Решение
Именем Российской Федерации
поселок Нижний Ингаш 08 ноября 2021 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Рудакова Ю.Е., при секретаре Юзефович Н.А., с участием представителя истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Мирюк Н.В., представителя третьего лица администрации поселка Нижний Ингаш Коробченко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-331/2021 (УИД 24RS0038-01-2021-000732-25) по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах Майдановой О.А., Макаренковой Н.С., Шадриной Н.И. к ООО «Сфера и К» о признании незаконным бездействия по не обеспечению подачи тепловой энергии в жилые дома граждан, по не завершению работ по подготовке к отопительному сезону до 15 сентября 2021 года,
установил:
прокурор Нижнеингашского района обратился в суд в интересах Майдановой О.А., Макаренковой Н.С., Шадриной Н.И. с иском к ответчику, в котором просит признать незаконным бездействие ООО «Сфера и К» по не обеспечению подачи тепловой энергии от центральной котельной, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Ленина - 6, котельной №3, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Красная площадь – 28а, котельной №4, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Набережная – 8б, котельной №6, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Кирова– 1, котельной №9, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Новая – 1а, в жилые дома граждан с начала отопительного сезона; а также по не завершению работ по подготовке указанных котельных к отопительному сезону до 15.09.2021.
Свои исковые требования мотивировал тем, что в соответствии с договором аренды №1Д от 24.07.2020, заключенным между Д. и ООО «Сфера и К», последнему передана в аренду котельная №3 во временное владение и пользование для производства и передачи тепловой энергии. Согласно договору аренды №1Ш-02-02 от 01.02.2020, заключенному между Ш. и ООО «Сфера и К», последнему переданы в аренду котельные №4, 6, 9 и центральная котельная во временное владение и пользование. Администрацией поселка Нижний Ингаш 20.05.2021 утвержден план мероприятий по подготовке организаций ЖКХ к новому отопительному сезону 2021 – 2022 года на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш. Согласно данного плана ООО «Сфера и К» по центральной котельной, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Ленина - 6, котельной №3, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Красная площадь – 28а, котельной №4, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Набережная – 8б, котельной №6, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Кирова– 1, котельной №9, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Новая – 1а до 14.09.2020 должны быть выполнены все ремонтные работы, до 01.09.2021 по окончанию проведения ремонтных работ провести гидравлические испытания системы теплоснабжения. В соответствии с постановлением администрации п.Нижний Ингаш от 03.09.2021 № 135 отопительный сезон на территории п.Нижний Ингаш должен быть начат не позднее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия, но не позднее 15.09.2021. В ходе проверки 27.08.2021 установлено, что работы по подготовке к отопительному сезону не завершены. В связи с отсутствием электроснабжения на данных котельных проведение гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, а также проведение пробных топок невозможно. На момент осмотра 15.09.2021 котельные не работают, подача тепловой энергии потребителям не осуществляется, пробные топки не проводились. Майданова О.А., Макаренкова Н.С., Шадрина Н.И. и другие жители пос. Нижний Ингаш с начала отопительного сезона не получают в необходимых объемах и требуемого качества коммунальные услуги по отоплению, чем нарушаются их права. Действия ответчика по не возобновлению работы указанных котельных и не обеспечению подачи тепловой энергии на социальные объекты и в жилые дома являются незаконными и нарушают права граждан не только как потребителей жилищно-коммунальных услуг, но и как граждан имеющих право на благоприятную окружающую среду, на приобретение товаров и услуг надлежащего качества и безопасности, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в нем, просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Майданова О.А., Макаренкова Н.С., Шадрина Н.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель ответчика – ООО «Сфера и К» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
Представитель третьего лица – администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Коробченко И.П. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, просит суд их удовлетворить.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из положений названного Закона под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения, которые должны проводиться заблаговременно.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Пунктом 17 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В свою очередь безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденного Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115 под котельной понимается Комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»» проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Согласно п.11.6 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 года № 115 для проверки готовности систем отопления и системы теплоснабжения в целом к работе в отопительном периоде перед его началом проводятся пробные топки. Пробные топки проводятся после окончания работ по подготовке системы теплоснабжения к осеннее-зимнему периоду.
В соответствии с п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170) сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.
В силу п. 8 ст. 20 указанного выше закона «О теплоснабжении» теплоснабжающие и тепловые организации обязаны обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно пп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В силу п. 5 указанных выше Правил - если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с договором аренды №1Д от 24.07.2020, заключенным между Д. и ООО «Сфера и К», последнему передана в аренду котельная №3, расположенная в п. Нижний Ингаш, ул. Красная площадь – 28а, во временное владение и пользование для производства и передачи тепловой энергии.
Согласно договору аренды №1Ш-02-02 от 01.02.2020, заключенному между Ш. и ООО «Сфера и К», последнему переданы в аренду центральная котельная, расположенная в п. Нижний Ингаш, ул. Ленина - 6, котельная №4, расположенная в п. Нижний Ингаш, ул. Набережная – 8б, котельная №6, расположенная в п. Нижний Ингаш, ул. Кирова– 1, котельная №9, расположенная в п. Нижний Ингаш, ул. Новая – 1а, во временное владение и пользование.
В соответствии с постановлением администрацией поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края № 86 от 20.05.2021, утвержден план мероприятий по подготовке организаций ЖКХ к новому отопительному сезону2021 – 2022 года на территории муниципального образования п. Нижний Ингаш. Организациям ЖКХ, в том числе ООО «Сфера и К» рекомендовано до 01 сентября 2019 года завершить подготовку объектов к работе в отопительном сезоне в 2021-2022 г.г.; до 15 сентября 2021 года оформить акты и паспорта готовности объектов к работе.
Согласно плану мероприятий по подготовке организаций ЖКХ к новому отопительному сезону 2021 – 2022 года на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш, ООО «Сфера и К» по центральной котельной, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Ленина - 6, котельной №3, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Красная площадь – 28а, котельной №4, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Набережная – 8б, котельной №6, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Кирова– 1, котельной №9, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Новая – 1а до 14.09.2020 должны быть выполнены все ремонтные работы, до 01.09.2021 по окончанию проведения ремонтных работ провести гидравлические испытания системы теплоснабжения.
В соответствии со схемой теплоснабжения поселка Нижний Ингаш, утвержденной Постановлением главы поселка Нижний Ингаш от 18.02.2015, ООО «Сфера и К» обеспечивает передачу тепловой энергии: от центральной котельной по ул. Ленина, 6 – в жилой фонд, детский сад «Ромашка», центр занятости населения; от котельной №3 по ул. Красная площадь, 28а – в жилой фонд, СОШ №1, детский сад «Колокольчик»; от котельной №4 по ул. Набережная, 8б – в жилой фонд, детский сад «Сказка»; от котельной №6 по ул. Кирова, 1 – в жилой фонд; от котельной №9 по ул. Новая, 1а – в жилой фонд, СОШ №2.
Отопительный сезон на территории поселка Нижний Ингаш начат с 15 сентября 2021 года в соответствии с постановлением администрации поселка.
Актом проверки от 27.08.2021 по соблюдению готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в отопительный сезон 2021-2022 г.г., проведенной на котельных, обслуживаемых ООО «Сфера и К», установлено, что работы по подготовке к отопительному сезону не завершены. В связи с отсутствием электроснабжения на котельных, проведение гидравлических испытаний для установления дефектов в системе теплоснабжения, а также проведение пробных топок невозможно.
На момент осмотра 15 сентября 2021 года котельные не работают, работы по подготовке к отопительному сезону в полном объеме не завершены. На всех котельных отсутствует электроснабжение. В связи с отсутствием электроснабжения на котельных не проведены гидравлические испытания и пробные топки.
Учитывая все обстоятельства, изложенные выше, суд приходит к выводу о допущенном ООО «Сфера и К» незаконном бездействии при подготовке к отопительному сезону 2021-2022 г.г., выразившемся в не обеспечении подачи тепловой энергии от указанных котельных в жилые дома граждан и в не завершении работ по подготовке котельных к отопительному сезону до 15.09.2021, что нарушает права и законные интересы жителей на обеспечение их коммунальными ресурсами, в частности Майдановой О.А., Макаренковой Н.С., Шадриной Н.И., в интересах которых был заявлен указанный иск прокурором, которые не получили коммунальную услугу в виде теплоснабжения надлежащего качества, поскольку котельные не осуществляли производственную деятельность.
Кроме того, отсутствие со стороны ответчика мер по обеспечению жителей, получающих тепловую энергию от указанных котельных, могли привести к чрезвычайной ситуации, к отсутствию теплоснабжения в жилых домах и социальных объектах в течение отопительного периода, размораживанию систем тепло-водоснабжения, что в зимний период времени может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью населения, угрозу причинения государственной и муниципальной собственности, может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных и иных социальных прав граждан на предоставление качественного, надежного теплоснабжения.
Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Обеспечительные меры, наложенные определением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 17.09.2021 года, обязывающие ООО «Сфера и К» осуществить подачу тепловой энергии в жилые дома граждан и на социальные объекты п. Нижний Ингаш от центральной котельной по ул. Ленина, 6; котельной № 4 по ул. Набережная, 8б; котельной № 6 по ул. Кирова, 1; котельной № 9 по ул. Новая, 1а, подлежат отмене, так как на момент вынесения решение необходимость в данных мерах отпала.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
решил:
заявленные исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие ООО «Сфера и К» в части не обеспечения подачи тепловой энергии от центральной котельной, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Ленина - 6, котельной №3, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Красная площадь – 28а, котельной №4, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Набережная – 8б, котельной №6, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Кирова– 1, котельной №9, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Новая – 1а, в жилые дома граждан с начала отопительного сезона.
Признать незаконным бездействие ООО «Сфера и К» в части не завершения работ по подготовке центральной котельной, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Ленина - 6, котельной №3, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Красная площадь – 28а, котельной №4, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Набережная – 8б, котельной №6, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Кирова– 1, котельной №9, расположенной в п. Нижний Ингаш, ул. Новая – 1а, к отопительному сезону до 15.09.2021.
Обеспечительные меры, наложенные определением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 17.09.2021 года, обязывающие ООО «Сфера и К» осуществить подачу тепловой энергии в жилые дома граждан и на социальные объекты п. Нижний Ингаш от центральной котельной по ул. Ленина, 6; котельной № 4 по ул. Набережная, 8б; котельной № 6 по ул. Кирова, 1; котельной № 9 по ул. Новая, 1а, отменить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение суда изготовлено 10 ноября 2021 года.