2015 г. с Хоменко А.В., как нуждающимся в жилье и в связи с исполнением служебных обязанностей участкового уполномоченного полиции в д. Сайгатина, был заключен договор найма жилого помещения № 112, в соответствии с которым, ответчику для проживания было предоставлено помещение именно во временное пользование, только на срок прохождения службы в правоохранительных органах. Более того, на момент предоставления спорного помещения Хоменко А.В. был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: (адрес) на основании договора социального найма от 17.05.2007 года № 330.
Более того, факт постановки сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также признание нуждающимся в улучшении жилищных условий и факт предоставления сотрудникам помещений для их проживания, в связи с прохождением службы на основании договоров найма, являются не связанными между собой и различными по правовой природе правоотношениями, регулируемые различными нормами права.
Ни Федеральный закон о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, ни Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2011 года № 1223, не содержат норм о том, что до предоставления в порядке очередности единовременной социальной выплаты, сотрудник не подлежит выселению из жилых помещений, специализированного жилищного фонда или предоставленных на основании договора найма на период службы.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда имелись основания для выселения ответчиков из занимаемого ими помещения без предоставления другого жилого помещения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании имеющихся в материалах дела документов, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении требований Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сургутскому району к Хоменко Александру Викторовичу, Хоменко Веронике Алексеевне о признании утратившими права пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку, несмотря на то, что данное помещение было предоставлено Хоменко А.В. и членам его семьи для временного проживания на период прохождения им службы, трудовые отношения прекращены, здание не отнесено к специализированному жилищному фонду, имеет назначение нежилое, не находится в оперативном управлении МВД России, было передано в безвозмездное пользование ОМВД России по Сургутскому району, в лице Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО – Югры по договору безвозмездного пользования № (193) 413000008 от 07.08.2013 года, не является служебным, а потому основания для отказа в признании ответчиков утратившими права пользования спорным помещением и выселения ответчиков из него без предоставления другого жилого помещения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сургутского районного суда от 07 февраля 2018 года отменить,
принять по делу новое решение.
Исковые требования Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сургутскому району к Хоменко Александру Викторовичу, Хоменко Веронике Алексеевне о признании утратившими права пользования жилым помещением и выселении, удовлетворить.
Признать Хоменко Александра Викторовича и Хоменко Веронику Алексеевну, утратившими право пользования помещением по адресу: (адрес).
Выселить Хоменко Александра Викторовича и Хоменко Веронику Алексеевну из указанного помещения, расположенного по адресу: (адрес)
Председательствующий Вороная Н.Л.
Судьи: Данилов А.В.
Беспалова В.В.