№ 2-1-707/2021 мотивированное решение изготовлено 20.07.2021
66RS0035-01-2021-000998-82
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2021 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., с участием представителя истца – помощника Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области Мрясовой Е.В., представителя ответчика Полежаева В.В., Швалева В.И., представителя третьего лица Шульгина И.В., Лаврова Д.В., при секретаре Медведевой М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Красноуфимский округ, Комитету по управлению имуществом МО Красноуфимский округ о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Красноуфимский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО Красноуфимский округ, Комитету по управлению имуществом МО Красноуфимский округ о возложении обязанности, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о водопользовании МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район (далее – МУП «Энергосервис»).
В ходе проверки установлено, что для сброса сточных вод предприятием используются водные объекты – <адрес> и руч. <адрес>, и очистные сооружения, расположенные в <адрес> и в <адрес>.
Очистные сооружения построены в 1960-х годах 20 века, некоторые технологические объекты имеют износ более 80 %, применяемая схема очистки сточных вод не обеспечивает очистку до ПДК рыбохозяйственного водоема.
Так, в соответствии с Приказом Минсельхоза России от <дата> №1-109/2014 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» предельная допустимая концентрация азота аммонийного составляет 0,4 мг/дм3, однако согласно справке о концентрации загрязняющих веществ содержание указанного вещества в сточных водах, отведенных в водный объект ручей <адрес>, достигало 3,12 мг/дм3, а в водах, отведенных в водный объект река Сарана – 24,15мг/дм3. Предельное содержание фосфатов составляет 0,2 мг/дм3, тогда как фактическое содержание фосфатов на выпусках сточных вод в руч. Калинкин Лог составило 2,31 мг/дм3, в <адрес> – 5,45 мг/дм3.
Степень износа очистных сооружений в <адрес> составляет 73%, в <адрес> – 17% (реконструкция проводилась в 2016 году). Указанные очистные сооружения не обеспечивают очистку сточных вод до предельно допустимых концентраций вредных веществ. В связи с чем очистные сооружения в <адрес> нуждаются в реконструкции, а в <адрес> в приведении в соответствие с допустимыми показателями качества сбрасываемых вод.
В соответствии с договором аренды №1-109/2014 от <дата> объекты водоотведения, находящиеся в собственности муниципального образования Красноуфимский округ переданы во временное владение и пользование МУП «Энергосервис».
Согласно п. 3.4.2 указанного Договора арендатор имеет право производить капитальный ремонт реконструкцию, переоборудование имущества исключительно с согласия Арендодателя. Проведение капитального ремонта, реконструкции, переоборудования, возмещение затрат Арендатора на произведенные работы регулируется отдельным соглашением.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 22 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из положений ст. 8, п. 1 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от <дата> № 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других, опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Статьей 60 Водного кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от <дата> №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Установленные требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Аналогичное положение закреплено и в пп. 4 п. 1 Устава городского округа Красноуфимск, утвержденного <адрес> Совета МО «<адрес>» от <дата> №1-109/2014.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от <дата> № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнении организациями, осуществляющими горячее водоснабжения, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таким образом, очистка вод, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в собственности МО <адрес>, является составной частью процесса водоотведения, а также охраны окружающей среды, что в свою очередь соответствует полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Между тем данное право, не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, возложенных на него законом по организации водоотведения и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит обязать Комитет по управлению имуществом МО <адрес> в срок до <дата> произвести реконструкцию очистных сооружений в <адрес> до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод в водные объекты – руч. <адрес> – без превышения нормативов качества воды водных объектов.
Обязать Комитет по управлению имуществом МО <адрес> в срок до <дата> обеспечить очистку сточных вод на очистных сооружениях в <адрес> в соответствии с допустимыми нормативными показателями.
Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать указанные работы.
В судебном заседании представитель истца помощник Красноуфимского межрайонного прокурора <адрес> Мрясова Е.В. уточнила исковые требования, просила обязать Комитет по управлению имуществом МО <адрес> в срок до <дата> произвести реконструкцию очистных сооружений в <адрес> до состояния, обеспечивающего очистку сбрасываемых после очистных сооружений сточных вод в водные объекты – руч. <адрес>– без превышения нормативов качества воды водных объектов.
Обязать Комитет по управлению имуществом МО <адрес> в срок до <дата> обеспечить очистку сточных вод на очистных сооружениях в <адрес> в соответствии с допустимыми нормативными показателями.
Обязать Администрацию МО <адрес> профинансировать указанные работы.
Представитель ответчика Администрации МО <адрес> Полежаев В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, с требованиями согласен, их не оспаривает.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МО Красноуфимский округ Швалев В.И., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, с требованиями согласен, их не оспаривает.
Представитель третьего лица Отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО Красноуфимский округ Шульгин И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, с требованиями согласен, их не оспаривает.
Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Энергосервис» МО Красноуфимский округ Лавров Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме, с требованиями согласен, их не оспаривает.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░. <░░░░░>– ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.