Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3935/2016 ~ М-3502/2016 от 19.08.2016

Дело № 2-3935/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 ноября 2016 года                                     г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска в составе:

председательствующего Олифер А.Г.

при секретаре Максимовой ОЮ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулешова А.В. к Администрации города Смоленска о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, понуждении к принятию на данный учет,

у с т а н о в и л:

Кулешов А.В. обратился с иском к Администрации города Смоленска (далее также – Администрация), указывая, что является лицом, относящимся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, в том числе на получение жилого помещения, предоставляемого за счет федерального бюджета. По обращению с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ -адм в принятии на учет истцу отказано по мотву наличия регистрации и проживания в жилом помещении на территории г.Смоленска, принадлежащего на праве собственности Б., а также как ухудшившему жилищные условия в связи со снятием с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Полагая, что при рассмотрении его обращения не учтено, что жилое помещение, откуда он снят с регистрационного учета, находится непосредственно в зоне проживания с правом на отселение, а также то обстоятельство, что жилое помещение, в котором он зарегистрирован в настоящее время, принадлежит на праве собственности лицу, членом семьи которого она не является, просил суд признать вышеуказанное постановление Администрации, которым отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным; обязать Администрацию принять его на учет граждан, прибывших из зон отселения, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета по дате первоначального обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Кулешов А.В. в судебном заседании требования иска полностью поддержал по приведенным в нем доводам.

Представитель Администрации города Смоленска Н. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, приведенным в письменном отзыве, сводящимся в целом к тому, что в период времени, началом которого определены меры социальной поддержки в виде предоставления права на обеспечение жилыми помещениями при выезде добровольно из зоны проживания с правом на отселение (после ДД.ММ.ГГГГ), истец родился и проживал в зоне с проживания с льготным социально-экономическим статусом, на которую не распространяется льгота по обеспечению жилыми помещениями. В свою очередь, в связи с тем, что истец добровольно въехал в зону проживания с правом на отселение ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, предоставление ему жилого помещения возможно лишь после выхода заявителя на пенсию по соответствующим льготным основаниям.

Заслушав участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Кулешов А.В. в соответствии с удостоверением серии АЮ , выданным Департаментом Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ, имеет статус лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение (л.д.10, 35).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом за счет средств федерального бюджета, как добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение (л.д. 34)

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ -адм Кулешову А.В. отказано в принятии на указанный учет как ухудшившему жилищные условия в связи со снятием с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, и имеющему регистрацию по месту жительства в квартире по адресу: <адрес> общей площадью 29,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности Б. (л.д.9, 70).

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ -адм в вышеуказанное постановление внесены изменения в части дополнения перечня оснований к отказу в принятии на учет таким как отсутствие у истца льготного права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, предусмотренной статьей 22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.31, 70).

Положениями части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года №1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон) его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Согласно пунктами 6 и 11 части 1 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в числе прочего относятся, соответственно: граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (пункт 6); граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11).

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года №1582 (утратившим силу с изданием постановления Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074) утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кулешов А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в селе Коржовка-<адрес>.

Данный населенный пункт в соответствии Перечнями населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными как ранее действовавшим постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года №1582, так и действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года №1074 (далее – Перечни), относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, проживающим в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом, предусмотрены льготы, установленные ст.19 Закона, которые не включают в себя социальную льготу по обеспечению жилыми помещениями.

ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с родителями въехал в <адрес>, которое в соответствии с вышеуказанными перечнями отнесено к зоне проживания с правом на отселение (л.д.46).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе и право на обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 22 Закона гражданам, переселившимся после ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Исходя из указанных норм закона предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации.

Как разъяснено Конституционным Судом РФ в определении от 14.01.2016 года №134-О, Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1 и 3).

При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13 - 22). Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане, а также позволяет учитывать постепенное снижение интенсивности облучения, обусловленное как естественными процессами, так и мерами по преодолению негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые принимало и принимает государство.

В частности, закрепляя в статье 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право граждан, переселенных или добровольно выехавших из зоны отселения, на соответствующие меры социальной поддержки, законодатель в статье 22 названного Закона установил условия предоставления таких мер гражданам, которые переселились в эту зону через определенный промежуток времени после аварии на Чернобыльской АЭС. Так, гражданам, которые переселились на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, указанные меры социальной поддержки предоставляются лишь при условии получения ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть вторая статьи 22).

Такое правовое регулирование основано на том, что указанные граждане, во-первых, не находились на загрязненных радионуклидами территориях в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения. При его установлении федеральный законодатель действовал в пределах дискреционных полномочий, руководствовался необходимостью достижения баланса публичных и частных интересов в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, посредством обеспечения адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также предупреждения возможных злоупотреблений со стороны тех, кто добровольно переселился на эту территорию, а затем выехал из нее на другое место жительства.

Поскольку <адрес> не относилось и не относится к зоне проживания с правом на отселение, а въехал истец в зону проживания с правом на отселение (<адрес>) ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, он приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, поскольку и те и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты, то есть характер и степень вреда, причиненного их здоровью, одинаков.

При этом, то обстоятельство, что въехал истец на территорию, подвергшейся большей степени загрязнения, по воле своих родителей в несознательном возрасте, правового значения, исходя из смысла части 2 статьи 22 Закона, не имеет.

Принимая во внимание, что меры социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий могут быть предоставлены Кулешову А.В. при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, а на момент обращения истца в администрацию г.Смоленска он не приобрел права выхода на пенсию, следовательно, у него отсутствует и право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.

Таким образом оспариваемое в рамках настоящего дела решение органа местного самоуправления прав и охраняемых законом интересов истца не нарушает, поскольку в настоящее время Кулешов А.В. не обладает самостоятельным правом на обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.



░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.11.2016 ░░░░

2-3935/2016 ~ М-3502/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кулешов Андрей Викторович
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Олифер А.Г.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
19.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2016Передача материалов судье
23.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2016Предварительное судебное заседание
01.11.2016Судебное заседание
07.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2016Дело оформлено
08.12.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее