РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2016 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Васильева А.В.,
при секретаре Гонштейн С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-525 по иску Шашова В.П. администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о включении периода работы в органах государственной противопожарной службы в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья и возложении обязанности по восстановлению в списках в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках программы переселения из районов Крайнего Севера,
У С Т А Н О В И Л:
Шашов В.П. обратился в Дудинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района и министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о признании незаконным и отмене постановления комиссии администрации Таймырского района от ДД.ММ.ГГГГ №, включении периода работы в органах государственной противопожарной службы министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий, дающего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья и возложении на ответчика обязанности по восстановлению его в списках граждан на предоставление социальных выплат, указывая на то, что он был снят с учёта на получение социальной выплаты в рамках программы переселения из районов Крайнего Севера на 2015-2016 года, в связи с тем, что стаж работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий, составляющий 8 лет 10 месяцев (в районах Крайнего Севера), не был учтен при подсчете общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и составил 11 лет 07 месяцев 23 дня. На основании постановления комиссии администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ №, он был снят с учёта, как имеющий стаж менее 15 календарных лет. В связи с чем, истец просит суд включить период службы в органах государственной противопожарной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и обязать администрацию Таймырского района восстановить его в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
В судебном заседании истец Шашов В.П. участия не принимал, о дне и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края по доверенности Жаркова О.И. в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени слушания дела была уведомлена надлежащим образом, представила письменные возражения, согласно которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие, иск не признает, поскольку ДД.ММ.ГГГГ из министерства строительства и архитектуры Красноярского края получено письмо-разъяснение о зачислении периодов прохождения военной службы при определении права на получение социальной выплаты. Письмом из Министерства разъясняется, что специально вопрос о включении периодов службы в органах внутренних дел на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность работы, дающего право на получение жилищной субсидии не урегулирован. В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 20), в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в ст. 10 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие работы или иной деятельности». В 2014 году Шашов В.П. дал согласие на получение социальной выплаты на 2015 год, в соответствии с мероприятием «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2016 годы. Документы были приняты и рассмотрены на заседании комиссии администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ Шашов В.П. включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в 2015 году. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства строительства и ЖКХ Красноярского края, с учетом вышеуказанных разъяснений Министерства учетное дело Шашова В.П., как участника подпрограммы, возвращено администрации муниципального района. В связи с изложенным, пакет документов Шашова В.П. рассмотрен ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат, где на основании вышеуказанных разъяснений Министерства было принято решение о снятии его с учета на получение социальной выплаты, в связи с тем, что, согласно записям в трудовой книжке стаж работы Шашова В.П. в районах Крайнего Севера по настоящее время, без прохождения службы в органах Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий, составил 09 лет 03 месяца 25 дней. Шашов В.П. проходил службу в органах Государственной противопожарной службы, где стаж его службы в данных органах составил 10 лет 03 месяца 19 дней. Постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, принято на основании вышеизложенного решения комиссии, Шашов В.П. включен в список граждан, подлежащих снятию с учета. Поскольку одним из условий на получение социальной выплаты, установленной Законом № 125-ФЗ, является наличие стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, администрация района полагает, что решение комиссии по распределению жилья и социальных выплат согласно разъяснений Министерства, является законным и обоснованным. В этой связи администрация Таймырского района просит суд в удовлетворении заявленных требований Шашова к администрации Таймырского района отказать в полном объеме.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, исковые требования не признает, поскольку периоды военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», в связи с чем, не могут быть учтены при установлении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной законом. Общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Шашова В.П. без учета периодов военной службы не соответствует условию ст. 1 закона для признания за истцом права на получение жилищной субсидии и влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Оспариваемое решение министерства в отношении Шашова В.П. принято в рамках установленных полномочий и в соответствии с нормами закона, подпрограммы, правил и письмом Минстроя России. В связи с чем, оснований для включения периодов службы в органах внутренних дел в общий стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты не имеется. Выдача свидетельств о предоставлении социальных выплат осуществляется на основании списков граждан, сформированных и утвержденных в соответствии с разделом 3.2. подпрограммы. На основании п. 1 раздела 3.2. подпрограммы, органы местного самоуправления формируют список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год. Поскольку правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме, гражданин, в соответствии с п. 2 раздела 3.2. подпрограммы должен в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты. Органы местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляют в министерство списки. Министерство на основании п. 14 раздела 3.2. подпрограммы, формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Краевые списки утверждаются приказом министерства на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Приказом от 01.02.2016 № 26-о министерством утвержден краевой список граждан на 2016 год. На 2017 год краевые списки не сформированы, поскольку работа по формированию указанных списков ещё не ведётся. Таким образом, восстановить ФИО1 в списках граждан на предоставление социальных выплат в 2017 году не предоставляется возможным. Кроме того, министерство строительство и ЖКХ Красноярского края полагает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минстрой России, поскольку механизм реализации подпрограммы предусматривает, что Минстрой России осуществляет общее руководство подпрограммой, контроль за её реализацией и утверждает методику проверки исполнения мероприятий подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлено Федеральным законом №125-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях.
Из материалов дела следует, что Шашов В.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенной в районах Крайнего Севера (стаж службы 8 лет 10 месяцев), имеет иной стаж работы в районах Крайнего Севера, который при сложении со стажем службы в государственной противопожарной службе составляет более 20 лет.
29 апреля 2014 года Шашов В.П. обратился с заявлением в администрацию муниципального района для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с законом № 125-ФЗ. Документы были приняты и рассмотрены на заседании комиссии администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет и внесен в категорию очередности «пенсионеры».
В 2014 году Шашов В.П. дал согласие на получение социальной выплаты на 2015 год, в соответствии с мероприятием «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2016 годы. Документы были приняты и рассмотрены на заседании комиссии администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ Шашов В.П. включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в 2015 году.
В дальнейшем, на заседании комиссии администрации муниципального района по распределению жилья и социальных выплат, 19 июня 2015 года, на основании разъяснений Министерства, было принято решение о снятии Шашова В.П. с учета на получение социальной выплаты, в связи с тем, что согласно записям в трудовой книжке, стаж его работы в районах Крайнего севера по настоящее время, без прохождения службы в органах государственной Противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий, составил 09 лет 03 месяца 25 дней.
Постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого на основании вышеуказанного решения комиссии, Шашов В.П. включен в список граждан, подлежащих снятию с учета (л.д. 21).
Согласно п.п.1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Федеральный закон № 125-ФЗ не ставит возникновение права на получение жилищной субсидии в зависимость от возникновения права на получение пенсии, наличия и характера определенного страхового стажа, в связи с чем, вывод администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района является неверным.
С учетом изложенного заявленные требования истца о включении периода службы в органах государственной противопожарной службы министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о восстановлении его в списках граждан на предоставление социальных выплат в 2017 году, по следующим основаниям.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Выдача свидетельств о предоставлении социальных выплат осуществляется на основании списков граждан, сформированных и утвержденных в соответствии с разделом 3.2. Подпрограммы.
На основании п. 1 раздела 3.2. Подпрограммы, органы местного самоуправления формируют список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год.
Так как правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в Подпрограмме, гражданин, в соответствии с п. 2 раздела 3.2. Подпрограммы, должен в период с 01 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты.
Органы местного самоуправления. В срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляют в министерство списки.
Министерство, на основании п. 14 раздела 3.2. Подпрограммы, формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Краевые списки утверждаются приказом министерства на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств.
Приказом от 01.02.2016 № 26-о министерством утвержден краевой список граждан на 2016 год. На 2017 год краевые списки не сформированы, поскольку работа по формированию указанных списков ещё ведётся.
В этой связи, в удовлетворении исковых требований Шашова В.П. в части восстановления его в списках граждан на предоставление социальных выплат в 2017 году, следует отказать, так как списки на 2017 год ещё не сформированы.
В данном случае, отказ в удовлетворении исковых требований не препятствует истцу Шашову В.П. обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением на предоставление ему социальной выплаты.
Помимо этого, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 43 ГПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Как следует из содержания вышеуказанного ходатайства, механизм реализации подпрограммы предусматривает, что Минстрой России осуществляет общее руководство подпрограммой, контроль за её реализацией и утверждает методику проверки исполнения мероприятий подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании п.п. «б» п. 3 постановления № 153 Минстрой России дает разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных правилами.
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что принятое по настоящему гражданскому делу решение может повлиять на права или обязанности министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шашова В.П. к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, удовлетворить частично.
Включить периоды прохождения службы Шашова В.П. в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, расположенной в районах Крайнего Севера, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в районах Крайнего Севера для подсчета размера социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом №125-ФЗ.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по восстановлению в списках в качестве гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках программы переселения из районов Крайнего Севера, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.
Судья А.В. Васильев