Решение по делу № 2-685/2013 ~ М-585/2013 от 10.06.2013

Дело № 2 – 685 / 2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2013 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,

с участием представителя Администрации <адрес> ФИО3,

представителя взыскателя ФИО4,

при секретаре Дёминой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Администрации <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора и освобождении от взыскания исполнительского сбора;

УСТАНОВИЛ:

Администрация <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным, отмене постановления, освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Заявление Администрация <адрес> мотивировала следующим: ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации <адрес> в размере <данные изъяты> рублей. С данным постановлением администрация <адрес> не согласна полном объеме, считает его незаконным и подлежащим отмене. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленного ФИО1 к исполнению заинтересованному лицу судебному приставу – исполнителю ФИО2 отдела судебных приставов по <адрес> УФССП по <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств, выделенных Правительством <адрес> из бюджета на эти цели, в отношении заявителя с 5-дневным сроком добровольного исполнения требований. На указанное постановление судебному приставу – исполнителю было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх. о том, что в <адрес> отсутствует жилой фонд, денежные средства, поступившие из краевого бюджета, предусмотренные на эти цели, будут использованы на исполнение судебных решений. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям – сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке установленной очередности, а также могут быть использованы на исполнение судебных решений. Кроме того, постановление о взыскании исполнительского сбора не может быть обращено к взысканию с администрации <адрес>, так как администрация <адрес> не является распорядителем средств федерального бюджета либо бюджета субъекта, предусмотренные на дополнительные по обеспечению жилой площадью детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку для приобретения жилых помещений детям – сиротам необходимо провести процедуру торгов согласно действующего законодательства, объявить открытые аукционы в электронной форме на приобретение жилья для детей – сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, в отношении которого приняты решения суда о предоставлении жилого помещения. Процедура торгов занимает определенные сроки, что не позволяет исполнить решение суда в установленный судебным приставом – исполнителем в 5-дневный срок. Таким образом администрация <адрес> не могла исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения ФИО1 по независящим от администрации муниципального района обстоятельствам, о чем судебному приставу – исполнителю было сообщено. Исполнительный документ должником администрацией <адрес> в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен по уважительным причинам. Администрация <адрес> просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с администрации <адрес> в размере <данные изъяты> рублей отменить как незаконное, освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.

Представитель заявителя администрации <адрес> ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала, просит постановление судебного пристава отменить, освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора. Просит учесть разъяснения, что с учетом судебной практики при приобретении жилых помещений не требуется применение закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о намерениях с ООО «<данные изъяты>» о приобретении квартир для детей – сирот. Жилых помещений в администрации не имеется.

Представитель Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие судебного пристава – исполнителя и представителя управления. (л.д. 19)

В письменном отзыве по заявлению представитель Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> указала, что с доводами заявления не согласен. Должником в порядке ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства в срок для добровольного исполнения не было представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, а также должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдения той степени заботливости и осмотрительности, как требовалась от него в целях надлежащего исполнения. В срок, представленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, должником не исполнены. Совокупность названных обстоятельств в силу прямого указания закона «Об исполнительном производстве» порождает обязанность судебного пристава вынести в отношении должника постановление о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, судебный пристав – исполнитель правомерно принял постановление о взыскании исполнительского сбора, действуя в пределах своих должностных полномочий и обязанностей. Исполнительский сбор в соответствии со ст. 115 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является штрафной санкцией за неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок. Судебный пристав исполнитель обеспечил должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Наличие обстоятельств непреодолимой силы доказывается должником. Должником не доказано наличие непреодолимой силы, не было представлено документов, доказательств, подтверждающих уважительность причин не исполнения требований исполнительного документа. Заявителем не указаны нормы закона, нарушенные судебным приставом – исполнителем при вынесении оспариваемого постановления, не предъявлены доказательства нарушения его прав и законных интересов.

Взыскатель ФИО1 в судебное заседание не явился по состоянию здоровья, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель взыскателя ФИО4 пояснила, что представляет интересы ФИО1, который является инвалидом. В апреле 2013 года представила исполнительный лист в службу судебных приставов для принудительного исполнения. Взыскатель нуждается в жилом помещении, при предоставлении необходимо учесть его состояние здоровья. Жилое помещение не предоставили до настоящего времени, решение суда не исполнено.

Представитель прокуратуры <адрес> в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением <адрес> суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> удовлетворены, возложена обязанность на Администрацию <адрес> предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, находящееся в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. за счет средств, выделенных <адрес> из бюджета на эти цели. Решение вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> судом <адрес> выпущен исполнительный лист серии ВС в отношении должника Администрации <адрес>, в пользу взыскателя ФИО1, по предмету исполнения : предоставление администраций <адрес> жилого помещения ФИО1 на условиях договора социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ представитель взыскателя ФИО4 предоставила в Отдел судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> исполнительный лист для принудительного исполнения.

Постановлением судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении администрации <адрес> , должнику администрации <адрес> установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, с предупреждением, что в случае неисполнения и не предоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет производиться взыскание исполнительского сбора.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

На момент рассмотрения настоящего заявления решение не исполнено, жилое помещение взыскателю ФИО1 не предоставлено.

Согласно материалов исполнительного производства, ДД.ММ.ГГГГ должник администрация Чернушинского муниципального района сообщил об отсутствии возможности исполнить решение суда, указал, что жилыми помещения не располагает, ДД.ММ.ГГГГ в муниципальный район поступили денежные средства для исполнения судебных решений. Каких-либо доказательств : документов, не предоставлено.

ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации <адрес> вручено Требование судебного пристава об исполнении решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ должником администрацией <адрес> представлена информация по исполнению 28 решений. Доказательств уважительных причин неисполнения не предоставлено.

Постановлением судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ взыскан с должника администрации <адрес> исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей. Копия постановления вручена должнику ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 5)

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об исполнительном производстве», 1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. …8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. …11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. 12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 13. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

Согласно ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», 1. В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», 1. Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. 2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. 3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. …6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно разъяснения в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда <адрес>, Арбитражного суда <адрес> и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", с учетом особенностей публично - правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно материалов Исполнительного производства, исполнительное производство в отношении должника возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику, решение суда не исполнено, должнику направлено Требование судебного пристава – исполнителя, разъяснено о взыскании исполнительского сбора, предложено предоставить доказательства невозможности исполнения. Должник какие-либо доказательства судебному приставу не предоставил, ограничился направлением информации. При таких обстоятельствах вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора произведено судебным приставом – исполнителем в соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Суд учитывает, что должнику было дано разъяснение о наступлении ответственности за неисполнение решения суда, предоставлялось достаточное время для предоставления доказательств уважительности причин неисполнения, постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом – исполнителем по истечении полутора месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. До настоящего времени решение суда не исполнено.

В судебное заседание заявитель – должник администрация <адрес> предоставил копию информации в Министерство социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о потребности средств, необходимых для исполнения решений (л.д. 10), соглашение о намерениях о заключении договора купли-продажи квартир от ДД.ММ.ГГГГ на 19 квартир.

Из представленных доказательств следует, что должник администрация <адрес> в срок, установленный судебным приставом исполнителем для добровольного исполнения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никаких действий по исполнению решения суда не предпринимала, при этом указала о поступлении денежных средств для исполнения решения ДД.ММ.ГГГГ, доказательств, подтверждающих уважительность причин не исполнения, судебному приставу не предоставила, при наличии денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ требование судебного пристава от ДД.ММ.ГГГГ не исполнила.

С ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> располагала сведениями об отсутствии обязанности применять положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно, и действие Закона о размещении заказов не распространяется на заключение учреждением договора купли-продажи недвижимого имущества, должнику известна правая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу .

При этом решение суда в отношении взыскателя ФИО1 не было исполнено.

С учетом изложенного, доводы заявителя администрации <адрес> в части неисполнения решения суда по уважительным причинам суд не может признать состоятельными, приведенные обстоятельства нельзя отнести к чрезвычайным, объективно непредотвратимым обстоятельствам, другим непредвиденным, непреодолимым препятствиям, находящимся вне контроля должника, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению решения суда.

Доводы заявителя о финансировании и отсутствии жилых помещений не могут быть признаны основанием для освобождения должника администрации Чернушинского муниципального района от обязанности по исполнению решения суда, поскольку абзац второй части 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает использование органами местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий.

Администрация Чернушинского муниципального района выступает должником по исполнительному производству, по решению суда на администрацию возложена обязанность по предоставлению взыскателю жилого помещения.

Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является законным, обоснованным, не нарушающим прав и законных интересов заявителя, оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора, предусмотренных ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не установлено.

На основании изложенного, заявление Администрации <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству , и освобождении от взыскания исполнительского сбора, подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Администрации <адрес> о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству , и освобождении от взыскания исполнительского сбора, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.

Судья Е.Р. Низаева

2-685/2013 ~ М-585/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Чернушинского муниципального района (Бурдаков)
Другие
ОСП
Суд
Чернушинский районный суд Пермского края
Судья
Низаева Елена Рашитовна
Дело на странице суда
chernush--perm.sudrf.ru
10.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2013Передача материалов судье
11.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2013Предварительное судебное заседание
18.06.2013Судебное заседание
28.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее