Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-218/2015 ~ М-209/2015 от 28.07.2015

Дело № 2-218/2015

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2015 года пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Антонова Н.И.,

при секретаре Шадриной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевелевой Н.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о назначении досрочной страховой пенсии,

у с т а н о в и л:

Шевелева Н.А. (далее истец) обратилась в суд с указанным иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее ответчик) по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ впервые обратилась к ответчику с просьбой принять заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности. Ей было отказано в приеме заявления. Весной ДД.ММ.ГГГГ истец предоставила ответчику необходимые для расчета и начисления пенсии документы. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточным специальным (педагогическим) стажем работы. Истец с решением ответчика не согласна. При расчете стажа работы истца на момент обращения ответчик указал, что педагогический стаж истца составляет <данные изъяты>, и, по мнению истца, незаконно исключил следующие периоды ее работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( <данные изъяты>) – в должности <данные изъяты>; - ДД.ММ.ГГГГ- участие в работе методического объединения; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- учебные отпуска; - ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- участие в работе учебных семинаров, на курсах повышения квалификации по приказам работодателя. Во время учебных отпусков за истцом сохранялось место работы в школе, должность, заработная плата начислялась в полном объеме с учетом этих дней, и указанные дни входили в общее количество отработанных дней, сохранялись все льготы, шли страховые выплаты в Пенсионный фонд. Трудовые отношения с образовательным учреждением сохранялись, страховой стаж не прерывался. На курсы повышения квалификации, на семинары по методической работе, прохождение истец направлялась приказами работодателя и неподчинение Приказу рассматривалось бы как нарушение трудовой дисциплины. Истец считает, что курсы повышения квалификации тождественны выполняемым ею профессиональным функциям, в связи с чем, периоды обучения на курсах повышения квалификации следует засчитать в стаж, дающий право на назначение педагогической пенсии. Истец полагает, что не принимая к зачету в стаж работы спорные периоды, ответчик ограничивает в пенсионных правах, которые закреплены в Конституции РФ. При условии включения спорных периодов в ее специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, он составит более 25 лет на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ.

Уточнив и изменив исковые требования, истец просит суд:

- признать Решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; - обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия включить в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, следующие периоды в количестве <данные изъяты>:

- работа в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

- участие в работе методического объединения ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты>;

- учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет <данные изъяты> 00 дней;

- участие в семинарах: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> дня и назначить ей (Шевелевой Н.А.) досрочную страховую пенсию в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; - взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия уплаченную ею (Шевелевой Н.А.) государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

В судебное заседание истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела без участия представителя, иных заявлений суду не представил.

В связи с неявкой ответчика и отсутствием возражений истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233, 234 ГПК РФ

Ответчиком представлены возражения, согласно которым истец за назначением ей пенсии обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда в Муезерском районе ДД.ММ.ГГГГ. При подсчете стажа было установлено, что ее льготный (педагогический) стаж на дату обращения составил <данные изъяты>. Из льготного стажа истца исключены периоды ее работы общей продолжительностью <данные изъяты>, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), во время которого она работала в должности <данные изъяты>. В данный период применялись нормы Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях». Постановлением СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным лицам. В абз. 3 п.2 Положения было предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Должность <данные изъяты> Положением не предусмотрена. Работа <данные изъяты> отнесена постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1379 к иным периодам деятельности, которые при определенных условиях могли включаться в стаж работы по специальности наряду с работой в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с пунктом 4 Положения от 17.12.1959 № 1397 применение указанной льготы было обусловлено наличием у работника не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, и приходящегося на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Таким образом, не является обоснованным включение 2/3 стажа педагогической деятельности периодов работы в должности <данные изъяты> после 01.10.1993 т.к. указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953 отменено и не применяется с 01.10.1993. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (далее Закон от 14.07.1956) не применялся на дату вступления в силу законодательства о трудовых пенсиях на 1 января 2002 года (данный Закон уже не применялся на 01.01.1992, так как вступил в силу Закон № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ»). В связи с этим нормы Закона от 14.07.1956 не применимы при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 за № 463 утвержден новый Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право за выслугу лет (далее Списки № 463 от 06.09.1991). Должность <данные изъяты> этим Списком профессий и должностей работников народного образования, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» предусмотрена не была. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Списки № 1067 от 22.09.1999). Согласно п.3 Постановления зачету в выслугу лет, дающей право на пенсию в связи с педагогической деятельностью подлежала работа в должностях по списку, утвержденному Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 выполняемая до 01.11.1999 и предусмотренная настоящим Списком. Должность <данные изъяты> указанным Списком предусмотрена также не была. 29.10.2002 утвержден Постановлением Правительства РФ № 781 новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность (далее Списки № 781 от 29.10.2002), которым должность <данные изъяты> также не предусмотрена. Вместе с тем, право на досрочную трудовую пенсию по старости может быть реализовано в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.10.2003 № 70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», вступившим в действие с 30.12.2003 (далее Разъяснение от 17.10.2003). Согласно данному разъяснению при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в частности, по нормам статьи 28 Федерального Закона от 17.12.2001 в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в т.ч. с учетом льготного порядка исчисления стажа). Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой. Из положения Разъяснения от 17.10.2003 следует, что стаж на соответствующих видах работ должен быть выработан полностью (не частично) в рамках Закона от 14.07.1956 с учетом Положения 1959 года, то есть 25 лет. Но в связи с тем, что на момент отмены Положения 1959 года СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года (Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953) педагогический стаж истца составляет менее 25 лет данный порядок применяться не может. Не засчитана в педагогический стаж работа в должности <данные изъяты> Право же на пенсию в связи с педагогической деятельностью дает работа в должностях, указанных в Постановлении № 1397 от 17.12.1959, Спискам № 1067 от 22.09.1999 и № 781 от 29.10.2002. Так же были исключены <данные изъяты> дней нахождения истицы в отпусках без содержания. Из льготного стажа Шевелёвой Н.А. были исключены также ряд периодов ее работы, в том числе участие в работе методического объединения (<данные изъяты> день), участие в семинарах (<данные изъяты> дней) и учебные отпуска (<данные изъяты>). Согласно выписки из индивидуального лицевого счета полученной в ходе рассмотрения заявления было установлено, что истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования <данные изъяты>. Периоды исключенные Управлением при подсчете после вышеуказанной даты не включены в специальный стаж, по мнению Управления законно и обоснованно, так как эти периоды как специальный стаж в индивидуальных сведениях исключены самим предприятием. И если предъявлять претензии по данному периоду, то не к Управлению, а к работодателю. Управлению не доверять сведениям, указанным в выписке из индивидуального лицевого счета оснований нет. В связи с вышеизложенным Управление считает, что у истца на дату обращения за пенсией недостаточно специального стажа работы, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях ", и отказано в назначении ей пенсии на законных основаниях.

Суд исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, переходит к следующим выводам.

Согласно статье 8 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает учителем <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки истца, уточняющими справками и не оспаривается сторонами.

Полагая, что имеет право и необходимый педагогический стаж работы, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» по причине недостаточной продолжительности специального (педагогического) стажа, который на ДД.ММ.ГГГГ по расчетам ответчика составил <данные изъяты>.

Ответчиком при подсчете льготного стажа педагогической деятельности истца исключен ряд периодов ее работы в количестве <данные изъяты> в том числе:

работа в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

- участие в работе методического объединения ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> день;

- учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> дней; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет <данные изъяты> месяц 00 дней;

- участие в семинарах ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> дня.

Позицию ответчика относительно того, что в специальный (педагогический) стаж работы истца не могут быть зачтены спорные периоды, суд считает несостоятельной по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463.

Согласно пункту 3 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

В спорный период работы истца в должности <данные изъяты> действовало Постановление Совета Министров от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу пункта 4 данного Положения период работы в должности «пионервожатая» засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 1.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указанный стаж должен составлять 16 лет 8 месяцев.

Как усматривается из материалов дела истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>

При сложении периодов, включенных в стаж пенсионным органом, в размере <данные изъяты> на момент обращения к ответчику у истца имелся требуемый стаж в 16 лет и 8 месяцев работы в должностях и организациях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Следовательно, истец, имея стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью более 16 лет 8 месяцев (2/3), имеет право на зачет указанных периодов работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно лишать гражданина права на досрочное назначение пенсии, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и в силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года N 8-П и от 29 января 2004 года N 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности.

Поскольку в соответствии с абзацем 4 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. утвержденного Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17 декабря 1959 года N 1397, и действовавшего в спорный период до 01.10.1993, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, подлежит включению в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> в должности <данные изъяты>

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее Постановление № 665), которое вступило в силу с 1 января 2015 года.

Согласно п. 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Должности, замещаемые истцом, а также учреждения, в котором она работает (работала), соответствует указанному списку.

Исключенные периоды работы истца, приходятся на ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в период как до введения в действие ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вступившего в действие с 01 января 2002 года, так и после. Разрешая вопрос о включении спорных периодов работы в специальный стаж, суд исходит из того, что определяющим фактором при установлении права истца на назначение пенсии является оценка приобретенных ею пенсионных прав в соответствии с законодательством, действовавшим, как до 01 января 2002 года, то есть до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так и после 01 января 2002 года.

Частью 8 статьи 13 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 г. № 310-О, равенство прав и свобод, в соответствии со статьей 19 Конституции РФ, гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Следовательно, к этим периодам следует применять законодательство, действовавшее в эти периоды, в том числе сам пенсионный закон, если это не ухудшает положение истца по сравнению с действующим законодательством. В спорный период (до 2002 года) применялись нормы Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2002 года.

Согласно статье 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2002 года, в общий трудовой стаж включалась любая работа.

В соответствии со статьей 91 названного Закона обучение на курсах по повышению квалификации и учебные отпуска включались в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 указанного Закона.

Истец находилась в учебных отпусках в период действия Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 01 января 2002 года, и в период действия ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу статьи 94 Закона «О государственных пенсиях в РФ» при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих основаниях, на льготных основаниях, в связи с особыми условиями труда периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к Районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке – в полуторном размере. Аналогичная норма содержится в статье 28 Закона РФ № 4520-1 от 19 февраля 1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных с ним местностях».

Согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 и действовавшему до 01 января 2002 года, обучение на курсах по повышению квалификации засчитывается в общий трудовой стаж (п. 109 п.п. «з»), при этом период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п.109).

В соответствии с Инструкцией «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденной приказом Министра труда РСФСР 1990 года № 2, введенной в действие с 01 января 1991 года, в непрерывный стаж работы на Севере, дающий право на получение льгот, включается время повышения квалификации или переподготовки кадров с отрывом от производства на Севере и за пределами этих районов и местностей в соответствии с учебной программой, но не более шести месяцев (подп. «а» п. 30 Инструкции – действует до настоящего времени в части, не противоречащей ТК РФ).

Статьей 187 ТК РФ установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом из сохраненной заработной платы за работником работодатель обязан произвести отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно периоды повышения квалификации или переподготовки в количестве, не превышающем 6 месяцев, подлежат зачету в специальный (педагогический) стаж работы истца.

Суд полагает, что участие истца в методических объединениях и семинарах в период ее работы равноценно ее нахождению на курсах повышения квалификации, так как исходя из характера ее работы, специальности, данная деятельность была необходима истцу для продолжения педагогического процесса, работы, и фактически являлась элементами переподготовки и повышения квалификации.

Участие истца в методических объединениях и семинарах, нахождение в учебных отпусках, в спорные периоды подтверждается доводами истца, уточняющими справками, копиями удостоверений о краткосрочном повышении квалификации, копиями приказов работодателя, исследованных судом. Стороной ответчика данные обстоятельства не оспариваются.

Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках, участие в методических объединениях и семинарах, являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Истец зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.

В соответствии со статьей 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1). При подсчете страхового стажа, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу статей 5, 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим данный учёт является Пенсионный фонд РФ, при этом органы Пенсионного фонда РФ в необходимых случаях имеют право по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт.

Таким образом, действующее пенсионное законодательство обязанность по предоставлению сведений о льготном характере работы истца и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд возлагает на работодателя.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» к сведениям, представляемым страхователем в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, относятся, в том числе, и периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемые особыми условиями труда.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица (истца) от ДД.ММ.ГГГГ, представленными работодателем в орган Пенсионного фонда сведениями о работе застрахованного, спорные периоды участия в методических объединениях и семинарах, а также периоды учебных отпусков, частично не подтверждены кодом льготности.

Суд полагает, что гарантированное Конституцией Российской Федерации право на пенсионное обеспечение ( статьи 7, 39) и Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при фактическом наличии специального стажа работы, не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных (кода льготных условий ), подтверждающих педагогический стаж, не могут быть истолкованы как основания лишения истца гарантированного права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Истец, являясь застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в силу положений Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не несет ответственности за своевременность, полноту, правильность и достоверность предоставляемых страхователями в отношении него сведений в органы Пенсионного Фонда.

При изложенных обстоятельствах, отсутствие кода льготности в данных персонифицированного учета, не может служить основанием для отказа истцу во включении спорных периодов в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Учитывая, что истец на участие в методических объединениях, семинарах направлялась работодателем, до направления на семинары и после возвращения с них, до выхода в учебные отпуска и после возвращения с них, осуществляла педагогическую деятельность, на период учебных отпусков, семинаров за ней сохранялось рабочее место, заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, периоды участия в методических объединениях, семинарах и нахождения в учебных отпусках подлежат включению в льготный (педагогический) стаж для досрочного назначения пенсии.

Следовательно, спорные периоды работы истца в должности <данные изъяты>, участия в заседаниях методических объединений и семинарах, нахождения в учебных отпусках, составляющие суммарно <данные изъяты> подлежат зачету в специальный (педагогический) стаж работы истца.

Решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из педагогического стажа работы истца указанных периодов не основано на законе.

В силу статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В соответствии с расчетами ответчика и истца, с учетом корректировки судом, при условии включения спорных периодов работы в количестве <данные изъяты> <данные изъяты> стаж педагогической деятельности истца на момент обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> что является достаточным для назначения страховой пенсии в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона « О страховых пенсиях».

Судом установлено и подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений ответчика, что истец обращалась по вопросу назначения пенсии дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств обращения к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ и весной ДД.ММ.ГГГГ истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не предоставлено и судом не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент первичного обращения ДД.ММ.ГГГГ у истца имелся необходимый стаж педагогической деятельности, превышающий требуемые 25 лет, ранее указанной даты истец за назначением пенсии в пенсионный орган не обращалась, страховая пенсия в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона « О страховых пенсиях» подлежит назначению истцу со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для назначения указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не установлено.

На основании ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

1. Признать Решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

2. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия включить в специальный (педагогический) стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии Шевелевой Н.А., следующие периоды работы в количестве <данные изъяты>:

- в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

- участие в работе методического объединения ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> день;

- учебные отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 лет <данные изъяты> месяц 00 дней;

- участие в семинарах: ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 00 лет 00 месяцев <данные изъяты> дня

3. Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия назначить Шевелевой Н.А. страховую пенсию в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.

4. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия в пользу Шевелевой Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Ответчиком может быть подано заявление об отмене заочного решения в Муезерский районный суд Республики Карелия в течение семи дней с момента вручения ему этого решения.

Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение в окончательной форме принято 04.09.2015.

Судья -      Н.И. Антонов

2-218/2015 ~ М-209/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шевелёва Наталья Александровна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Антонов Николай Иванович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
28.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2015Передача материалов судье
03.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2015Судебное заседание
28.08.2015Судебное заседание
31.08.2015Судебное заседание
04.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.09.2015Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
11.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2015Дело оформлено
02.02.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее