Строка 127г; госпошлина 0 руб.
Судья Горишевская Е.А. 26 сентября 2019 г.
Докладчик Мананникова Т.А. | Дело № 33-5334/2019 | г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Бабын Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика – администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 мая 2019 г., которым постановлено:
«исковые требования Дьячковой М.А., Дьячкова М.А. к администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании возмещения денежных средств за изъятое для муниципальных нужд жилое помещение удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств казны муниципального образования «Северодвинск» в пользу Дьячковой М.А. возмещение в связи с изъятием путем выкупа принадлежащей ей ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ***** области в размере 1 292 852 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 21 129 руб., расходы по проведению досудебной оценки имущества в сумме 6 000 руб., всего взыскать 1 319 981 (один миллион триста девятнадцать тысяч девятьсот восемьдесят один) руб.
Взыскать с администрации муниципального образования «Северодвинск» за счет средств казны муниципального образования «Северодвинск» в пользу Дьячкова М.А. возмещение в связи с изъятием путем выкупа принадлежащей ему ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ***** в размере 1 292 852 руб. (один миллион двести девяносто две тысячи восемьсот пятьдесят два) руб.
Изъять у Дьячковой М.А., Дьячкова М.А. по ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ***** в пользу администрации муниципального образования «Северодвинск» и прекратить право собственности Дьячковой М.А., Дьячкова М.А. на ? доли у каждого в праве общей долевой собственности на квартиру № ***** после выплаты администрацией муниципального образования «Северодвинск» в их пользу выкупной цены указанного жилого помещения в размере по 1 292 852 руб. каждому.
Взыскать с администрации муниципального образования «Северодвинск» в пользу индивидуального предпринимателя Поляковой М.Е. расходы по проведению экспертизы в сумме 10 000 (десять тысяч) руб.».
Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия
установила:
Дьячкова М.А., Дьячков М.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Северодвинск» (далее – МО «Северодвинск») о понуждении к выплате денежных средств за изъятое для муниципальных нужд жилое помещение.
В обоснование требования сослались на то, что им принадлежит по 1/2 доли в праве общей собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: *****, на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в общую долевую собственность от 11 февраля 2010 г. № 64381. Распоряжением заместителя главы Администрации по городскому хозяйству от 21 декабря 2015 г. № 83-рг вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. На основании распоряжения первого заместителя главы МО «Северодвинск» от 12 мая 2017 г. № 1448-риз земельный участок подлежит изъятию для муниципальных нужд путем предоставления возмещения за жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме № *****. До настоящего времени выкупная цена ответчиком не определена. С учетом уточнения заявленного требования попросили взыскать с Администрации Северодвинска выкупную стоимость подлежащего изъятию жилого помещения в размере по 1 292 854 руб. 50 коп. каждому.
Ответчик с требованиями не согласился. Указал, что принадлежащее истцам жилое помещение включено в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. №153-пп, в рамках исполнения которой Администрация МО «Северодвинск» должна провести мероприятия по его оценке и подготовке соответствующего соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик – администрация МО «Северодвинск», в поданной апелляционной жалобе попросил решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы администрация МО «Северодвинск» указала на то, что судом не учтено, что с 01 апреля 2019 г. утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» и дом № ***** включен в данную программу. Планируемая дата окончания переселения указанного многоквартирного дома – 01 августа 2025 г.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со ст.ст.327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Дьячковой М.А. и Дьячкову М.А. на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность от 11 февраля 2010 г. № 64381 принадлежит в равных долях жилое помещение, расположенное по адресу: *****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
На основании заключения межведомственной комиссии от 19 ноября 2015 г. № 26 многоквартирный жилой дом № ***** признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением первого заместителя главы Администрации от 12 мая 2017 г. № 1448-риз принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка путем предоставления возмещения за жилые помещения, находящиеся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *****.
Обратившись в досудебном порядке в экспертное учреждение, истцы провели оценку принадлежащего им объекта недвижимости. Из отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного ООО «Респект» 24 декабря 2018 г., следует, что стоимость объекта недвижимости составляет 2 672 050 руб.
Судом по ходатайству ответчика, не согласившегося с проведенной истцами оценкой, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено индивидуальному предпринимателю Поляковой М.Е.
Заключением эксперта от 27 апреля 2019 г. № 27/04/19 выкупная стоимость жилого помещения по адресу: ***** с учетом доли в праве общей долевой собственности на имущество в доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, на дату проведения оценки составила 2 585 704 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив доказательства по делу, в том числе заключение эксперта, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению и взыскал с ответчика в пользу истцов вышеуказанную сумму.
Судебная коллегия с выводом суда об удовлетворении заявленного истцом требования согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч. 6 названной статьи).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь вышеприведенными положения закона, суд первой инстанции не учел, что для применения положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей порядок изъятия земельного участка под многоквартирным жилым домом и выкупа жилых помещений в нем, необходимо соблюдение соответствующей процедуры.
До настоящего времени ответчиком такая процедура не выполнена (решение об изъятии принадлежащего истцам жилого помещения не принималось, выкупная стоимость жилого помещения не определялась, соглашение об изъятии недвижимости не заключалось), возможность ее соблюдения не утрачена. Основания считать, что ответчик длительное время уклоняется от решения вопроса о выкупе жилого помещения истцов, притом, что требований о понуждении к совершению действий, предусмотренных ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцами не заявлено, отсутствуют.
Кроме того, суд не принял во внимание, что многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение включен в адресную Программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 г. № 153-пп, основной задачей которой является, в том числе предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности они находятся, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Финансирование мероприятий Программы, реализуемых с финансовой поддержкой Фонда, осуществляется из всех источников в соответствии с Порядком движения денежных средств, направляемых государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на долевое финансирование региональных адресных программ, утвержденных решением правления Фонда от 5 марта 2014 г.
Реализация мероприятий адресной Программы предусматривает применение комплекса экономических, организационных и нормативно-правовых мер (раздел VI Программы).
Программа реализуется посредством выделения субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 4 абз. 4 раздела VI Программы).
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на получение возмещения за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственниками им предоставляются другие жилые помещения.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы (в части переселения граждан) не позднее 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа, а этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее 1 сентября 2025 г.
Органу местного самоуправления на подготовительном этапе до начала реализации соответствующего этапа Программы рекомендуется проводить работу по информированию граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 г., об условиях и сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.
Окончание срока переселения дома ***** согласно адресной Программе – 1 августа 2025 г. (этап 2024 года).
Поскольку на момент разрешения настоящего спора мероприятия, предусмотренные адресной Программой в отношении указанного многоквартирного дома, не завершены, решение о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа Программы Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства не принято, взыскание выкупной стоимости за принадлежащее истцам жилое помещение является преждевременным.
Оснований осуществить истцам взыскание возмещения за жилое помещение ранее срока, установленного адресной Программой, и без соблюдения установленной законом процедуры не имеется.
Кроме того, как следует из апелляционной жалобы ответчика заявлением Дьячковой М.А. от 06 февраля 2019 г. выбран способ переселения путем получения иного жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцам в иске.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Расходы по проведению судебной экспертизы составили 10 000 руб., подлежат взысканию с истцов.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27 мая 2019 г. отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Дьячковой М.А., Дьячкова М.А. к администрации муниципального образования «Северодвинск» о взыскании возмещения за изъятое для муниципальных нужд жилое помещение оставить без удовлетворения.
Взыскать в равных долях с Дьячковой М.А., Дьячкова М.А. в пользу индивидуального предпринимателя Поляковой М.Е. расходы по проведению экспертизы в сумме 10 000 (десять тысяч) руб.
Председательствующий И.В. Гаркавенко
Судьи Т.А. Мананникова
Н.В. Романова