Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Жигалово 13 января 2015 г.
Жигаловский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Бакшеевой Т.А.,
при секретаре Лунёвой В.О.,
с участием представителя истца – ст.помощника прокурора Жигаловского района Клинова С.А.,
представителя ответчика - управления образования администрации муниципального образования «Жигаловкий район» Хаматнуровой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2/2015 по иску прокурора Жигаловского района в защиту интересов муниципального образования «Жигаловский район» к управлению образования администрации муниципального образования «Жигаловкий район» и Литвинцевой Елене Юрьевне о признании размещения заказа и муниципального контракта недействительными.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Жигаловского района в защиту интересов муниципального образования «Жигаловский район» обратился в суд с иском к управлению образования администрации муниципального образования «Жигаловкий район» и Литвинцевой Елене Юрьевне о признании размещения заказа и муниципального контракта недействительными.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения управлением образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» (далее – Управление образования) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ)
В ходе проведенной проверки установлено, что <Дата> на официальном сайте РФ zakupki.gov.ru размещено Извещение о проведении запроса котировок № по предмету – проведение психолого-медико-педагогической комиссии.
<Дата> комиссией по рассмотрению и оценки котировочных заявок (члены комиссии – С., Ч., Хаматнурова М.А.) составлен протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № по результатам которого Литвинцева Е.Ю. стала победителем в запросе котировок.
<Дата> между Литвинцевой Е.Ю. и Управлением образования в лице и.о. начальника М. заключен муниципальный контракт на проведение психолого-медико-педагогической комиссии (далее – муниципальный контракт, ПМПК).
Согласно п. 1.1., п. 3.1.2 муниципального контракта исполнитель обязуется провести медицинский осмотр (консультацию) детей в рамках компетенции психолого-медико-педагогической комиссии Иркутской области, а Заказчик оплатить Исполнителю оказанные услуги. Диагностировать и определить специальные образовательные потребности и условия, обеспечивающие развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Согласно п. 2.1 муниципального контракта общая стоимость настоящего контракта составляет 21843 рубля 80 копеек.
Согласно п. 2.3 муниципального контракта при заключении контракта с физическим лицом из цены контракта вычитается налоги: НДФЛ 2234 рубля, страховые взносы на ОПС в страховую часть – 3781 рубль, страховые взносы в ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС – 876, 50 рублей, вознаграждение исполнителю за оказанные услуги – 14952, 30 рублей.
В силу требований 3.2.1 муниципального контракта Заказчик обязуется принять выполненную работу по акту – приемки оказанных услуг.
<Дата> между Управлением образования в лице и.о. начальника М. и Литвинцевой Е.Ю. подписан Акт выполненных работ на сумму 21 843 рубля 80 копеек.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу требований ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (далее - Комиссия) и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 принято Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения Комиссия может быть центральной или территориальной.
Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В силу требований п. 14 Положения обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
Приказом Министерства образования Иркутской области от 02.04.2014 №9-мпр «Об утверждении Положения о порядке работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Иркутской области» на Центр психолого-медико-социального сопровождения возложены задачи по проведению ПМПК.
На территории Жигаловского района в 2014 году постоянно действующей территориальной комиссии не имелось. <Дата> приказом Управления образования № 63-од была создана территориальная ПМПК в составе 6 человек для проведения диагностики физических (или) психических недостатков у детей с отклонениями в развитии с 18 по <Дата>. В состав комиссии вошла, в том числе, Литвинцева Е.Ю. в должности врач-психиатр.
На основании вышеуказанных норм права следует, что комиссионное обследование детей, производится Комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на бесплатной основе.
Согласно Извещению о проведении запроса котировок № предметом закупки является – проведение ПМПК.
На основании вышеуказанных норм права, с учетом положений Извещения о проведении запроса котировок следует, что Литвинцева Е.Ю., являющаяся самостоятельным субъектом правоотношений (физическим лицом), действующая от своего имени и в своих интересах в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ не могла быть допущена комиссией по рассмотрению котировочных заявок Управления образования к участию в запросе котировок, т.е. быть участником закупки в силу требований к объекту закупки.
В силу п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167, ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна и недействительна с момента ее совершения, независимо от признания ее таковой судом.
Основанием признания сделки недействительной является неправомерность сделки. При рассмотрении требования о признании договора недействительным судом проверяется соответствие совершенной сделки требованиям законов и нормативных актов, действующих в момент его заключения.
В силу ч. 1 ст. 21 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Просит суд признать недействительным размещение заказа № № путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по проведению психолого-медико-педагогической комиссии, оформленного протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № от <Дата>.
Признать муниципальный контракт на проведение психолого-медико-педагогической комиссии от 23.04.2014, заключенный между Литвинцевой Еленой Юрьевной и управлением образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» в лице и.о. начальника М. недействительным (ничтожным).
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Жигаловского района Клинов С.А. настаивает на исковых требованиях о признании недействительным размещения заказа № путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по проведению психолого-медико-педагогической комиссии, оформленного протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № от <Дата> и признании муниципального контракта на проведение психолого-медико-педагогической комиссии от <Дата>, заключенный между Литвинцевой Еленой Юрьевной и управлением образования администрации муниципального образования «<адрес>» в лице и.о. начальника М. недействительным (ничтожным) по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – управления образования администрации муниципального образования «Жигаловкий район» Хаматнурова М.А., действующая на основании доверенности № от <Дата> года, исковые требования прокурора Жигаловского района признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление.
Ответчик Литвинцева Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела была уведомлена надлежащим образом, представила заявления с просьбой рассмотреть данное дело в её отсутствие, исковые требования признает.
Согласно статьи 167 части 5 Гражданского Процессуального Кодекса РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, выслушав мнение представителей истца и ответчика, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального Закона № 44-ФЗ« О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 1 ст. 72 Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Из п.1.ч.ст.31 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В судебном заседании установлено, что согласно извещения о проведении запроса котировок для закупки № объектом закупки является проведение психолого-медико-педагогической комиссии. Начальная цена контракта 21 843,80 руб.
Из котировочной заявки следует, что физическое лицо Литвинцева Елена Юрьевна сообщила о своем согласии исполнить условия муниципального контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, то есть она согласна провести обследование детей с установкой диагноза в количестве 55 человек по цене 397,16 руб. на сумму 21 843,80 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № от <Дата> победителем в проведении запроса котировок определен участник размещения заказа с номером заявки № Литвинцева Елена Юрьевна.
Из муниципального контракта от <Дата> года, заключенным управлением образования администрации муниципального образования «<адрес>» в лице и.о. начальника М. (Заказчик) и Литвинцевой Еленой Юрьевной (Исполнитель) следует, что исполнитель обязуется провести медицинский осмотр (консультацию) детей в рамках компетенции психолого –медико-педагогической комиссии <адрес>, а заказчик оплатить исполнителю оказанные услуги. Настоящий контракт заключен на основании протокола по размещению муниципального заказа № от <Дата> года. Общая стоимость контракта составляет 21 843,80 руб.
В силу требований ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Приказом Министерство Образования и Науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, согласно которого Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В соответствии с п. 3 Положения Комиссия может быть центральной или территориальной.
Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Согласно п.6 Положения количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.
В силу требований п. 14 Положения обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
Приказом министерства образования Иркутской области от 02 апреля 2012 года 9-мпр утверждено Положение о порядке работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Иркутской области, которым на Центр психолого-медико-социального сопровождения возложены задачи по проведению психолого-медико-педагогической комиссии.
Данным положением определено, что комиссия осуществляет свою деятельность в пределах территории Иркутской области.
Центр психолого-медико-социального сопровождения осуществляет свою работу на основании государственного задания областного государственного автономного образовательного учреждения для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого- медико-социального сопровождения» на 2014 года, в котором предусматривается предоставление государственной услуги – комплексная диагностика уровня психического развития детей с проблемами в обучении определение их образовательного маршрута и сопровождение.
Согласно ч.2 ст.168 Гражданского Кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что муниципальный контракт от <Дата> заключен с нарушением требований Федерального Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно исходя из объекта закупки – проведение психолого-медико-педагогической комиссии, Литвинцева Е.Ю., являющаяся самостоятельным субъектом правоотношений (физическим лицом), действующая от своего имени и в своих интересах в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 31 вышеуказанного Закона не могла быть допущена комиссией по рассмотрению котировочных заявок управления образования к участию в запросе котировок, т.е. она не могла быть участником закупки в силу требований к объекту закупки. Кроме того учитывая, что вышеперечисленными нормативными актами проведение психолого-медико-педагогической комиссии на территории Иркутской области возложено на «Центр психолого-медико-социального сопровождения», имеет место государственный заказ на предоставление государственной услуги комплексная диагностика уровня психического развития детей с проблемами в обучении определение их образовательного маршрута и сопровождение, выполнение государственного задания финансируется за счет средств соответствующего бюджета, следовательно отсутствовали основания для проведения запроса котировок и заключения данного муниципального контракта. Исходя из изложенного исковые требования прокурора Жигаловского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-200 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Жигаловского района в защиту интересов муниципального образования «Жигаловский район» к управлению образования администрации муниципального образования «Жигаловкий район» и Литвинцевой Елене Юрьевне о признании размещения заказа и муниципального контракта недействительными удовлетворить.
Признать недействительным размещение заказа № № путем проведения запроса котировок на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по проведению психолого-медико-педагогической комиссии, оформленного протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок № от <Дата>
Признать муниципальный контракт на проведение психолого-медико-педагогической комиссии от <Дата>, заключенный между Литвинцевой Еленой Юрьевной и управлением образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» в лице и.о. начальника управления образования администрации муниципального образования «Жигаловский район» М. недействительным (ничтожным).
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жигаловский районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме, которое изготовлено 13 января 2015 года.
Судья : подпись Т.А. Бакшеева