Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-274/2014 ~ М-265/2014 от 03.03.2014

Дело № 2 - 274

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Серышево 6 марта 2014 г.

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Итеменевой О.П.,

с участием представителя истца ФИО2- ФИО6, действующей на основании доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, выступающего на стороне истца ФИО1,

а также представителя ответчика администрации пгт. <адрес> ФИО7, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации пгт <адрес>, администрации <адрес> о признании его пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории пгт. Серышево в июле- августе 2013 года и о включении в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи,

у с т а н о в и л:

    истец ФИО2 обратился в Серышевский районный суд с иском о признании его пострадавшим от чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), произошедшей на территории пгт. Серышево в августе 2013 года и о включении в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи. В обоснование поданного иска истец указал, что он постоянно проживает в <адрес> в пгт. <адрес>. Совместно с ним проживают ФИО4 и ФИО5. Они являются одной семьей и ведут общее хозяйство. 8-ДД.ММ.ГГГГ в результате проливных дождей дом и приусадебный земельный участок были подтоплены. В августе 2013 года их семья обратилась в администрацию пгт. Серышево с заявлением о выплате единовременной материальной и финансовой помощи. Впоследствии единовременная материальная и финансовая помощь была выплачена ФИО1 и ФИО5, он в списки на получение финансовой помощи включён не был. В декабре 2013 года он повторно обратился в администрацию пгт. Серышево с заявлением о выплате единовременной материальной и финансовой помощи, однако администрация <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ № 01-29-1101 ему во включении в списки на выплату финансовой помощи, отказала в связи с отсутствием соответствующего решения суда. Считает решение администрации <адрес> незаконным. Просит суд признать его пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2013 года и обязать ответчиков включить его в списки на выплату единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей и финансовой помощи в размере 50000 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержав доводы и основания заявленных требований, пояснила, что в результате чрезвычайной ситуации на территории пгт. Серышево в августе 2013 года, был подтоплен <адрес> в пгт. <адрес>, в котором проживает ФИО2. Данное жилое помещение является постоянным и единственным место его жительства. В результате чрезвычайной ситуации на территории пгт. Серышево в августе 2013 года, приусадебный участок около дома был подтоплен, пострадал урожай, также был подтоплен жилой дом. Вода находилась выше уровня пола на 10 см. В результате подтопления, пострадали фундамент дома, пол деформирован, печь повело, а также было утрачено его личное имущество - носимые вещи, верхняя одежда, палас, диван, тумба, отсырела картошка. Просит обратить решение суда к немедленному исполнению.

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, выступающее на стороне истца ФИО1, подтвердила показания представителя истца и дополнила, что является собственником <адрес> пгт. <адрес>. ФИО2 является её племянником. Поскольку она использует данный дом как дачу, ФИО2 один проживает в указанном доме. В результате чрезвычайной ситуации, сложившийся в августе 2013 года, приусадебный участок и жилой дом оказались подтопленными, в настоящее время забор повело, а также пострадало личное имущество ФИО2.

Представитель ответчика – администрации пгт. <адрес> ФИО7, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требованиях, поскольку доказательств того, что личное имущество истца в результате наводнения пострадало истцом не представлено. Кроме того, в соответствии со ст. 210, 211 ГК РФ, считает, что поскольку жилой дом, в котором проживает истец, принадлежит ФИО1, истец не имеет право на компенсационные выплаты, связанные с повреждением жилого помещения.

Истец ФИО2, в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку своего представителя.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО8, в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Министерства финансов <адрес>, в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщил. В поступившей телефонограмме просит в удовлетворении заявленных требований, отказать, поскольку они не обоснованы, рассмотреть дело без своего участия в судебном заседании.

С учётом мнения явившихся участников процесса, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к следующим выводам.

В силу положений ст. ст. 12, 55-57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляются на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, доказательства предоставляются сторонами.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введён режим чрезвычайной ситуации. В связи с выпадением большого количества осадков на территории Амурской области, сбросом воды с Зейского водохранилища, что привело к разливу р. Зея, подтоплением населённых пунктов, размывом автодорог между населёнными пунктами, распоряжением главы Серышевского района от 04.08.2013 года № 406р введён режим чрезвычайной ситуации на территории Серышевского района Амурской области. Вследствие сильных ливневых дождей частичному подтоплению подвергся пгт. Серышево.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно ч. 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утверждён Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Кроме того, 31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ № 693 от 31 августа 2013 года было принято постановление № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

Согласно абз. 2 п. 1 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, под пострадавшими гражданами в результате чрезвычайной ситуации понимаются граждане, постоянно проживавшие на период ЧС в жилых помещениях, пострадавших в результате ЧС, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года. В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи (далее ЕМП) за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также для разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи.

Согласно п. 2.3 указанных Методических рекомендаций финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счёт средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100 тыс. рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс. рублей за счёт Дотации. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счёт средств областного бюджета не выплачивается. При этом финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.

Исходя из требований п. 3.1, единовременная материальная и финансовая помощь может быть оказана только тем гражданам, которые признанны пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению и представивших в местную администрацию муниципального образования по месту жительства, заявление на имя губернатора области – для получения выплат.. . финансовой помощи за счёт средств федерального бюджета. Таким образом, обращение граждан за оказанием помощи носит заявительный характер.

Из сообщения главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 обратилась с заявлениями на оказание единовременной материальной помощи (ЕМП) и финансовой помощи (ФП) по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, <адрес>. На основании заявления собственника в списки на получение ЕМП помимо неё были включены члены её семьи: муж ФИО5, племянник ФИО2, начисленная сумма составила <данные изъяты> рублей на каждого человека; на получение ФП были включены ФИО1 и ФИО5, начисленная сумма составила <данные изъяты> рублей на каждого человека. За утраченную сельхозпродукцию на семью ФИО1 было перечислено <данные изъяты> рублей.

Кроме того, за утраченную сельхозпродукцию по заявлению ФИО2 были перечислены средства в сумме <данные изъяты> рублей по адресу <адрес>, <адрес> пгт. <адрес>.

Изложенные сведения о получении семьёй ФИО1 выплат в размере <данные изъяты> рублей представителем истца и третьим лицом в судебном заседании были признаны.

Таким образом, ФИО2 признан в установленном законом порядке пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в августе 2013 года на территории пгт. <адрес>. Компенсационные выплаты, в следствии причиненного истцу ущерба в результате ЧС были им получены.

На основании изложенного, обстоятельством, подлежащим доказыванию по данному гражданскому делу, является только факт причинения ущерба наводнением имуществу истца.

В исковом заявлении и в судебном заседании истец в обоснование исковых требований привёл доводы о подтоплении и повреждении жилого дома, в котором он проживает и утраты личного имущества, а именно носимых вещей, паласа, дивана, тумбы.

Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи.

Согласно имеющихся в материалах дела акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в пгт. <адрес>, дом подтоплен, в подполье вода до пола, в жилой кухне вода. Указанный акт подписан должностным лицом – главой <адрес>, имеют печать, то есть изложенные в нём сведения закреплены надлежащим образом. ФИО1, как следует из её подписи в акте с заключением комиссии согласилась. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> принято решение об отказе признания истца пострадавшим в результате наводнения, было рекомендовано обратиться в суд.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрирован проживающим по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой о месте жительства в паспорте граждан Российской Федерации и домовой книгой для прописки проживающих в доме.

Согласно показаниям представителя истца, собственником жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес>, является ФИО1. Данный факт в судебном заседании не оспаривается.

Как пояснила в судебном заседании третье лицо ФИО1, дом используется ею как дача в летнее время года, фактически проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении её племянник, имеющий регистрацию.

Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Аналогичные правовые нормы также содержаться и в ст. 30 ЖК РФ.

В силу ст. 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несёт его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, именно на ФИО1, как на собственника жилого помещения по адресу: <адрес> действующим законодательством возложены права и обязанности в отношении принадлежащего имущества.

Исходя из норм Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право гражданина на возмещение ущерба, причинённого вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. При этом, поскольку в силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ законодателем предоставлено право граждан на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, вопросы по возмещению ущерба имуществу решаются относительно объектов, находящихся в собственности граждан.

Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимый для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утверждённый постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 г.

Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является утрата личного имущества вследствие подтопления жилого дома.

В силу ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома также даны в статье 16 ЖК РФ. Таким образом, подполье и погреб в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением.

На основании исследованных доказательств, судом сделан однозначный вывод, что у истца не утрачено имущество, находящиеся в его собственности. Кроме того, доказательств того, что в результате ЧС пострадало какое-либо личное имущество, принадлежащее истцу, в суд представлено не было.

Поскольку в судебном заседании истец не представил доказательств, свидетельствующих о том, какое принадлежащее именно ему имущество утрачено частично, то есть истцом не выполнены требования ст. 56 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истец не предоставили достаточно достоверных, допустимых и бесспорных доказательств, обосновывающих его исковые требования, в связи с чем, исковые требования ФИО9 удовлетворению не подлежат.

Установленные судом обстоятельства и анализ вышеприведённых норм права свидетельствует о законности отказа от органа местного самоуправления администрации <адрес>, так как отсутствуют основания для включения граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в списки на получение финансовой помощи в связи с частично утраченным имуществом.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации пгт <адрес>, администрации <адрес> о признании его пострадавшим от чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории пгт. Серышево в июле- августе 2013 года и о включении в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 7 марта 2014 года.

Судья И.А. Кузнецова

2-274/2014 ~ М-265/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Спиридонов Вячеслав Евгеньевич
Ответчики
Администрация Серышевского района
Администрация пгт. Серышево
Другие
Остапенко Елена Игоревна
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на сайте суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
03.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2014Передача материалов судье
03.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2014Подготовка дела (собеседование)
05.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2014Судебное заседание
06.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее