Дело № 2-345/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска, в составе
председательствующего судьи Соха Т.М.,
при помощнике судьи Воеводиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о возложении обязанности по обращению в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Металлургического района г. Челябинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее по тексту – КУИиЗО г. Челябинска) и просит возложить на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – кабельной линии ....
В обоснование иска ссылается на то, что объект сети электроснабжения в Металлургическом районе города Челябинска – кабельная линия ..., в перечень безхозяйного имущества до настоящего времени не включен. Прокурором района 11 ноября 2020 года в адрес Главы города Челябинска Котовой Н.П. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в части включения в реестр муниципального имущества и постановке на учет в качестве безхозяйного в отношении объектов сети электроснабжения Металлургического района города Челябинска, переданных по распоряжению Администрации г. Челябинска от 23 августа 2019 года № 9583-к в МУП «Коммет».
В судебном заседании помощник прокурора Металлургического района г. Челябинска Сычева Ю.Е., действующая в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 21-22, 36).
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям ... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал о несогласии с исковыми требованиями, поскольку срок, необходимый для принятия на учет безхозяйного имущества составляет около 12 месяцев. Просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д. 24-27, 37).
Представитель третьего лица МУП «Коммет», привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил схему расположения КЛ-6 кВ от ТП-31 до ТП-88, ввод 1, ввод 2 (л.д. 38-40).
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В случае необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований законодательства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Металлургического района г. Челябинска проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего федерального законодательства, допущенные органом местного самоуправления. Указанные нарушения выражаются в отсутствии регистрации права муниципальной собственности на объект - кабельная линия ....
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (пункт 1); бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931. В соответствие с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Решением Челябинской городской Думы от 29 июня 2010 года № 15/5 утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Челябинск».
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное ...
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и другие (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в результате проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой Металлургического района г. Челябинска во исполнение федерального законодательства о собственности, было установлено, что по распоряжению Администрации г. Челябинска от 23 августа 2019 года № 9583-к для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных объектов электроснабжения в городе Челябинске до момента признания права собственности на бесхозяйные объекты в МУП «Коммет» передан объект в Металлургическом районе г. Челябинска - кабельная линия .... В связи с чем, Главе города Челябинска Котовой Н.П. выдано предписание о принятии незамедлительных мер по включению сетей электроснабжения в реестр муниципального имущества, а также постановке на учет указанного объекта (л.д. 6-8).
Согласно распоряжению Заместителя Главы г. Челябинска от 23 августа 2019 года № 9583-к МУП «КОММЕТ» определено эксплуатирующей организацией для безхозяйных объектов электроснабжения г. Челябинска до признания права муниципальной собственности на них, в том числе кабельной линии ... (л.д. 9-10).
В силу ст. ст. 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из п.п. 13 п. 14 Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, утвержденным Постановлением Администрации города Челябинска от 02.03.2015 № 45-п Комитет подает заявления от имени муниципального образования «город Челябинск» о государственной регистрации возникновения, прекращения, перехода права муниципальной собственности на недвижимое имущество и иных вещных прав на недвижимое имущество, в том числе прав на земельные и лесные участки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у муниципального образования «город Челябинск» обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на сеть электроснабжения возникает в силу закона, и неисполнение данной обязанности органом местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не осуществляются полномочия органов местного самоуправления в области организации электроснабжения.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт бездействия муниципального образования «город Челябинск» по неисполнению обязанности по регистрации права муниципальной собственности в отношении сетей электроснабжения.
С учетом вышеизложенного исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Предложенный прокурором срок устранения ответчиками выявленных нарушений – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска обязанность в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – кабельной линии ....
Настоящее решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий Т.М.Соха
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2021 года.
Председательствующий Т.М.Соха