Дело № 2а-998/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п.Зубово-Поляна 09 сентября 2020 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Ибрагимовой Р.Р.,
при секретаре Шичкиной Е.И.,
с участием:
административного истца Лещёва М.А.,
административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия,
его представителя Ерцкиной О.А., действующей на основании доверенности,
административного ответчика – начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Трофимова В.П.,
административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия,
их представителей Устинова В.Л., действующего по доверенности,
заинтересованного лица – Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лещёва М.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Трофимову В.П., Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Лещёв М.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указывает, что в период с декабря 2015 по декабрь 2019 отбывал наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН РФ по Республике Мордовия. В указанный период отбытия им наказания административный ответчик и его должностные лица (ИК) проявили бездействие, выразившееся в необеспечении в его отношении минимальных норм материально-бытового обеспечения, обеспечения жилищно-бытовых, санитарных условий содержания, осужденного к лишению свободы, уклонялись от обязанностей, возложенных на них в установленном законом порядке. Административный истец испытывал нравственные страдания из-за: содержания в условиях «перелимита» и в одном отряде с лицами, ранее отбывавшими наказание, а также имеющими инфекционные заболевания, неоказания должной медицинской помощи, в том числе ввиду отсутствия узких специалистов, неудовлетворительного состояния отопительной системы, что приводило к переохлаждению организма, отсутствия горячей воды и постоянного присутствия неприятного запаха в санитарных помещениях, неприспособленности помещений промышленной зоны, где находились рабочие места, пользованию осужденными, неисправности системы вентиляции воздуха в жилых помещениях и на производственных объектах, несоответствия распорядка дня имеющимся условиям отбывания наказания, нехватки времени на посещение туалета, а также нехватки туалетных принадлежностей, отсутствия стиральных машин в отрядах, нарушения срока отправления и получения корреспонденции, нарушения требований пожарной безопасности, норм трудового законодательства в части оплаты труда, использования труда осужденных, необеспечения по нормам форменной одеждой, ограничения времени общения по телефону, неприемлемого качества еды в столовой и нарушения санитарных норм при ее приготовлении, некачественного состояния питьевой воды, отсутствия мест для курения, что повлекло негативное влияние табачного дыма для его организма, как некурящего человека, несоразмерного наложения дисциплинарных взысканий за мелкие нарушения порядка отбывания наказания, не проведения обучения и инструктажа по технике безопасности на производственных объектах.
Вышеуказанные условия содержания нарушают его права, гарантированные ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, а также право на охрану достоинства личности от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего обращения, или наказания, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации, а также установленные ЕСПЧ стандарты условий содержания.
В связи с допущенными вышеуказанными нарушениями, 10.02.2020 им была подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Жалоба была принята, ей присвоен №, но решение по существу дела пока не вынесено. Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», закрепивший порядок подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, с учетом перенесенных глубоких страданий на протяжении длительного времени в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, просит суд:
- признать действия (бездействия) ФКУ ИК№ УФСИН РФ по Республике Мордовия, выразившиеся в нарушении условий содержания административного истца в период с декабря 2015 по декабрь 2019 незаконными;
- взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России в его пользу компенсацию за нарушение установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН РФ по Республике Мордовия в размере 1 500 000 руб., перечислив денежные средства на банковский счет административного истца.
Административный истец Лещёв М.А. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть административное дело в его отсутствие, настаивает на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Ерцкина О.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на административный иск, просила суд применить срок исковой давности.
Административный ответчик – начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Трофимов В.П. в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика – Федеральной службы исполнения наказаний России и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Устинов В.Л. в судебном заседании административные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, просил суд применить срок исковой давности, предусмотренный ст.219 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
На основании ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с положениями статьи 12.1. УИК РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ).
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (п. 3 ст. 12.1. УИК РФ).
Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Лещев М.А., __.__.____ года рождения, осужден приговором Октябрьского районного суда г.Новоросийска Краснодарского края от 18.09.2015.
В период с 15.01.2016 по 11.12.2019 отбывал наказание по в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия (с 28.01.2016 по 23.02.2016 в отряде №; с 24.02.2016 по 06.11.2017 – в отряде №; с 07.11.2017 по 23.11.2017 – в отряде №; с 24.11.2017 – в отряде №).
Освобожден из мест лишения свободы 11.12.2019 на основании апелляционного постановления судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Мордовия на неотбытый срок 1 год.
Из исследованных в судебном заседании письменных доказательств установлено следующее.
Общежития отрядов ФКУ ИК-№ УФСИН РФ по РМ располагаются в одно и двухэтажных кирпичных зданиях, санитарное состояние отрядов удовлетворительное. Освещение естественное и искусственное, вентиляция естественная, отопление центральное от автономной котельной, температурный режим и режим проветривания соблюдаются. Параметры микроклимата в помещениях отрядов соответствуют гигиеническим требованиям. В умывальных комнатах отрядов установлены раковины с подводкой холодного водоснабжения, горячее водоснабжение за счет электроводонагревателей. В отрядах имеются внутренние туалеты, а также надворные туалеты, отапливаемые в холодный период времени года, приватность соблюдается. Водопроводная и канализационная системы функционируют, санитарно-техническое оборудование в рабочем состоянии. Помывка осужденных производится в бане, в соответствии с графиком, утвержденным начальником колонии. В отрядах имеются душевые, доступ в которые не запрещен, санитарное состояние бани удовлетворительное. Гигиенические наборы выдаются ежемесячно согласно нормам положенности.
Питание осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормах питания материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время», Приказа Минюста России от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время», Приказа ФСИН России от 02.09.2016 №696 «Об утверждении Порядка в организации питания осужденных, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Качество питьевой воды по физико-химическим и микробиологическим показателям соответствует гигиеническим нормативам.
Приготовленная пища в обязательном порядке проверяется на качество работниками медицинской части. Результаты лабораторных исследований приготовленных блюд по микробиологическим, физико-химическим показателям соответствуют гигиеническим нормативам. После каждого приема пищи столовая посуда моется и обеззараживается в посудомоечной машине в соответствии с требованиями санитарного законодательства РФ. В столовой для осужденных имеются умывальники для соблюдения личной гигиены осужденных. Трехразовое питание осуществляется поотрядно в соответствии с графиком, утвержденным начальником исправительного учреждения.
Смена и стирка постельного белья осуществляется в прачечной не реже одного раза в неделю, постельные принадлежности регулярно подвергаются дезинфекции.
Санитарное состояние цехов промышленной зоны удовлетворительное, температурный режим и режим проветривания соблюдаются.
В соответствии со ст.ст.5, 14, 17 Федерального закона №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30.05.1995, ВИЧ-инфицированные граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, они не изолируются и содержатся на общих основаниях.
Согласно ч.2 ст.80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся в ФКУ ИК-№ отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, в том числе на производственной зоне.
Обыскные мероприятия в исправительном учреждении производятся в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 20.03.2015 №64-дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования. Пыток, угроз, унижений в отношении осужденных со стороны администрации исправительного учреждения не допускается.
В каждом локальном участке жилой и производственной зон оборудованы места для курения, курение в иных местах запрещено.
Как указывалось выше, административный истец отбывая наказание, содержался в отряде №№,№ и №.
В общежитии отряда № жилая площадь составляет 260,8 кв.м.. Численность осужденных не превышала 130 человек, лимит наполнения 130 человек, средняя площадь на одного осужденного - не менее 2 кв.м., что соответствует предъявляемым требованиям.
В общежитии отряда № жилая площадь составляет 175 кв.м.. Численность осужденных не превышала 87 человек, лимит наполнения 87 человек (средняя площадь на одного осужденного – не менее 2 кв.м.).
В общежитии отряда № жилая площадь составляет 200,25 кв.м.. Численность осужденных не превышала 100 человек, лимит наполнения 100 человек (средняя площадь на одного осужденного – не менее 2 кв.м.).
В общежитиях для содержания осужденных ИК-№ дневное и дежурное освещение соответствует требованиями СанПин 2.2.1/2.1.12585-10, СП 52.13330.2011 Свод правил естественное и искусственное освещение, СП 15-01 Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста РФ. Микроклимат в помещениях соответствует нормативным требованиям ГОСТ 30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Параметры микроклимата в помещениях», СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы» от 31.01.2020 №25.
Оплата труда осужденных, работающих на сдельных работах, производится в зависимости от выполнения норм выработки. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших норму выработки, составляет не ниже минимального размера оплаты труда, начисление заработной платы осужденным производится на основании нарядов выполненных работ и табелей учета рабочего времени.
Административный истец был обеспечен вещевым довольствием по сезону в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», а также обеспечивался мужским гигиеническим набором и хозяйственным мылом в соответствии с нормами положенности.
В соответствии с положениями приказа ФСИН России от 27.06.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» наличие стиральных машин и кондиционеров воздуха не предусмотрено.
Указанные обстоятельства установлены судом на основании доказательств, представленных в материалы дела, которые согласуются между собой и не вызывают сомнений у суда. Доводы административного истца, напротив, материалами дела не подтверждаются.
Таким образом, доводы иска о том, что условия содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия являются бесчеловечными, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.
Лещёв М.А. ссылается на факт совместного пребывания впервые осужденных и лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 УИК РФ, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.
Доказательств того, что административный истец обращался к представителям администрации колонии с требованием о проверке соблюдения ст. 80 УИК РФ по поводу содержания в камере лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, переводе его в другой отряд суду не представлено.
В соответствии с ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Часть 2 ст. 101 УИК РФ гласит, что для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, предусмотрены лечебные исправительные учреждения. Законодатель в ч. 5 ст. 80 УИК РФ данную норму установил для содержания осужденных больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией в специализированных учреждениях.
Доказательств того, что осужденные болели открытой формой туберкулеза суду не представлено.
Доводы о систематическом нарушении сотрудниками исправительного учреждения прав и свобод осужденных являются голословными и ничем объективно не подтверждены. Кроме того, административный истец не обращался ни в надзорные органы, ни к начальнику исправительного учреждения с требованиями о проверке условий содержания осужденных и жалобами на действия сотрудников, унижающих честь и достоинство.
Медицинская помощь осужденным оказывается в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 28.12.2017 №285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
В период отбывания наказания Лещёв М.А. наблюдался в филиале «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-№ ФСИН России, получал необходимое лечение, согласно назначениям медицинских работников, в том числе профилактическое лечение, лечебное питание. Показаний для оформления листка нетрудоспособности у осужденного Лещёва М.А. не имелось.
Таким образом, довод истца о некачественном и несвоевременном оказании медицинской помощи в судебном заседании не нашел своего подтверждения.
Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.
В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 480-О-О).
Таким образом, в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.
Условия отбывания наказания административным истцом суд не признает как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку они не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.
Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении.
При этом доказательств обращения истца в период его содержания в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в колонии, в том числе в части непригодных к употреблению продуктов питания, на некачественное медицинское обслуживание, негативное отношение к нему со стороны администрации учреждения истцом в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Частью 1 статьи 94 КАС РФ определено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Как следует из административного иска, Лещёв М.А. оспаривает действия (бездействие) административных ответчиков, выразившиеся в нарушении условий его содержания в период с декабря 2015 по декабрь 2019 г.
Статьей 227.1 КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением указанной категории, в связи с чем, данные сроки подлежат исчислению по общим правилам главы 22 КАС РФ и составляют три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Исключение по вопросу исчисления данного срока содержится в части 2 ст. 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которой в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Кроме того, согласно разъяснениям п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административный иск может быть подан в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Данные разъяснения согласуются с введенной Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. №451-ФЗ частью 1.1 ст. 219 КАС РФ, согласно которой если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
С настоящим административным иском Лещёв М.А. обратился в суд 13.07.2020 (направив его почтой), то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
При этом суд не принимает во внимание ссылку административного истца на подачу жалобы в Европейский суд по правам человека 10.02.2020, поскольку как следует из приложенного к иску сопроводительного письма Секретариата Европейского Суда по правам человека от 03.04.2020, оно адресовано Наумову Д.В.. Предложение административному истцу представить в суд надлежащие сведения, оставлены последним без внимания.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Уважительных причин пропуска срока обращения в суд с указанным административным иском Лещевым М.А. не представлено и судом не установлено. Нахождение последнего в местах лишения свободы никоим образом не лишало его возможности своевременно обратиться в суд, в том числе Европейский суд по правам человека, с жалобой либо названным административным иском, иском о компенсации морального вреда и т.д.
Согласно п. 7 ст. 6 и ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд Лещевым М.А. не представлено, срок на обращение пропущен им значительно, исходя из приведенных норм прав, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока обращения в суд.
Руководствуясь статьями 176-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Лещёва М.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» Трофимову В.П., Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского районного
суда Республики Мордовия Р.Р.Ибрагимова
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2020.
Судья Р.Р.Ибрагимова