ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2020 года по делу N 33-17744/19 (33-440/20)
Судья: Киселева О.О.
6 февраля 2020 года город Волгоград судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Ванюхина Н.Н.
судей: Колгановой В.М., Марчукова А.В.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-131/19 по иску Григоряна А. Ш. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии в части и включении в трудовой стаж периодов работы дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области на решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 6 ноября 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Григоряна А. Ш. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии в части, включении в трудовой стаж периодов работы дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично;
признать решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии от 21 сентября 2017 года № № <...>, измененное 29 декабря 2018 года незаконным в части не включения в стаж периодов работы дающих право на назначение страховой пенсии по старости с 16.03.1988 года по 31.12.1990 года (2 года 9 месяцев 15 дней) в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» и с 1.01.1991 года по 31.07.2001 года (10 лет 7 месяцев 1 день) в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республика Армения - всего 13 лет 4 месяца 16 дней;
обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области включить специальный страховой стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы истца с 16.03.1988 года по 31.12.1990 года (2 года 9 месяцев 15 дней) в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» и с 1.01.1991 года по 31.07.2001 года (10 лет 7 месяцев 1 день) в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республика Армения - всего 13 лет 4 месяца 16 дней;
признать решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии от 21 сентября 2017 года № 792758/17, измененное 29 декабря 2018 года незаконным в части не включения в страховой стаж периода с 19.11.1985 года по 24.11.1987 года (2 года 00 месяцев 6 дней) – служба в рядах Советской Армии;
обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области включить в страховой стаж период с 19.11.1985 года по 24.11.1987 года (2 года 00 месяцев 6 дней) – служба в рядах Советской Армии;
обязать государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области произвести перерасчет страхового стажа с учетом спорных периодов и назначить Григоряну Армену Шаликоевичу, 8 июля 1967 года рождения досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости, а именно с 21 сентября 2017 года, в остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области - Инякину М.В., поддержавшую доводы жалобы,
установила:
Григорян А.Ш. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области, в котором просил суд: признать решение об отказе в установлении пенсии от 29 декабря 2018 года № № <...> незаконным в части, включить в специальный стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы: с 16.03.1988 года по 31.12.1990 года, с 1.01.1991 года по 31.07.2001 года – в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республики Армения, включить в страховой стаж период службы в рядах Советской армии с 19.11.1985 года по 24.11.1987 года, обязать ответчика произвести перерасчет специального и страхового стажа с учетом указанных периодов и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с 21 сентября 2017 года.
В обоснование требований указав на то, что решением ответчика № 792758/17 от 21 декабря 2017 года, измененным 29 декабря 2018 года, в назначении досрочной пенсии ему было отказано. При этом, в специальный стаж не были включены периоды работы: с 16.03.1988 года по 31.12.1990 года, с 1.01.1991 года по 31.07.2001 года – в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республики Армения, в страховой стаж не включен период службы в Рядах Советской Армии с 19.11.1985 года по 24.11.1987 года. По его мнению, данное решение является незаконным.
22 октября 2019 года от представителя истца, поступило ходатайство об увеличении исковых требований, в котором просил суд: взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда в части удовлетворённых требований и просит его в указанной части отменить, и постановить новое решение об отказе удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушением судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
По смыслу указанной нормы решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21 сентября 2017 года Григорян А.Ш. обратился в ГУ-УПФ РФ в Нехаевском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика № 792758/17 от 21 декабря 2017 года, с изменениями от 29 декабря 2018 года, истцу было отказано в назначении досрочной пенсии.
Истец оспаривает не включение в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов работы с 16.03.1988 года по 31.12.1990 года в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» и с 1.01.1991 года по 31.07.2001 года – в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республики Армения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Григоряна А.Ш., принимая в качестве доказательств, подтверждающих стаж трудовой деятельности Григоряна А.Ш. на территории Республики Армения в спорные периоды времени, документы, а именно: справку № Г-1314, выданную 27 июля 2017 года Лорийским филиалом национального архива Армении, справку № Л-2986 от 8 октября 2019 года национального архива Армении, записи в трудовой книжке, исходил из того, что достоверность и подлинность представленных в суд справок, не вызывает у суда сомнений, справки подтверждающие аналогичную информацию, представлялись по запросу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области и находятся в пенсионном деле истца.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы истца, продолжительность его специального стажа на момент подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости достаточно для назначения досрочной пенсии при достижении возраста 50 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за её назначением. то есть с 21 сентября 2017 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Кыргызской Республикой, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно п 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют право на досрочное назначение страховой пенсии мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место после 1 января 1992 года, подлежит применению Список № 1 от 1991 года производств, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 подпунктом «а» пункта 3 «термическая обработка» раздела XI «Металлообработка» которого предусмотрены «термисты, постоянно занятые у печей на горячих работах» (позиция 1110300а-19100).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Армении) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж трудовой деятельности во вредных условиях труда), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В частности, в Республике Армения органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Министерство труда и социального обеспечения Республики Армения.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в государства компетентный орган - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В целях проверки достоверности представленных истцом сведений, Управлением Пенсионного фонда в Нехаевском районе Волгоградской области были направлены запросы в Республику Армения об истребовании сведений, подтверждающих стаж истца на соответствующих видах работ.
Компетентным органом Республики Армении ответчику были направлены архивные справки, выданные национальным архивом Армении, содержащие сведения о работе истца в должности термиста в горячем цеху. Вместе с тем, данные справки не могут являться допустимыми и достаточными доказательствами, поскольку уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование в силу вышеприведенных норм материального права должно подтверждаться исключительно компетентным органом Республики Армения, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность истца, однако Министерством труда и социального обеспечения Республики Армения за спорные периоды работы истца таких сведений представлено не было.
Изложенные обстоятельства и положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судом первой инстанции учтены не были. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие у Григоряна А.Ш. подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением трудовой деятельности во вредных условиях труда.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно включен в специальный стаж истца период его работы до 13 марта 1992 года, поскольку пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Данное соглашение вступило в силу со дня его подписания 13 марта 1992 года, поэтому до указанной даты не требовалось подтверждения стажа, на соответствующих видах работ.
В силу п.1 сч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о включении в страховой стаж периода службы истца в Советской Армии с 19 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года, поскольку согласно представленной суду выписки из военного билета № <...> Григоряна А.Ш., № <...> года рождения, удостоверенной нотариусом Урюпинского района Волгоградской области Барвенко М.И. следует, что месяц рождения «июля» исправлен на основании свидетельства о рождении серии № <...>.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что исправления в военный билет вносит военный комиссариат со ссылкой на п.30 Приказа Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года № 495, не состоятельны, т.к. суд дает оценку любым доказательствам, отвечающим требованиям их относимости и допустимости. Суд первой инстанции в порядке ч.5 ст.67 ГПК дав надлежащую правовую оценку вышеуказанной выписке обоснованно принял её в качестве письменного доказательства, исключающего противоречия в месяце рождения истца указанного в паспорте и военном билете.
Как следует из материалов дела, оспариваемые периоды работы истца, подлежащие включению в специальный стаж с 16 марта 1988 года по 31 декабря 1990 года (2 года 9 месяцев 15 дней) и с 1 января 1991 года по 13 марта 1992 года (1 год 2 месяца 12 дней) составляют 3 года 11 месяцев 27 дней.
Поскольку к моменту обращения истца к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по достижении возраста 50 лет, с учётом включения в специальный стаж оспариваемых периодов, у истца отсутствует требуемый специальный стаж 10 лет, право на досрочную страховую пенсию у Григоряна А.Ш. не возникло.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции существенно нарушены нормы материального права, оспариваемое решение подлежит отмене в части признания решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии от 21 сентября 2017 года № <...>, измененное 29 декабря 2018 года, незаконным в части не включения в стаж периода работы дающего право на назначение страховой пенсии по старости с 14.03.1992 года по 31.07.2001 года в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республика Армения; возложении обязанности на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области включить в специальный стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы истца с 14.03.1992 года по 31.07.2001 года в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республика Армения; возложении обязанности на государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области назначить Григоряну А.Ш. досрочную страховую пенсию по старости с 21 сентября 2017 года, с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных исковых требований Григоряна А.Ш.
Руководствуясь ст.ст.328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 6 ноября 2019 года – отменить в части признания решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии от 21 сентября 2017 года № <...>, измененное 29 декабря 2018 года, незаконным в части не включения в стаж периода работы, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, с 14.03.1992 года по 31.07.2001 года в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республика Армения; возложении обязанности на государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы истца с 14.03.1992 года по 31.07.2001 года в качестве термиста в инструментальном цеху Кироваканского завода «Автоматика» Республика Армения; возложении обязанности на государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области назначить Григоряну А. Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 21 сентября 2017 года, постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Григоряна А. Ш. – отказать.
В остальной части решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 6 ноября 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нехаевском районе Волгоградской области - оставить без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –