Дело № 2-374/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шалинское
Красноярского края 09 сентября 2014 года
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дозорцева Д.А.,
при секретаре Ильчук М.А.,
с участием представителя истца – пом. прокурора Манского района Севрюкова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Манского района Красноярского края, в интересах неопределенного круга лиц - работников СПСК «Зеленкова» к СПСК «Зеленкова» об обязании произвести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Манского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц – работников СПСК «Зеленкова» к СПСК «Зеленкова», в котором просил обязать ответчика в срок до 01 января 2015 года провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценки условий труда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Манского района Красноярского края проведена проверка соблюдения трудового законодательства СПСК «Зеленкова», в ходе которой установлено, что в кооперативе не проведена специальная оценка условий труда и в нарушении положений статей 21, 22, 163, 212 ТК РФ, ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», ответчиком в полном объеме не обеспечена безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда, что ставит под угрозу жизнь и здоровье работников.
Представитель истца Севрюков А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше основаниям, просил суд иск удовлетворить, так как на момент рассмотрения дела в суде указанные в исковом заявлении нарушения требований трудового законодательства не устранены.
Представитель ответчика СПСК «Зеленкова», в судебное заседание не явился, представил суду заявление, согласно которому не возражал против удовлетворения требований прокурора, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав и изучив мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, работодатель обязан обеспечить, в том числе, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Редакция абзаца 10 части 2 данной статьи, действующая до 01 января 2014 года, возлагала на работодателя обязанность обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с частью 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно статье 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В судебном заседании установлено, что согласно Уставу СПСК «Зеленкова» является юридическим лицом – некоммерческой организацией. Согласно объяснению председателя кооператива (л.д.3) в СПСК «Зеленкова» трудоустроено 3 работника, которые подлежат специальной оценке по условиям труда.
СПСК «Зеленкова» в нарушение требований действующего до 01 января 2014 года законодательства, аттестация по условиям труда не проводилась, не производилась и в 2014 году специальная оценка условий труда.
Специальная оценка условий труда производится в целях осуществления оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда и является важной гарантией по обеспечению закрепленного частью 2 ст. 37 Конституции РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Таким образом, выявленное прокурором нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда создает угрозу и тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, каким является круг лиц, которые работают, либо могут работать в данном кооперативе по трудовым договорам и должны приступить к работе в условиях, отвечающих требованиям охраны труда с первого дня работы.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Манского района об обязании СПСК «Зеленкова» провести специальную оценку условий труда подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с СПСК «Зеленкова» в доход местного бюджета государственную пошлину, которая в соответствии со ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Зеленкова» в срок до 01 января 2015 года провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Взыскать с Сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива «Зеленкова» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения, через Манский районный суд.
Председательствующий подпись Д.А. Дозорцев