Решение по делу № 2-378/2018 ~ М-324/2018 от 06.06.2018

Дело № 2-378/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи     Мишина О.Н.,

при секретаре Обухович Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва Княжпогостского района Республики Коми 10 июля 2018 года гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Княжпогостского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Серёгово» о возложении обязанности произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов и осуществить рекультивацию земель,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Княжпогостского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Серёгово» о возложении обязанности произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных на территории <адрес> а также произвести рекультивацию земель на данных участках в срок до 01 октября 2018 года.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: администрация муниципального района «Княжпогостский», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Представитель прокурора Щербина Р.А. в судебном заседании иск поддержал.

Представитель Администрации сельского поселения «Серёгово» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в
Республике Коми» к вопросам местного значения поселений отнесено только участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. В свою очередь согласно положениям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов относятся к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов. Также на основании Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» представление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального образования.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, не обеспечили явку своего представителя в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.

Представитель администрации муниципального района «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просит судебное заседание провести в отсутствие представителя, сообщает о том, что в бюджете сельского поселения «Серёгово» по состоянию на 09 июля 2018 года имеются денежные средства на благоустройство территории, в частности для организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав представителя Прокуратуры, представителя Администрации сельского поселения «Серёгово», исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Конституцией РФ в статьях 41, 42, а также в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Судом, с учетом представленных доказательств, установлено, что на территории <адрес> имеет место несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Как следует из статьи 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 13).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 5 Закона Республики Коми от 01 марта 2016 года № 10-РЗ «О некоторых вопросах в области охраны окружающей среды в Республике Коми и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Коми» к полномочиям Правительства Республики Коми в области охраны окружающей среды в Республике Коми относится, в том числе, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 11, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Таким образом, органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на рассматриваемом земельном участке.

На основании положений статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденное постановлением Правительства РК от 24.08.2017 № 452 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми», к полномочиям Министерства относится организационная обязанность в обеспечении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обеззараживанию и захоронению твердых коммунальных отходов без непосредственного участия в ликвидации несанкционированных свалок.

На основании изложенного, иск в части возложения на Администрацию муниципального района «Княжпогостский» обязанности по произведению сбора и вывоза твердых бытовых отходов, расположенных на территории <адрес> произведения рекультивации земель на данных участках в срок до 01 октября 2018 года, заявлен обоснованно, поэтому иск подлежит удовлетворению, в иске к Администрации сельского поселения «Серёгово», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, следует отказать.

Прокурор и Администрация муниципального района «Княжпогостский» в силу положений частей 9 и 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Княжпогостского района удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района «Княжпогостский» в срок до 01 октября 2018 года:

-    произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов, расположенных на территории <адрес>

-    произвести рекультивацию земель на данных участках.

    

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме -13 июля 2018 года путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                        О.Н. Мишина

2-378/2018 ~ М-324/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Княжпогостского района
Ответчики
Администрация сельского поселения "Серегово"
Администрация муниципального района "Княжпогостский"
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Мишина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
knsud--komi.sudrf.ru
06.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2018Передача материалов судье
09.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2018Судебное заседание
10.07.2018Судебное заседание
13.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2018Дело оформлено
30.10.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее