Дело № 2-830/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом |
27 апреля 2016 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,
с участием истца Н.Н. Климович, представителя ответчика К.А. Рейнгардт,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климович Н.Н. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми об оспаривании решения, возложении обязанности включения периода работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Климович Н.Н. обратилась в районный суд с исковым заявлением к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми, в котором просит: признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии; обязать включить в стаж работы периоды: курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; семинары ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; период карантина с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать назначить страховую пенсию по старости со дня обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Климович Н.Н. настаивала на удовлетворении иска по приведённым в нём основаниям. По обстоятельствам пояснила, что повышение квалификации, семинары обязательны для педагогической деятельности, в дни карантина проводились занятия с пришедшими в школу учениками. Командировка на семинар для начальников лагерей не входит в её должностные обязанности.
Представитель государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми Рейнгардт К.А. исковые требования не признал, поддержал представленные письменные возражения по иску. Суду пояснил, что периоды курсов повышения квалификации и семинары связывают исключительно с формой обучения. По дням отмены учебных занятий в связи с карантином и актированными днями от работодателя не имелось подтверждений о педагогической работе истца.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истец Климович Н.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Усть-Куломском районе Республики Коми за досрочным назначением трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда в Усть-Куломском районе Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № Климович Н.Н. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на день обращения Климович Н.Н., с учетом представленных документов, общий трудовой стаж истца составляет <данные изъяты> педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей (учитывается календарно) 24 года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Таким образом, для установления пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ заявителю недостаточно педагогического стажа работы. Право на досрочную страховую пенсию по старости у Климович Н.Н. по представленным документам определяется по достижении возраста 50 лет или доработав педагогический стаж до 25 лет.
При этом в педагогический стаж не были зачтены следующие спорные периоды: курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; семинары ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; карантин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 января 2015 года вступили в действие Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон N 424-ФЗ "О накопительной пенсии". С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ). Применение Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 года. Все остальные законы и нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, подлежат применению только в той части, которая не противоречит Закону N 400-ФЗ и Закону N424-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 19 ч. 1 статьи 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии /ч.3 и ч. 4 ст.30/.
Поскольку спорные периоды работы истца имели место до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при рассмотрении данного спора суд руководствуется законодательством, действовавшим в период выполнения спорных периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность в образовательном учреждении МОУ <данные изъяты> СОШ, что подтверждено записями в трудовой книжке Климович /ранее Александровой/ Н.Н. серии АТ-V №. Из представленного истцом диплома следует, что ДД.ММ.ГГГГ она окончила Коми ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения (диплом серии РВ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ).
Работая учителем начальных классов, Климович Н.Н. неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации, семинары.
Направление истца на курсы повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается удостоверением о краткосрочном повышении квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается приказом МОУ <данные изъяты> основная общеобразовательная школа от ДД.ММ.ГГГГ № и удостоверением о краткосрочном повышении квалификации.
Участие Климович Н.Н. в семинарах в периоды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются выписками из приказов по школе от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № и направление истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в командировки, связанные с выполнением должностных обязанностей как педагога, подтверждаются выписками из приказов по школе от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает в себя не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялось основная трудовая деятельность работника. В силу действующих нормативных актов систематическое повышение квалификации в целях обеспечения качественного осуществления педагогической работы, а также обеспечения стабильного осуществления образовательного процесса. Поэтому курсы повышения квалификации являются обязательным условием работы преподавателя общеобразовательного учреждения.
Согласно ранее действовавшей статье 112 КЗоТ РСФСР, и ныне действующей статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичная норма отражена в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 (утратило силу с 09.04.2014, но действовавшая на период рассматриваемых правоотношений).
Согласно пунктам 7 и 26 данного Типового положения целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится не реже одного раза в 5 лет и устанавливается работодателем. За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, иногородним слушателям выплачиваются суточные по установленным нормам. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный педагогический стаж.
Семинары проводятся с целью углубления и закрепления знаний, организация которых обеспечивала обмен мнениями, опытом, живое, творческое обсуждение учебного материала, дискуссии по рассматриваемым вопросам, проведение отрытых уроков с учащимися. Поскольку участие истца в указанных мероприятиях способствует повышению квалификации педагога и способствует накоплению педагогического опыта, связано с выполняемыми истцом функциональными обязанностями, то они подлежат включению в специальный педагогический стаж.
Рассматривая спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения школы на карантине следует отметить следующее. Утверждения представителя ответчика о том, что период карантина не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку в этот период истец не занималась педагогической деятельностью, несостоятелен в связи с тем, что прекращение занятий по климатическим условиям, в том числе и в период карантина, является рабочим временем для педагогических работников.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 № 69, периоды отмены учебных занятий, в том числе по климатическим основаниям и в связи с карантином, являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.
Пунктами 5.2, 4.2 вышеуказанного Положения установлено, что в периоды отмены учебных занятий по климатическим основаниям педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы)), определенной им до начала каникул, с сохранением заработной платы в установленном порядке.
По мнению суда, зачет периодов в специальный педагогический стаж не может быть поставлен в зависимость только от непосредственной деятельности проводимых уроков со школьниками, тем самым исключив из стажа иную педагогическую деятельность необходимую для осуществления учебного процесса учреждения.
Таким образом, указанные выше периоды также подлежат включению в специальный педагогический стаж, поскольку в указанные периоды педагоги осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, что является неотъемлемой составной частью педагогической деятельности, связанной с воспитанием и образованием детей. В указанные спорные периоды педагогу сохранялась средняя заработная плата, с которой работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, согласно информации и классному журналу, предоставленных МОУ «НОШ пст. <данные изъяты>» от 20.04.2016 учебный и воспитательный процесс с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводился. Поскольку уровень заболеваемости в МОУ <данные изъяты> ООШ был низким, было принято решение не прерывать учебный процесс и продолжить обучение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом исчисление стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях должно осуществляться по ранее действующим правилам и нормам.
Вместе с тем, семинар для начальников лагерей с дневным пребыванием ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в специальный стаж. Необходимо учитывать, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой деятельностью педагога, а непосредственно из выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, суммируя установленный спорный период, подлежащий включению в педагогический стаж, установленный решением пенсионного органа /24 года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней/, совокупный льготный стаж Климович Н.Н. на момент её обращения ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган составляет более 25 лет, что позволяет истцу воспользоваться правом на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Климович Н.Н. удовлетворить в части.
Решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Климович Н.Н. в установлении пенсии, признать незаконным и недействительным.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми включить Климович Н.Н. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды: повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; семинар ДД.ММ.ГГГГ; карантин с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми назначить Климович Н.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Климович Н.Н. о включении семинара ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми в пользу Климович Н.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий – подпись.
Мотивированное решение составлено 29.04.2016.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин