Дело № 2-49/2022
22RS0021-01-2022-000035-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года г. Заринск
Заринский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Чубуковой Л.М.;
при секретаре Науменко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
прокурора Заринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Комарская средняя общеобразовательная школа» Заринского района Алтайского края о возложении обязанности обеспечить условия доступности для инвалидов,
у с т а н о в и л :
прокурор Заринского района Алтайского края, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ и ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», обратился в суд иском к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Комарская средняя общеобразовательная школа» Заринского района Алтайского края ( МКОУ «Комарская СОШ»), в котором просил обязать ответчика обеспечить условия доступности для инвалидов - разместить при входе в здания образовательного учреждения, расположенные в Алтайском крае, Заринском районе по адресам: <адрес> вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Установить разумный срок для устранения нарушений - до 01.12.2022.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, которая выявила нарушения действующего законодательства.В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, правила обеспечения доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации определяется Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее - Порядок).
Вопреки требованиям подп. «а» п.4 Порядка при входе в здания средней общеобразовательной школы отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 поддержала заявленные требования.
МКОУ «Комарская СОШ», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, письменных возражений на иск ответчик не предоставил.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц администрация Заринского района и Министерство образования и науки Алтайского края, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили, возражений на иск не предоставили.
Выслушав помощника прокурора ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседаниимуниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Комарская средняя общеобразовательная школа» Заринского района Алтайского края имеет филиалы и структурное подразделение и осуществляет общеобразовательную деятельность в Алтайском крае Заринском районе по адресам: с. Комарская, ул. Школьная,<данные изъяты>
В ходе прокурорской проверки было установлено, что здания, используемые ответчиком для осуществления общеобразовательной деятельности, не отвечают требованиям законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения их прав на доступное пользование объектами и услугами в сфере образования, поскольку на зданиях отсутствует вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Отсутствие при входе в здания указанных вывесок ответчиком не отрицалось.
В силу Федерального закона от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", принятой в г. Нью-Йорке 13.12.2006 года, государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
В ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ приведено понятие абилитации инвалидов - как система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя, в том числе социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию.
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает, в том числе дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" ( далее - Порядок).
Как следует из п. 1 Порядка, данный Порядок определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
П. 3 Порядка на руководителей органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования возложена обязанность создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая : возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них ( подп. «а»); возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги ( подп. «б»); надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ( подп. «е»);
В подп. «а» п. 4 Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
При вынесении решения по заявленным прокурором требованиям суд принимает во внимание, что предлагаемые прокурором меры не приведут к изменениям конструктивных элементов здания, данные меры обеспечивают лишь минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрении в целях их адаптации и абилитации. Отсутствие же соответствующей вывески умаляет права инвалидов по зрению на социальную поддержку, на создание для них доступной среды и на доступ к объектам в сфере образования.
При этом отсутствие в образовательном учреждении учащихся-инвалидов по зрению не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Заринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Комарская средняя общеобразовательная школа» Заринского района Алтайского края » ( МКОУ «Комарская СОШ») о возложении обязанности обеспечить условия доступности для инвалидов, удовлетворить.
ОбязатьМКОУ «Комарская СОШ» в срок до 01.12.2022 обеспечить условия доступности для инвалидов: разместить при входе в здания образовательного учреждения МКОУ «Комарская СОШ», расположенные по адресам Алтайский край, Заринский район:
-<адрес>;
<адрес> <адрес> ( здание «Верх-Камышенской СОШ» - филиала МКОУ «Комарская СОШ»);
<адрес> ( здание Детского сада - структурного подразделения МКОУ «Комарская СОШ»);
<адрес> <адрес> ( здание «Гришинской НОШ» - филиала МКОУ «Комарская СОШ»), вывеску с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 марта 2022 года.
Судья Л.М. Чубукова