Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1428/2021 ~ М-848/2021 от 07.07.2021

к делу № 3а-1428/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 августа 2021 г.          город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи                  Цехомской Е.В.

при секретаре судебного заседания              Ли И.В.

с участием прокурора                          Улюмджиевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» об оспаривании нормативных правовых актов в части,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» обратилось в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:

- от 27 декабря 2019 года № 2837 в части утверждения пунктов 50877 и 50878 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

- 28 декабря 2020 года № 2752 в части утверждения пунктов 51566 и 51567 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество:

- в отношении нежилого здания, назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>

- в отношении нежилого здания, назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>

Собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами <№...> является Российская Федерация.

Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», указанные объекты принадлежать на праве хозяйственного ведения, административный истец указывает, что включение указанных объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» № 3388-К3 от 29 апреля 2016 года.

Спорные объекты недвижимого имущества не обладают признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеет технических приспособлений и устройств для организации в помещении офиса, торговых объектов, объектов питания и т.д.

Включение данных объектов в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Буренков Д.Л. просил суд вынести законное и обоснованное решение, поддержал доводы, указанные в отзыве на административный иск.

В судебном заседании прокурор Улюмджиева А.В. в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что спорные объекты недвижимого имущества не подпадают под нормы, установленные действующим законодательством, необходимые для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (путем размещения информации на официальном интернет сайте Краснодарского краевого суда).

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Представитель административного истца Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» Белоусов Ю.В., действующий на основании доверенности направил в суд заявление, просил удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Одновременно просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Выслушав мнение сторон, суд считает необходимым рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса, поскольку о месте и времени рассмотрения дела они были извещены надлежащим образом.

Изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, согласно приложению к данному приказу.

28 декабря 2020 года принят приказ ДИО КК № 2752 которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 27 декабря 2019 года № 2837 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» с изменениями, утвержденными приказом от 31 июля 2018 года № 1638.

Оспариваемый Приказ от 28 декабря 2020 года № 2752 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Проекты Перечней были опубликованы на официальном сайте ДИО Краснодарского края и рекомендованы административному ответчику комиссией по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в ходе заседания Комиссии при наличии кворума.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года № 3043 и от 28 декабря 2020 года № 2752.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» с изменениями, утвержденными приказом от 26 января 2018 года № 122, утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании выше изложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 3 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Однако, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни ДИО КК не представлено.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на праве хозяйственного ведения принадлежит:

- нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 февраля 2011 года

- нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 декабря 2005 года.

Спорные объекты были включены в Перечни по следующим основаниям.

Сведения о назначении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> позволяющие однозначно установить их соответствие (несоответствие) требованиям статьи 378.2 НК РФ, в ГКН отсутствовали, в связи с чем, в отношении объектов проводились мероприятия по установлению вида фактического использования.

Департаментом в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края направлено письмо от 02.08.2016 года № 52-18177/16-08-08 о предоставлении информации об использовании объектов недвижимого имущества, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований, с приложением перечней объектов, в отношении которых отсутствуют сведения ГКН.

Согласно представленной Администрацией муниципального образования Тихорецкий район информации указанные здания используются как «объект административно-делового назначения».

В соответствии с пунктом 11 Порядка информация муниципального органа была включена в повестку очередного заседания комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, в отношение которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26.06.2017 года № 1266.

Комиссией рекомендовано департаменту установить вид фактического использования объектов недвижимого имущества в соответствии с информацией, представленной органами местного самоуправления, в том числе администрацией муниципального образования Тихорецкий район, что подтверждается протоколом № 6 от 24 июля 2017 года.     

Департаментом издан приказ от 24 августа 2017 года № 1885 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений». Указанным приказом, в том числе, определен вид фактического использования спорного объекта - «объект административно-делового назначения».

Данный приказ был размещен на официальном сайте департамента.

В установленный срок заявление о пересмотре решения департамента об определении вида фактического использования объекта Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», подано не было.

В силу подпунктов 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объекты с кадастровыми номерами <№...> были включены в проект Перечня на 2018 год в соответствии с пунктом 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом вида фактического использования объекта.

Проект перечня на 2018 год был размещен 15.09.2017 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2017 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2018 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2018 год.

Перечень на 2018 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2017 года № 52-47937/17-08-05.

В установленный срок заявление об исключении объекта из проекта Перечня на 2018 год предприятием не представлено.

Во исполнение подпунктов 3,4 пункта 1 Приказа № 1548 объекты недвижимого имущества включены в проект Перечня на 2020 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2018 год, на основании Приказа № 1885, как объект административно-делового назначения.

Проект перечня на 2020 год был размещен 13.09.2019 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2019 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2020 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2020 год.

Перечень на 2020 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2019 года № 52-52705/19-08-05.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 не подано заявление об исключении объекта из Перечня на 2020 год.

В соответствии с приказом департамента от 12.02.2020 года № 230 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» внесены изменения в Приказ № 1548 в соответствии с приложением к приказу.

В соответствии с пунктами 3, 7 статьи 3782 НК РФ, статьей 2 Закона

№ 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, пунктом 2 Приказа

№ 1548 объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> были включены в перечень на 2021 год на основании Приказа департамента № 1675, как объекты административно-делового назначения.

Перечень на 2021 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 28.12.2020 № 52-08-05-49276/20.

Заявление об исключении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> из перечня на 2021 год по состоянию на текущую дату Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» не представлено.

Таким образом, спорные объекты включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год и 2021 год, исходя из вида фактического использования, как объект административно-делового назначения.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства не позволяли включить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> в Перечни на 2020 годи 2021 год.

Законодательно определение понятия «офис» не закреплено. При этом, конструкция статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет относить к административно-деловым объектам, в том числе и здания, расположенные на земельных участках с любым видом разрешенного использования, в случае, если назначение, разрешённое использование или Именование помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями ЕГРН соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно техническому паспорту на объект с кадастровым номером <№...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на 12 августа 2005 года, объект недвижимости имеет назначение: караульное помещение стрелковой команды ст. Тихорецк, состоит из двух этажей, включающих в себя: склад, коридор, гараж, комната отдыха, котельная, диспетчерская, бытовая комната, оружейная, комната для техзанятий, комната приема пищи.

Назначение помещений спорного здания, указанное в документе технического учета не предусматривает размещение в нем офисов, административно-делового назначения, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения в назначение здания или в документы технического учета (инвентаризации) об объекте в период с 12 августа 2005 года по настоящее время не вносились.

Объекты недвижимости, кадастровый номер <№...> согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеют назначение нежилое здание, наименование – нежилое здание.

Выездное обследование зданий в целях определения вида их фактического использования не проводилось.

Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как:

-участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);

-участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24 июня 2021 года за № КУВИ-002/2021-77432167, объекты с кадастровыми номерами <№...>, расположены на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью 2215+/-16,47 кв.м, вид разрешенного использования «для эксплуатации административно-управленческих помещений», категория земель: «земли населенных пунктов».

Указанный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и поэтому не может быть признан безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что здания с кадастровыми номерами <№...>, используются непосредственно Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Здания используются в целях выполнения уставных задач. Административный истец является государственным унитарным предприятием.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009г.
№ 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» создано и находится в сфере ведения Федерального агентства железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26.1 Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004г. № 1009, и пунктом 21 Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009г. № 1226-р, административный истец отнесен к перечню стратегических предприятий, и имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Из положений устава, регламентирующего основные направления деятельности административного истца, следует, что Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» создано в целях осуществления деятельности по защите охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью, по охране грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях, для участия в обеспечении транспортной безопасности, а также организации профилактики и тушения пожаров на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 7.1. статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» ФГП ВО ЖДТ России является подразделением транспортной безопасности, осуществляющим защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, и оказывает услуги юридическим лицам, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или попользуют их на ином законном основании.

В соответствии со статьями 1 и 12 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в состав ФГП ВО ЖДТ России входят его структурные подразделения ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта, предназначенные для организации профилактики и тушения пожаров, а также проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ в соответствии с заключенными договорами. Для осуществления указанных видов деятельности административный истец имеет соответствующие лицензии.

Из материалов дела усматривается, что «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» помещения в спорных зданиях в аренду не сдает.

Согласно положений части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Включение спорного объекта недвижимого имущества в Перечни привело к существенному росту налоговой ставки при расчете налога на имущество, таким образом, права общества который является налогоплательщиком, нарушаются, поскольку включение объекта в Перечни влечет значительное увеличение налоговой ставки.

Оспаривая пункты Перечней на 2020 год и 2021 года, административный истец достоверно доказал, что исходя из документации на спорный объект недвижимости и его фактического использования условия для включения его в Перечни, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объект недвижимого имущества в Перечень на 2020 год и 2021 год.

С учетом изложенного, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» уплачена государственная пошлина в размере <...> руб. согласно платежному поручению от 30 июня 2021 г.
№ 012676, следовательно, данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:    

Административное исковое заявление Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» об оспаривании нормативных правовых актов в части, удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункты № 50877 и 50878 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в отношении объекта недвижимого имущества:

- назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>

- назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>.

Признать недействующим со дня принятия пункты № 51566 и 51567 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 года № 2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год» в отношении объекта недвижимого имущества:

- назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <№...> площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>

- назначение: нежилое здание, с кадастровым номером <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <Адрес...>

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» расходы по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме будет изготовлено в срок не более чем десять рабочих дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 августа 2021 г.

Судья Е.В. Цехомская

3а-1428/2021 ~ М-848/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
Прокуратура Краснодарского края
Ответчики
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Другие
Администрация Краснодарского края
Белоусов Юрий Владимирович
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Цехомская Елена Викторовна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация административного искового заявления
08.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.08.2021Предварительное судебное заседание
09.08.2021Судебное заседание
13.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Дело оформлено
13.09.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее