Дело № 2а- 5320/2019 25 марта 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием административного истца Иванникова В.В.,
представителя административных ответчиков по доверенности Кудряшовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванникова Виктора Владиславовича к заместителю главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Александрову А.А., администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении информации,
УСТАНОВИЛ:
Иванников В.В. 27.12.2018 года посредством электронной приемной исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга направил на адрес администрации Приморского района Санкт-Петербурга запрос о предоставлении информации, просил предоставить в электронном виде приказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 07.04.2015 № 51-п. Обращение зарегистрировано 27.12.2018 года за № ОБ-4711-14034/18-0-0 (л.д. 15).
22.01.2019 года на электронную почту Иванникова В.В. по адресу <адрес> получен ответ на обращение за подписью заместителя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Александрова А.А., из которого следует, что приказ Администрации от 07.04.2015 № 51-п утратил силу на основании приказа Администрации от 20.12.2018 года № 270-п «Об утверждении инструкции по делопроизводству администрации Приморского района Санкт-Петербурга». Указанный приказ размещен на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» по адресу:https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2019/01/18/34/270-п_от_ 20.12.2018_Инструкция_по_делопроизводству.pdf. На основании изложенного и положений ч.3 ст. 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Администрация отказала Иванникову В.В. в предоставлении запрашиваемых документов (л.д. 9).
Иванников В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным решение заместителя главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга Александрова А.А. об отказе в предоставлении Иванникову В.В. информации. Обязать администрацию Приморского района Санкт-Петербурга устранить нарушение прав административного истца. Взыскать с администрации Приморского района Санкт-Петербурга в пользу Иванникова В.В. судебные расходы в сумме 380 рублей.
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый отказ в предоставлении информации является незаконным и нарушает права административного истца, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-фз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Считает, что законодательство Российской Федерации устанавливает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Доступ к такой информации может ограничиваться только федеральными законами. Перечень оснований, по которым информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может не предоставляться соответствующим органом, определен в статье 20 Федерального закона № 8-ФЗ. В части 3 названной статьи указано, что государственный орган, орган местного самоуправления вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет. Указывает, что в ответе от 22.01.2019 года № ОБ-4711-14034/18-0-1 отсутствует название, дата выхода и номер средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронный адрес официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация. В ответе приводится электронный адрес иного документа, который административным истцом не запрашивался.
Административный истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административных ответчиков по доверенности Кудряшова Н.П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала письменные пояснения на административное исковое заявление (л.д. 12-14).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее КАС РФ).
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Таким образом, осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Таким законами, в частности, являются Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (часть 1).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (часть 2).
В соответствии Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться посредством обращения с запросом в государственные органы и органы местного самоуправления, который подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган и рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 18).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором в соответствии со статьей 20 данного Федерального закона содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации (часть 1).
В указанном Федеральном законе закрепляются основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности данных органов (статьи 4 и 6), устанавливаются форма и способы предоставления такой информации, права пользователей и ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих за нарушение права на доступ к ней (статьи 7, 8 и 25).
В соответствии со статьей 20 данного Федерального закона информация не предоставляется только в определенных в ней случаях, а именно если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией; кроме того, запрашиваемая информация может не предоставляться, если она опубликована в средстве массовой информации или размещена в сети Интернет.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации.
К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.
В силу части 2.1. статьи 7 Федерального закона от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, в качестве основания отказа в предоставлении запрашиваемого административным истцом приказа № 51-п от 07.04.2015 года, административным ответчиком указано, что указанный приказ утратил силу на основании приказа Администрации от 20.12.2018 года № 270-п «Об утверждении инструкции по делопроизводству администрации Приморского района Санкт-Петербурга», который размещен на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» и на основании ч.3 ст. 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Администрацией отказано в предоставлении запрашиваемого документа (л.д. 9).
Как установлено судом, обращение Иванникова В.В. рассмотрено заместителем главы администрации и заявителю дан ответ 22.01.2019 г., то есть в установленный законом срок.
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, являются открытость и доступность информации, достоверность информации и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 8-ФЗ одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ основным требованием при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Данные положения касаются принятия уполномоченным органом решения в пределах усмотрения и компетенции данного органа и не распространяются на вопросы, затрагивающие права и законные интересы заявителя.
Приказом администрации Приморского района Санкт-Петербурга № 270-п от 20.12.2018 года утверждена Инструкция по делопроизводству администрации Приморского района Санкт-Петербурга. В связи с чем, приказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 07.04.2015 года № 51-п утратил силу.
Таким образом, на дату поступления обращения Иванникова В.В. – 27.12.2018 года, в администрацию Приморского района Санкт-Петербурга действующей, и, следовательно, отвечающей принципу достоверности о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, являлась Инструкция по делопроизводству администрации Приморского района Санкт-Петербурга, утвержденная приказом администрации Приморского района Санкт-Петербурга № 270-п от 20.12.2018 года. Указанная Инструкция размещена на официальном сайте Администрации в сети «Интернет», о чем было указано в оспариваемом ответе, с указанием адреса размещения Инструкции.
Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, регламентирующих порядок реализации конституционного права гражданина на получение информации, можно сделать вывод, что, несмотря на отсутствие у гражданина обязанности подтверждать необходимость получения информации, та информация, за получением которой он обращается в органы государственной власти или органы местного самоуправления, должна каким-либо образом затрагивать его права и свободы. Иванников В.В., обратившись в суд с вышеуказанным заявлением, не указал никаких оснований, свидетельствующих о том, что запрашиваемая информация затрагивает или может затрагивать непосредственно его права и свободы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обращение Иванникова В.В. было рассмотрено компетентным органом по существу в установленный законом срок, по результатам его рассмотрения дан ответ, соответствующий требованиям действующего законодательства, не нарушающий прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, запрошенная административным истцом информация – приказ администрации Приморского района Санкт-Петербурга от 07.04.2015 года № 51-п, которым утверждена инструкция по делопроизводству администрации Приморского района Санкт-Петербурга - применительно к положениям Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информацией о деятельности государственных органов, администрации Приморского района Санкт-Петербурга, не является, поскольку связана непосредственно не с осуществлением Администрацией государственных полномочий, а с организационно-техническими аспектами осуществления в Администрации делопроизводства.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
Поскольку в удовлетворении основных требований административному истцу отказано, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании в пользу административного истца судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.04.2019 ░.