Дело №2-2716/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2014 г. г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Диденко Д.А.,
при секретаре – Салимовой Э.Э.,
с участием представителя истца – Смаль И.Н., представившей ордер №23.07 от 21.08.2014 г., представителя ответчика Винцерской Е.Б., представившей доверенность от 03.06.2014 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ибадов У.Ш.о. к Министерству внутренних дел по Республике Крым и Министру внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в рекомендации на службу, обязании принять на службу, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, включении в общий стаж времени вынужденного прогула,
УСТАНОВИЛ:
Истец Ибадов У.Ш. обратился в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования тем, что он с 1998 г. по ДД.ММ.ГГГГ беспрерывно состоял на службе в органах внутренних дел Украины. После присоединения Республики Крым к Российской Федерации в системе МВД Украины в АР Крым были проведены организационно-штатные мероприятия, в связи с чем, истец подал рапорт об увольнении с занимаемой должности в органах внутренних дел и одновременно был рекомендован Начальником УБОП ГУ МВД Украины в АР Крым подполковником милиции ФИО7 для поступления на службу в органы внутренних дел РФ и назначения на равнозначную должность. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министра внутренних дел Республики Крым Ибадов У.Ш. уволен по сокращению штатов. Далее для поступления на службу в органы внутренних дел РФ истец сдал экзамены на знание российского законодательства и подал на рассмотрение личные документы и рапорт. Однако, по результатам рассмотрения документов ДД.ММ.ГГГГ Ибадову У.Ш. Министерством внутренних дел Республики Крым было направлено почтовой корреспонденцией уведомление об отказе в приеме его на службу в органы внутренних дел РФ. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным. Так, о результатах экзамена истец ответчиком не извещался, должность, которую Ибадов У.Ш. занимал ранее сокращена, новые вакантные должности, предусмотренные штатным расписанием, утвержденным в связи с организационно-штатными изменениями в органах МВД Республики Крым – истцу не предложены, с решением об отказе в приеме на службу Ибадов У.Ш. не ознакомлен, мотивы отказа ему не известны. Учитывая данные обстоятельства, истец полагает, что решение об отказе ему в принятии на службу, является незаконным и подлежит отмене, что автоматически влечет за собой прием Ибадова У.Ш. на службу на должность равноценную ранее занимаемой с компенсацией денежного довольствия за время вынужденного прогула, сохранением всех имеющихся специальных званий и беспрерывностью служебного стажа.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным и отменить решение Министерства внутренних дел по Республике Крым об отказе ему в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации; обязать Министра внутренних дел по Республике Крым принять его на службу в Министерство внутренних дел Республики Крым с сохранением имеющихся специальных званий на должность равноценную ранее занимаемой; взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Крым в его пользу денежное довольствие за время вынужденного прогула; включить в общий стаж прохождение службы в органах внутренних дел время вынужденного прогула, считать стаж беспрерывным.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования и с учетом представленных ответчиком документов уточнила их - просила признать незаконным и отменить решение комиссии МВД по РК, принятое на заседании согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ «об отказе в рекомендации на службу в ОВД Российской Федерации: Ибадов У.Ш.».
Представитель ответчика - МВД по Республике Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Ибадова У.Ш., пояснила, что спор между сторонами возник на стадии приема на службу в органы внутренних дел РФ, решение в отношении истца об отказе в приеме на службу руководителем принято согласно ст. 19 Федерального закона №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Комиссия МВД была создана в установленном законом порядке и ее решения носят рекомендательный характер для руководителя, который принимает окончательное решение. Не разрешая вопроса о приеме на службу невозможно решить вопрос о назначении на конкретную должность. Также, требования о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула являются не обоснованными, поскольку истец не состоял в правоотношениях с МВД по Республике Крым, на службу в органы внутренних дел РФ не принимался. Просила в удовлетворении искового заявления отказать.
Ответчик – Министр внутренних дел по Республике Крым в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал возражения представителя МВД по Республике Крым.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика – МВД по Республике Крым, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что приказом Министерства внутренних дел Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № л/с в соответствии с п. 11.11 Временного положения о Министерстве внутренних дел Республики Крым, согласно п. 64 «г» (по сокращению штатов) уволен подполковник милиции Ибадов У.Ш., начальник отдела борьбы с коррупцией управления по борьбе с организованной преступностью. Основание: постановление Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 г. №2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период» (л.д. 7).
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии МВД по Республике Крым по установлению соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел Украины, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (№ дсп от ДД.ММ.ГГГГ г.), Комиссия, рассмотрев документы кандидата Ибадова У.Ш. на службу в органах внутренних дел Российской Федерации приняла решение об отказе в рекомендации на службу в ОВД Российской Федерации (л.д. 41).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Ибадова У.Ш. направлено уведомление, подписанное Министром внутренних дел по Республике Крым ФИО2 о результатах рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым сообщалось о принятии решения об отказе ему в приеме на службу (л.д. 8).
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее: Закон №6-ФКЗ), Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Одним из оснований принятия в Российскую Федерацию Республики Крым является Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18.03.2014 года.
Статьей 2 Закона №6-ФКЗ предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
В соответствии со ст. 6 Закона №6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как следует из Постановления Государственного Совета Республики Крым от 18.04.2014 г. №2060-6/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период», ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.В соответствии с пунктом 3 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. №1745-6/14 «О независимости Крыма», деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 25.03.2014 г. №175 «О внесении изменений в нормативно правовые акты МВД России», создано Министерство внутренних дел по Республике Крым и подчиненные ему территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне.
Министерство является территориальным органом МВД России на региональном уровне, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 07.04.2014 г. (л.д. 36).
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.2014 г. №301 «О назначении на должность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», Министром внутренних дел по Республике Крым назначен полковник полиции ФИО2.
Согласно ч. 10 ст. 7 Закона №6-ФКЗ, сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.
В силу положений ст. 17 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. №342-ФЗ (далее: Закон №342-ФЗ), на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
Статьей 19 Закона №342-ФЗ предусмотрено, что по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: 1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; 2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; 3) о заключении с гражданином контракта; 4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; 5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
О принятом в соответствии с частью 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения (ч. 5 ст. 19 Закона №342-ФЗ).
Приказом МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» создана комиссия МВД по Республике Крым по установлению соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел Украины, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, а также утверждено положение и состав комиссии.
Согласно п. 10 названного Положения о комиссии, на ее заседании рассматриваются, поданные кандидатами на службу документы и принимается решение: рекомендовать или не рекомендовать для поступления на службу Министру конкретного кандидата.
Специфика прохождения службы в органах МВД России, как профессиональной деятельности, предопределяет особый правовой статус работника, к которому предъявляются повышенные требования к дисциплине, профессиональной пригодности, интеллектуальным, физическим и волевым качествам. Регламентируя правовое положение работников МВД России, порядок поступления на службу и её прохождения, государство может устанавливать в этой сфере и особые правила.
Проведение соответствующих мероприятий по созданию, реорганизации органов милиции и выбору наиболее подготовленных сотрудников для прохождения службы, является исключительной прерогативой государства.
Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в своем пленуме «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» №2 от 17.03.2004 г., при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации.
Между тем работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, суд полагает, что МВД по Республике Крым соблюдены все требования законодательства при принятии спорного решения об отказе Ибадову У.Ш. в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в связи с чем, данное требование удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд отказывает и в удовлетворении требования истца об обязании Министра внутренних дел по Республики Крым принять его на службу, поскольку работодатель принимает необходимые кадровые решения самостоятельно, а нарушений, связанных с отказом в приеме на работу, судом не установлено.
Поскольку истец не был принят на службу в органы МВД Российской Федерации, то есть не находился в трудовых отношениях с созданным та территории Республики Крым Министерством внутренних дел по Республике Крым, в частности, его требования о взыскании с Министерства внутренних дел по Республике Крым в его пользу денежного довольствия за время вынужденного прогула; о включении в общий стаж прохождение службы в органах внутренних дел время вынужденного прогула являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании Федерального конституционного закона Российской Федерации № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 г., Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 г. №342-ФЗ, руководствуясь статьями 11, 12, 56, 194, 195, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Ибадова У.Ш. к Министерству внутренних дел по Республике Крым и Министру внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения об отказе в рекомендации на службу, обязании принять на службу, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, включении в общий стаж времени вынужденного прогула – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Апелляционный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Киевский районный суд г. Симферополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.10.2014 г.
Судья: Д.А. Диденко