Решение по делу № 2-156/2015 ~ М-18/2015 от 15.01.2015

№ 2-156/2015 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Сухопаров В.И.,

при секретаре судебного заседания Аникиной Т.П.,

рассмотрев в с.Выльгорт 30 апреля 2015 года материалы гражданского дела по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, Правительства Республики Коми о признании Генерального плана сельского поселения «Выльгорт», утвержденного решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №35/3-13 от 25.03.2010, незаконным в части включения в границы сельского поселения Выльгорт особо ценных земель сельскохозяйственного назначения,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми обратилось в суд с заявлением о признании Генерального плана сельского поселения «Выльгорт», утвержденного решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №35/3-13 от 25.03.2010 незаконным в части включения в границы поселения Выльгорт особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. В обоснование заявленных требований указало, что земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района входят в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми, использование которых для других целей не допускается, установленный Постановлением Правительства Республики Коми от 08.10.2013 N 390. При этом, существует риск изменения вида разрешенного использования земельных участков органами местного самоуправления муниципального района «Сыктывдинский», поскольку утверждение генерального плана является основанием для перевода земель из одной категории в другую. Полагая, что решение об утверждении генерального плана сельского поселения «Выльгорт» в части включения в границы сельского поселения особо ценных земель сельскохозяйственного назначения Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» принято неправомерно, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 5.02.2015 к участию в деле в качестве созаявителя привлечено Правительство Республики Коми и в качестве заинтересованных лиц администрация сельского поселения «Выльгорт», ООО «Сыктывкарская птицефабрика».

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 6.03.2015 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, ООО «Технология» и ООО «Город».

Представители заявителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми Тикушева Л.Н. и Попов К.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснили, что проект генерального плана сельского поселения «Выльгорт» в установленном законом порядке не был согласован Правительством Республики Коми и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, а также указали, что особо ценные земли сельскохозяйственного назначения необоснованно включены в состав сельского поселения «Выльгорт».

Представитель заявителя Правительства Республики Коми Шильникова Н.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, указав, что спорные земельные участки включены в земли населенных пунктов необоснованно, существует риск изменения их разрешенного использования, что приведет к нарушению прав и законных интересов Правительства Республики Коми, которым принято постановление «Об утверждении перечня особо ценных земель сельскохозяйственного назначения».

Представитель заинтересованного лица Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Морокова Л.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что заявителями избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Заявители не обращались в общем порядке для изменения назначения участков. Риск изменения вида разрешенного использования земельных участков в установленном порядке не доказан. Кроме того, спорные земельные участки внесены в перечень особо ценных земель сельскохозяйственного назначения в 2013 году, а генеральный план сельского поселения утвержден в 2010 году, то есть на момент принятия решения об утверждении генерального плана земельных участков, спорные земельные участки не являлись особо ценными. Также, оспариваемое решение Совета МО МР «Сыктывдинский» публиковалось в официальных средствах массовой информации района, и все заинтересованные лица имели возможность с ним ознакомиться.

Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения «Выльгорт» Гусева Л.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что представители администрации сельского поселения «Выльгорт» не принимали участия в разработке генерального плана. Категория спорных земель не изменилась, до настоящего времени спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Представитель заинтересованного лица ООО «Сыктывкарская птицефабрика» Матушкин О.О. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что принятым решением об утверждении генерального плана права заявителей не нарушены. Спорные земельные участки имеют сельскохозяйственное назначение. Отнесение спорных участков к категории особо ценных не влияет на их назначение. Материалы по согласованию генерального плана направлялись в соответствующие органы для обсуждения. Отсутствие сводного заключения не может являться основанием для признания решения недействительным.

Представитель заинтересованных лиц ООО «Город» и ООО «Технология» Андронович С.К. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Заинтересованное лицо Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Участвуя ранее в судебном заседании представитель Министерства архитектуры и строительства Республики Коми Зиннатова Н.Г. поддержала заявленные требования, указав, что Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» нарушен порядок согласования проекта генерального плана.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив заявление, заслушав представителей заявителей, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФгражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированныеКонституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии сост. 214 Гражданского кодекса РФгосударственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9 Конституции РФ).

Из материалов дела следует, что генеральный план сельского поселения Выльгорт утвержден на основании решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25.03.2010 № 35/3-13.

Данным решением, в границы сельского поселения Выльгорт включены земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района.

Постановлением Правительства Республики Коми от 08.10.2013 № 390 установлен Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми, использование которых для других целей не допускается, согласно которому участки с кадастровыми номерами , вошли в указанный перечень.

Полагая решение Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25.03.2010 в части включения в состав сельского поселения земельных участков, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, незаконным, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми указывает на нарушение процедуры согласования и утверждения проекта генерального плана.

В силу части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений относятся к документам территориального планирования муниципальных образований.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2).

Требования к содержанию генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов определены статьей 23 Градостроительным кодексом РФ.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана установлен ст. 24 Градостроительным кодексом РФ, согласно которой генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1). Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 8). Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч. 10). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса (ч. 11). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ч. 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ч. 13).

Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа установлены ст. 25 Градостроительного кодекса РФ.

Правительством Республики Коми в адрес главы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» было направлено Сводное заключение на проект «Корректировка генерального плана сельского поселения «Выльгорт» от 24.08.2009 № 03-33/3980, содержащее, в том числе замечания Минсельхозпрода Республики Коми в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

На основании ч. 9 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований» администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 29.10.2009 принято Постановление о создании согласительной комиссии для согласования проекта «Корректировка Генерального плана сельского поселения «Выльгорт»» № 10/3237.

Из извещения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 29.10.2009 № 01-23/2740, направленного в адрес заместителя Главы Республики Коми, следует, что в целях согласования проекта документа территориального планирования, администрацией создана согласительная комиссия. Также уведомление содержит сведения о том, что замечания, поступившие из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, приняты, в связи с чем, в проект генерального плана внесены соответствующие изменения и дополнения.

Кроме того, решение об утверждении генерального плана было опубликовано в соответствии с требованиями ст. 24 Градостроительного кодекса РФ в официальном периодическом издании Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Информационный вестник Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»» № 3 от 1.04.2010, а также было размещено в сети "Интернет" на официальном сайте администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что все заинтересованные лица, в том числе и Правительство Республики Коми принимали участие в согласовании проекта генерального плана сельского поселения «Выльгорт», при разработке генерального плана в него внесены соответствующие изменения и дополнения, нарушений порядка согласования проекта не допущено, права и законные интересы всех заинтересованных лиц не затронуты.

В обоснование заявленных требований Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми также ссылается на то, что земельные участки с кадастровыми номерами , расположенные на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района входят в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми, использование которых для других целей не допускается, и существует риск изменения вида разрешенного использования земельных участков органами местного самоуправления муниципального района «Сыктывдинский», поскольку утверждение генерального плана является основанием для перевода земель из одной категории в другую.

При этом, в судебном заседании достоверно установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района вошли в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Коми, использование которых для других целей не допускается после принятия решения об утверждении генерального плана сельского поселения «Выльгорт» от 25.03.2010, а именно 08.10.2013.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, установленным ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Согласно части 4 статьи 4.1 Закона орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Таким образом, решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с четким соблюдением вышеприведенной процедуры, в том числе, в случае перевода земли из одной категории в другую.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, равно как и Правительством Республики Коми не соблюдена досудебная процедура по обращению к уполномоченным органом с заявлением об исключении спорных земельных участков из границ населенного пункта.

Кроме того, признание земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями не влияет на вид их разрешенного использования.

Доводы заявителей, о том, что существует риск причинения ущерба Республике Коми в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков органами местного самоуправления муниципального района «Сыктывдинский», является несостоятельным, поскольку заявителями, вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено доказательств существования угрозы нарушения права.

Учитывая изложенные обстоятельства и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, судом при рассмотрении дела достоверно установлено, что Генеральный план сельского поселения «Выльгорт», утвержденный решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» №35/3-13 от 25.03.2010 не противоречат нормам градостроительного и земельного законодательства, а также иных нормативно-правовых актов.

Руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, Правительства Республики Коми о признании незаконным Генерального плана сельского поселения Выльгорт, утвержденного решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 25.03.2010 №35/3-13, в части включения в границы сельского поселения Выльгорт особо ценных земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05.05.2015.

Судья В.И. Сухопаров

2-156/2015 ~ М-18/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми
Другие
Совет муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский"
ООО "Технологогия"
Правительство Республики Коми
Министерство архитектуы и строительства Республики Коми
Конкурсному управляющему ООО "Сыктывкарская птицефабрика" Нечаевой Татьяне Сергеевне
администрация СП "Выльгорт"
ООО "Город"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сухопаров Владимир Игоревич
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
15.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2015Передача материалов судье
20.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.02.2015Предварительное судебное заседание
06.03.2015Судебное заседание
01.04.2015Судебное заседание
30.04.2015Судебное заседание
05.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее