Дело № 2-48/2019
УИД 29RS0001-01-2018-001343-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 17 января 2019 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Боковиковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байдаковой Галины Александровны, Байдакова Юрия Валентиновича к администрации муниципального образования «Усть-Вельское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании права общей совместной собственности на реконструированный жилой дом,
установил:
Байдакова Г.А., Байдаков Ю.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Усть-Вельское (далее – администрация МО «Усть-Вельское») о признании права общей совместной собственности на реконструированный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В обосновании исковых требований Байдакова Г.А. и Байдаков Ю.В. указали, что на основании договора на передачу квартиры в собственность от 28 декабря 1993 года в общую долевую собственность истцов была передана однокомнатная квартира общей площадью № кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Договор был зарегистрирован Усть-Вельской сельской администрацией 04 января 1994 года. Указанная квартира состояла из одной жилой комнаты площадью № кв.м. и располагалась на первом этаже одноэтажного одноквартирного жилого дома. 30 июня 2012 года данная квартира была поставлена на государственный кадастровый учет как объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом и ему присвоен кадастровый номер №. В 2005 году истцами произведена реконструкция жилого дома без какой-либо разрешительной документации с целью улучшения условий проживания в нем. К основному строению (литера А) и пристройке (литера а) пристроена веранда, переоборудована холодная пристройка к дому (литера а, согласно техническому паспорту по состоянию на 14 июля 1987 года) в помещение № 1 (тамбур), помещение № 2 (кухня), помещение № 3 (туалет), которая ранее в общую площадь жилого дома не входила. Кроме того, были проведены работы по водоснабжению жилого дома (скважина) и работы по ее выведению (септик). В итоге площадь жилого дома увеличилась до № кв.м. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, площадью № кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, предоставлен истцам на праве аренды сроком до 09 июня 2025 года. Поскольку в договоре на передачу квартиры в собственность от 28 декабря 1993 года индивидуальный жилой дом числится как квартира, а также в связи с отсутствием разрешения на реконструкцию жилого дома истцы не имеют возможности надлежащим образом зарегистрировать право общей совместной собственности на жилой дом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Определением Вельского районного суда от 10 декабря 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – администрация МО «Вельский муниципальный район»).
В судебное заседание истцы Байдакова Г.А., Байдаков Ю.В. не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель истцов Губенская Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Администрация МО «Усть-Вельское» своего представителя в судебное заседание не направила, согласно представленному отзыву глава администрации Истомин А.А. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации, не возражал относительно удовлетворения исковых требований, при этом указав, что спорный жилой дом права и законные интересы других лиц не нарушает, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Администрация МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание своего представителя не направила, в соответствии с представленным отзывом представитель по доверенности Кузнецова Т.Н. просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело без участия, не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
На основании п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 16 Жилищного кодекса объектами жилищных прав являются жилые помещения, к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Понятие индивидуального жилого дома закреплено в п. 3 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Согласно п.п. 2, 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), однако не применяются в случае перепланировки, переустройства (переоборудования) жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что 28 декабря 1993 года между Вельским совхозом-техникумом (Продавец) и Байдаковой Г.А., Байдаковым Ю.В. (Покупатели) был заключен договор передачи в собственность квартиры, состоящей из одной комнаты, общей площадью № кв.м., в том числе жилой № кв.м., по адресу: <адрес>.
Указанный договор зарегистрирован в Усть-Вельской сельской администрации 04 января 1994 года.
17 февраля 1997 года Вельским бюро технической инвентаризации истцам выдано регистрационное удостоверение о праве общей совместной собственности на квартиру без номера в <адрес> Усть-Вельской сельской администрации.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 11 июня 1987 года, общая площадь дома составляла № кв.м., в том числе жилая – № кв.м.
На основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению имуществом МО «Вельский район» (Арендодатель) и Байдаковой Г.А., Байдаковым Ю.В. (Арендаторы), истцам передан в аренду земельный участок из категории земель поселений с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью № кв.м. Срок аренды земельного участка установлен с 10 июня 2005 года по 09 июня 2025 года.
12 января 2006 года Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произведена государственная регистрация договора аренды.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 декабря 2018 года следует, что жилому дому площадью № кв.м., назначение – жилое, расположенному по адресу: <адрес>, 30 июня 2012 года присвоен кадастровый №.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью № кв.м., находящийся по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Земельный участок предоставлен в аренду Байдаковой Г.А. и Байдакову Ю.В. на основании договора аренды со сроком действия с 10 июня 2005 года по 09 июня 2025 года.
На основании технического паспорта, составленного по состоянию на 11 июня 1987 года, площадь жилого <адрес> д. <адрес> составляла № кв.м., жилая площадь – № кв.м.
Из технического паспорта, составленного Вельским филиалом «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 07 декабря 2011 года, следует, что собственниками квартиры без номера в <адрес> являются Байдакова Г.А. и Байдаков Ю.В. Общая площадь квартиры составляет № кв.м., жилая – № кв.м. Администрация МО «Усть-Вельское» согласовывает переоборудование, произведенные в доме, а именно: снос печи, переоборудование холодной пристройки в теплое помещение для кухни.
Согласно техническому паспорту, составленному Вельским отделением ГБУ АО «Бюро технической инвентаризации» по состоянию на 31 октября 2018 года, объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом с инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес>, построен в № году. Общая площадь жилого дома составляет № кв.м., жилая – № кв.м.
По информации Вельского отделения ГБУ АО «Бюро технической инвентаризации» от 16 января 2019 года право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в БТИ не зарегистрировано. Квартира по указанному адресу принадлежит на праве собственности Байдаковой Г.А. и Байдакову Ю.В. Увеличение площади с № кв.м. до № кв.м. связано с реконструкцией дома.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что исковые требования Байдаковой Г.А. и Байдакова Ю.В. подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что фактически спорное жилое помещение является обособленным, отдельно стоящим строением, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
В случае наличия у занимаемого истцами жилого помещения статуса квартиры, <адрес>, в котором данная квартира находится, должен являться многоквартирным. Признаков, указывающих на то, что <адрес> д. <адрес> Архангельской области является многоквартирным, судом не установлено.
В 2005 году истцами произведена реконструкция жилого дома, в результате которой осуществлен снос печи, произведена реконструкция холодной пристройки (веранды) в теплое помещение кухни, тамбур и коридор. Часть реконструкции объекта недвижимого имущества произведена в прежних пределах жилого дома. При этом, расположение части реконструированного объекта, выходящего за пределы прежней застройки, не влияет на величину противопожарных разрывов со смежными объектами. При этом общая площадь дома увеличилась до № кв.м., в том числе жилая до № кв.м.
Указанная реконструкция произведена истцами без получения на это необходимых разрешений.
В целях принятия мер к легализации самовольно реконструированного объекта в 2011 году истцы обращались в администрацию МО «Усть-Вельское», которая согласовала переоборудования, произведенные в доме. В последующем истцы обращались в Управление Росреестра, БТИ, Управление капитального строительства, архитектуры и экологии муниципального образования «Вельский муниципальный район», им было разъяснено о необходимости признания права собственности на реконструированный объект недвижимого имущества в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что земельный участок принадлежит истцам на праве аренды.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что реконструированный жилой дом находится на земельном участке, принадлежащем истцам на праве аренды, сохранение указанного жилого дома в реконструированном виде не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц соответствует санитарным, противопожарным и строительным нормам и правилам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковое заявление Байдаковой Г. А., Байдакова Ю. В. к администрации муниципального образования «Усть-Вельское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о признании права общей совместной собственности на реконструированный жилой дом удовлетворить.
Признать за Байдаковой Г. А. и Байдаковым Ю. В. право общей совместной собственности на реконструированный жилой дом, общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Н.В. Сидорак