Дело №2-589/2016.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2016 г. г.Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нагаева И.З.,
с участием помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Ахмадуллина Р.Р.,
истца Ильчикаевой К.Р.,
при секретаре Шарафутдиновой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Ильчикаевой К.Р. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет,
у с т а н о в и л :
Дюртюлинский межрайонный прокурор РБ обратился в Дюртюлинский районный суд РБ с исковым заявлением в интересах Ильчикаевой К.Р. к администрации муниципального района <адрес> РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, установлено, что Ильчикаева К.Р., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ г. она закончила обучение в <данные изъяты> в настоящее время зарегистрирована доме приемной семьи в в <адрес> РБ, <адрес>, в собственности недвижимого имущества не имеет. В связи с чем, прокурор просит обязать ответчика предоставить в пределах <адрес> РБ Ильчикаевой К.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, а также заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на пять лет.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> РБ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, заявлением просил о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие. В возражении на исковое заявление представитель просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители третьих лиц по делу - администрации городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> РБ, Правительства РБ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явились; представитель администрации заявлением просил о рассмотрении дела без их участия, оставив решение на усмотрение суда, представитель Правительства РБ сведений об уважительных причинах неявки, ходатайств об отложении разбирательства дела не представил.
В соответствии с ч.ч.4,5 ст.167 ГПК РФ, с согласия лиц, участвующих в деле, судом определено о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор Ахмадуллин Р.Р. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил удовлетворить их по изложенным доводам.
Истец Ильчикаева К.Р. иск поддержал, суду пояснила, что в настоящее время она зарегистрирована в доме приемных родителей, в собственности жилого помещения не имеет, просит иск удовлетворить.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определяются Федеральным законом от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение. Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 п. «ж» ч.1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе и в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его ст.26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 №159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 февраля 2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вступившим в законную силу 1 января 2013 г., внесены изменения.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся бет попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилою помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании установлено, что Ильчикаева К.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО4 лишена родительских прав решением Дюртюлинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ, отец умер в ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ г. Ильчикаева К.Р. закончила обучение в <данные изъяты>
Из сообщения главы администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ильчикаева К.Р. состоит на учете граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди под №, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что обязанность обеспечения Ильчикаевой К.Р. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района <адрес> РБ, поскольку п.7 ст.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 260-з (в редакции Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что Ильчикаева К.Р. относясь к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению благоустроенного жилого помещения на момент судебного разбирательства фактически не исполнена, суд оснований для отказа в предоставлении жилого помещения не находит. Предоставляемое жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения должно отвечать требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Проанализировав и оценив доказательства в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств настоящего гражданского дела, суд находит исковые требования о возложении обязанности на орган местного самоуправления в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы возражения об установлении срока для предоставления жилого помещения в течение 2 лет со дня вступления решения в законную силу, суд находит несостоятельными, поскольку в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий перечисленных ответчиком в возражении. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано ей до настоящего времени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ в интересах Ильчикаевой К.Р. к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан предоставить в пределах <адрес> Ильчикаевой К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной в <адрес> благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям и заключить договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца, путем подачи апелляционных жалоб или представления, через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Судья И.З. Нагаев