№2-73/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2017 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:
председательствующего, судьи - Уржумовой Н.В.,
при секретаре – Макарчук В.Д.,
с участием помощника
Крымского транспортного прокурора
Южной транспортной прокуратуры –
Андрущенко В.А.,
представителя ответчика Крымской таможни ФТС России – Гончарук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе гражданское дело по иску Крымского транспортного прокурора к Шереметьевской таможни ФТС России, Крымской таможне ФТС России, Воронцову Александру Петровичу о признании незаконными и отмене решений о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным приказа о предоставлении единовременной социальной выплаты, понуждении исключить из списка лиц поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты, понуждении вернуть денежные средства в бюджет, -
у с т а н о в и л:
Крымский транспортный прокурор обратился в суд с иском (уточненным в процессе производства по делу в ред. от 09.11.2016 года) к Шереметьевской таможне ФТС России, Крымской таможне ФТС России, Воронцову Александру Петровичу с требованиями: о признании незаконным и отмене решения №3 от 23.12.2013 года Комиссии по рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам Шереметьевской таможни и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, в части постановки Воронцова А.П. с 08.12.2013 года на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения; о признании незаконным и отмене решения Крымской таможни ФТС России от 11.06.2015 года о постановке Воронцова А.П. на основании п. 8 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» исходя из даты его принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, т.е. с 08.12.2013 года; признании незаконным приказа начальника Крымской таможни от 21.12.2015 года №210-п «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Воронцову А.П.» в размере <данные изъяты> руб.; понуждении Шереметьевскую таможню исключить Воронцова А.П. из списка лиц поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
понуждении Крымскую таможню исключить Воронцова А.П. из списка лиц поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; понуждении Воронцова А.П. вернуть в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере <данные изъяты>. (л.д.1-7, 203-204).
Требования мотивированы тем, что Воронцов А.П. проходил службу в органах ФТС. С 08.12.2013 года поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. 28.10.2011 года Воронцовым А.П. совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, выразившиеся в отчуждении им жилого дома в Калининградской области площадью 246,1 кв.м. Супругой Воронцова А.П. – Воронцовой Н.А. так же совершено отчуждение недвижимого имущества 04.09.2012 года, 14.04.2011 года, 13.04.2010 года. Указанными действиями ответчик нарушил положения ст. 4 ФЗ №283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, Воронцов А.П. не подлежал постановке на учет в Шереметьевской таможне ФТС России в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в течение 5-ти лет со дня подачи заявления. В свою очередь указанные действия привели к незаконной постановке Воронцова А.П. на учет в крымской таможне ФТС России с последующей выплатой ему денежных средств в размере <данные изъяты> руб. Таким образом неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов причинен вред государству в виде необоснованной выплаты денежных средств, что послужило основанием для обращения прокуратуры в суд с настоящим иском в защиту интересов Российской Федерации (л.д.1-7).
Помощник Крымского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Андрущенко В.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на то, что истцом искусственно ухудшены жилищные условия, что послужило основанием для незаконной выплаты ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Представитель ответчика Крымской таможни ФТС России – Гончарук Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила принять во внимание письменные возражения на иск, суть которых сводится к тому, что Крымской таможней ФТС России не производилась постановка Воронцова А.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Воронцов А.П. первоначально поставлен на учет Шереметьевской таможней ФТС России с 08.12.2013 года, в Крымской таможне ответчик поставлен на учет в порядке перевода по службе, проверка наличия либо отсутствия оснований для постановки ответчика на учет не производилась. Таким образом, оснований для признания и отмены решения Крымской таможни ФТС России незаконным не имеется.
Представитель Шереметьевской таможни ФТС России Аксенов Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела Шереметьевская таможня ФТС России извещена надлежаще, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление прокурора, суть которого сводится к тому, что действия Воронцова А.П. по отчуждению жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности, не были совершены с намерением приобретения права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку имели место до принятия ФЗ №283 от 30.12.2012 года и вступления его в законную силу.
Воронцов А.П. в судебное заседание не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела без его участия и возражения на иск, суть которых сводится к тому, что в период отчуждения им и его женой жилых объектов недвижимости он не являлся государственным служащим, службу в таможенных органах не проходил. Это позволяет сделать вывод о том, что действия Воронцова А.П. не были направлены на ухудшение жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты.
Изучив доводы иска, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела №2-73/2017, обозрев учетные дела Воронцова А.П., представленные Шереметьевской таможней и Крымской таможней, полно всесторонне и объективно оценив доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Частями 1, 5 статьи 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Судебным разбирательством установлено, что Воронцов А.П. с 28.04.1992 по 10.03.2005 гг., и с 07.12.2011 по 30.09.2015 гг. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации, том числе с 07.12.2011 по 20.11.2014 гг. в должности заместителя начальника Шереметьевской таможни, с 21.11.2014 по 03.09.2015 гг. в должности начальника отдела тылового обеспечения Крымской таможни (л.д.63)
08.12.2013 года Воронцов А.П. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп. 1 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается протоколом №3 от 23.12.2013 года заседания комиссии (л.д.100-107)
Приказом ФТС России №3332-к от 14.11.2014 года Воронцов А.П. в порядке перевода назначен с 21.11.2014 года на должность начальника отдела тылового обеспечения Крымской таможни ФТС России с одновременным освобождением от должности заместителя начальника Шереметьевской таможни (л.д.29)
Как следует из учетного дела Воронцова А.П., заведенного в Шереметьевской таможне, в связи с переводом по службе, 03.03.2014 года ответчик снят с учета Шереметьевской таможни для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
08.06.2015 года Воронцов А.П. обратился в Крымскую таможню с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, исходя из даты его принятия на такой учет по предыдущему месту работы, т.е. с 08.12.2013 года.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Крымской таможни и членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 11.06.2015 года Воронцов А.П. на основании п. 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты поставлен на учет исходя из даты его принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, т.е. с 08.12.2013 года (л.д.20-21)
Приказом начальника Крымской таможни от 21.12.2015 года №210-п Воронцову А.П. предоставлена единовременная социальная выплата в размере <данные изъяты> руб. (л.д.71-72), выплата которой осуществлена на банковские реквизиты Воронцова А.П., что подтверждается платежным поручением №<данные изъяты> (л.д.73)
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу в ходе рассмотрения дела, подтверждены участниками процесса в судебном заседании.
Единовременная социальная выплата выплачена Воронцову А.П. согласно пп. 1 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.11.2015 года, Воронцовым А.П. и его супругой Воронцовой Н.А. совершены действия по отчуждению принадлежащей им недвижимости. Так, 28.10.2011 года Воронцовым А.П. совершено отчуждение жилого дома в Калининградской области площадью 246,1 кв.м., принадлежавшего ему на праве собственности. Супругой Воронцова А.П. – Воронцовой Н.А. так же совершено отчуждение недвижимого имущества 04.09.2012 года, 14.04.2011 года, 13.04.2010 года, принадлежавших ей на праве собственности (л.д.57-60)
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, основанием для заявления прокурором настоящего иска, является искусственное ухудшение Воронцовым А.П. жилищных условий, как следствие незаконное получение им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере <данные изъяты> руб.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, по смыслу приведенной нормы, не является исчерпывающим.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ст. 123 ч. 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению, с учетом заявленных исковых требований прокурором, возражений ответчиков и подлежащих применению норм материального права является выяснение того, были ли действия Воронцова А.П. и его супруги Воронцовой Н.А. по отчуждению принадлежащих им на праве собственности объектов жилой недвижимости, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли Воронцов А.П. в результате этих действий статус лица имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы Воронцова А.П. о том, что отчуждение жилого дома в Калининградской области площадью 246,1 кв.м. нельзя расценивать как намеренные, поскольку отчуждение совершено 28.10.2011 года, а возможность постановки на учет сотрудников Федеральной таможенной службы впервые предусмотрена ФЗ №283-ФЗ от 30.12.2012 года, который вступил в силу с 01.01.2013 года, суд находит несостоятельными.
Так, согласно определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 года N 2488-О и от 24 марта 2015 года N 692-О, принятая в порядке реализации указанных конституционных положений часть 8 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, - такие служащие принимаются на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Данное требование, основанное на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, распространяется на соответствующую категорию государственных служащих независимо от времени отчуждения ими жилого помещения. Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, с учетом разъяснений Конституционного суда РФ, изложенных в вышеуказанном определении, время отчуждения объекта недвижимости, ставится в прямую зависимость, как условие постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, несмотря на отсутствие у лица намерения ухудшить свои жилищные условия.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что у Шереметьевской таможни ФТС России отсутствовали основания для постановки Воронцова А.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ранее истечения 5-ти летнего срока, установленного частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Суд полагает необоснованными доводы представителей Шереметьевской и Крымской таможен, изложенные в письменных возражениях на иск, а также Воронцова А.В. о том, что
При таких обстоятельствах, решение №3 от 23.12.2013 года Комиссии по рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам Шереметьевской таможни и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, в части постановки Воронцова А.П. с 08.12.2013 года на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения является незаконным и подлежит отмене.
Поскольку соответствующая комиссия Крымской таможни ФТС России на основании п. 8 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» не должна была рассматривать вопрос о постановке либо отказе в постановке Воронцова А.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако в силу того, что решение Крымской таможни ФТС России от 11.06.2015 года о постановке Воронцова А.П. на учет принято на основании незаконного решения Шереметьевской таможни №3 от 23.12.2013 года, суд считает необходимым признать незаконным и отменить решение Крымской таможни ФТС России от 11.06.2015 года о постановке Воронцова А.П. на учет.
Подлежат удовлетворению и требования прокурора о признании незаконным приказа начальника Крымской таможни от 21.12.2015 года №210-п «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Воронцову А.П.» в размере <данные изъяты> руб., как принятого во исполнение незаконного решения комиссии Шереметьевской таможни ФТС о постановке Воронцова А.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Поскольку требования о понуждении Воронцова А.П. вернуть в бюджет денежные средства в размере <данные изъяты> руб. вытекают из первоначальных, связаны с незаконной постановкой ответчика на учет и незаконной выплатой денежных средств, суд приходит к выводу о необходимости их удовлетворения.
Вместе с тем, требования прокурора о понуждении Шереметьевской таможни и Крымской таможни исключить Воронцова А.П. из списка лиц поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не подлежит удовлетворению, поскольку, согласно сведениям, содержащимся в учетных делах Воронцова А.П. представленными суду, в настоящее время Воронцов А.П. снят с учетов: в Шереметьевской таможне – в связи с увольнением, в Крымской таможне – в связи с произведенной единовременной выплатой.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Крымского транспортного прокурора.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании статей изложенного и руководствуясь статьями 11, 12, 55, 56, 98, 194, - 195, 197- 198, 211, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, –
р е ш и л:
Исковые требования Крымского транспортного прокурора – удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение №3 от 23.12.2013 года Комиссии по рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам Шереметьевской таможни и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, в части постановки Воронцова Александра Петровича с 08.12.2013 года на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
Признать незаконным и отменить решение Крымской таможни ФТС России от 11.06.2015 года о постановке Воронцова Александра Петровича на основании п. 8 «Правил предоставления единовременной социальной выплаты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения» исходя из даты его принятия на такой учет по предыдущему месту прохождения службы, т.е. с 08.12.2013 года.
Признать незаконным приказ начальника Крымской таможни от 21.12.2015 года №210-п «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Воронцову А.П.» в размере <данные изъяты> руб.
Обязать Воронцова Александра Петровича (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>) вернуть в бюджет Российской Федерации денежные средства в размере <данные изъяты> руб. 00 коп.
Крымскому транспортному прокурору в удовлетворении требований о понуждении Шереметьевской таможни и Крымской таможни исключить Воронцова А.П. из списка лиц поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд г. Симферополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 мая 2017 года.
Судья Н.В.Уржумова