РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2016 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Мироновой С.В.
при секретаре Бородулиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шейкина Н.А. к Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, в котором просил признать за ним право собственности на земельный участок площадью 703,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что он является собственником жилого дома площадью 55,30 кв.м., расположенного на земельном участке площадью 703,3 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащего ему на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Прежнему владельцу ФИО3 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в бессрочное пользование под строительство дома на праве личной собственности земельный участок по адресу: <адрес>, на котором был построен дом 1956 года постройки. При обращении в Министерство имущественных отношений Самарской области был получен отказ ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка, так как он находится в границах красных линий и является территорией общего пользования. С отказом Министерства имущественных отношений Самарской области не согласен, полагает, что имеет право на приватизацию спорного земельного участка по фактически занимаемой площади.
В судебном заседании истец Шейкин Н.А. и его представитель по доверенности Хохлов А.В исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, отзыв не представил, ходатайств об отложении не заявлял.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры г. Самары в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение требований оставили на усмотрение суда, указал, что при внесении в ГКН сведений о координатах испрашиваемого земельного участка пересечение границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 703,3 кв.м., с границами смежных земельных участков, поставленных на кадастровый учет не выявлено.
Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Право граждан иметь в собственности земельные участки было установлено Законом РСФСР от 24.12.1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР»: «Объектами права собственности могут быть … земельные участки…».
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества, по наследству (ст. 218 ГК РФ)
В силу п. 2 ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п.1 ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 10.1 Земельного Кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч.1.2 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Согласно ст. 25 Устава г.о. Самара (утвержден решением Думы г.о. Самара от 10.07.2006 года N 294), Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области. Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения городского округа Самара, наделяется полномочиями в том числе и по распоряжению земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 3 Закона Самарской области от 29.12.2014 года N 134-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ)"О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления;
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом г.о. Самары обеспечивает организацию принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и проектов дополнительных соглашений к ним, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ранее до ДД.ММ.ГГГГ эти полномочия осуществляло Министерство имущественных отношений Самарской области.
Признание права как способа защиты гражданских прав предусмотрено ст. 12 ГК РФ.
Судом установлено, что Шейкину Н.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилой дом расположен на земельном участке, который первоначально был предоставлен ФИО3 на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности площадью 437,5 кв.м., удостоверенного нотариусом ФИО5 по реестру № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время площадь земельного участка составляет 703,3 кв.м. согласно плана границ земельного участка, составленного <данные изъяты>».
При обращении в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 703,30 кв.м. истцом был получен отказ, так как часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования, в границах красных линий. С указанным отказом истец не согласился и обращался в суд с иском к Министерству имущественных отношений о признании права собственности на земельный участок площадью 703,3 кв.м. Решением Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Шейкину Н.А. было отказано в удовлетворении заявленных требований.
В Администрацию г.о. Самара с заявлением о предоставлении земельного участка Шейкин Н.А. не обращался.
В соответствии с п. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно п. 3,5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 204.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения;) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование), аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из проекта границ земельного участка, выполненного <данные изъяты>», следует, что в фактическом пользовании находится земельный участок площадью 703,3 кв.м., по документам 437,5 кв.м.., под домом 70,0 кв.м.
Документы, обосновывающие площадь земельного участка сверх документов истцом не представлены. По сведениям Государственного фонда данных имеется землеустроительное дело по инвентаризации земель Советского района, в котором содержится информация о том, что площадь земельного участка по адресу: <адрес> составляет 676,0 кв.м.
При сравнении плана границ испрашиваемого земельного участка и конфигурации участка по инвентаризации земель Советского района установлено, что испрашиваемый земельный участок площадью 703,3 кв.м. имеет иную конфигурацию, чем участок площадью 676,0 кв.м., истец просит признать право на часть земельного участка, занимаемого нежилым строением, с его слов гаражом, однако документов, подтверждающих, что гараж находится в его собственности не представил, гараж находится за пределами границ земельного участка.
Сам план границ земельного участка также вызывает у суда сомнения, поскольку он составлен в отношении земельного участка ФИО6, который являлся собственником жилого дома с 2007-2011 год, дата составления плана отсутствует.
Из представленного акта согласования границ земельного участка следует, что границы участка согласованы не всеми собственниками смежных участков.
Согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ права на жилой дом по адресу: <адрес> не зарегистрированы. Границы согласовала ФИО7, документы, подтверждающие ее право на объекты недвижимости по данному адресу не представлены.
ФИО8, согласовавший границы со стороны <адрес> является собственником 3/5 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, иными сособственниками границы не согласованы.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что границы испрашиваемого земельного участка не сформированы в соответствии с законодательством.
Согласно ответа Департамента строительства и архитектуры г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными домами (Ж-1) согласно Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования по г.Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 года №61, на земельном участка находится охранная зона газопровода, часть участка принадлежит к территории общего пользования.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требование истца о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 703,30 кв.м. по адресу: <адрес>, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковые требования Шейкина Н.А. к Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 04.05.2016 года.
Судья С.В.Миронова