Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-11/2020 от 10.03.2020

Дело № 12-11/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Лахденпохья Республика Карелия 17 июня 2020 года

Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Назарова Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление № 1540/19л от 18 февраля 2020 года начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 1540/19л начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. (далее по тексту постановления должностное лицо) от 18.02.2020 Публичноео акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (далее по тексту постановления ПАО «МРСК Северо-Запада») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 57000 рублей.

ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит отменить решение должностного лица и прекратить производство по делу.

В обоснование указывают, что акт осмотра от 26.09.2019 № 51 и протокол об административном правонарушении от 08.11.2019 № 11, послужившие основанием для вынесения оспариваемого постановления, не содержат информацию о наличии события и состава правонарушения. Ссылаясь на положения ст. 16.1, ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России № 474, указали, что лесосечные работы на просеках ЛЭП осуществляются в том же порядке, что и любые лесосечные работы, а лесопользователь сохраняет право на устранение недостатков в течение 12 месяцев с даты начала задекларированного периода. Обществу вменено нарушение пунктов 19 и 35 Правил пожарной безопасности № 417. Данные нормы не содержат указания на сроки выполнения обязанности и являются общими по отношению к специальным нормам раздела III указанных Правил, а также Приказов Минприроды № 367, № 474 от 13.09.2016, Приказа Россельхоза № 223 от 10.06.2011, регламентирующих последовательность проведения лесосечных работ. Поскольку при проведение работ для создания условий безопасной эксплуатации ЛЭП объективно образуется древесина и порубочные остатки, в том числе в пожароопасный период, они к определенному законодателем сроку, указанному выше, должны быть убраны способами, предусмотренными разделом III Правил № 417. Работы по реконструкции ЛЭП в части расширения просеки выполнялись АО «Нордград» по договору от 20.11.2018, срок для направления уведомления о завершении работ по рубке 15 дней до завершения работ. Общество указало лесничеству о сроке завершения работ 01.10.2019. Однако до истечения данного срока лесничим Лахденпохского участкового лесничества единолично, без приложения фотоматериалов, был составлен Акт осмотра № 51 от 26.09.2019 о нарушении п. 19 Правил пожарной безопасности. Вместе с тем работы по расширению просеки, включая все заключительные работы, указанные в Акте, были завершены и приняты лесничеством в октябре 2019 года. Древесина к моменту окончания работ была складирована в установленном Правилами порядке, в непожароопасный период, в связи с чем указание на несоблюдение требований, относящихся к пожароопасному периоду, в том числе о минерализованной полосе, является незаконным и избыточным, учитывая, в том числе, что осмотр был проведен за четыре дня до окончания этого периода.

Оспаривает выводы должностного лица о длящемся характере нарушений Обществом Правил пожарной безопасности № 417, поскольку нарушение срока очистки лесосеки не является длящимся правонарушением, а протокол в части установления факта нарушения срока очистки лесосеки, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Одновременно полагает, что субъектом правонарушения является АО «Нордград», которое фактически проводило работы по рубке на основании договора № 382 от 20.11.2018.

Пишут, что оспариваемым постановлением, а также постановлениями № 1538/19л и № 1539/19л от 18.02.2020 Общество привлечено к ответственности за нарушения правил пожарной безопасности в лесах по ст.1 ст.8.32 КоАП ПРФ, допущенное на просеках линий электропередачи на территории Лахденпохского лесничества. Выявление произошло в рамках одной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, рассмотрение дел подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, в связи с чем Общество могло быть привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ. При этом прохождение линий электропередачи, принадлежащих Обществу, по разным кварталам одного центрального или участкового лесничества, по мнению заявителя, не влечет возможность многократного привлечения Общества к ответственности и не является основанием для назначения самостоятельных наказаний. Протоколы по перечисленным делам, составленные Лахденпохским лесничеством в один день 08.11.2019 на основании актов осмотра от 26.09.2019, подлежали рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления, без искусственного создания множественности правонарушений.

В возражениях на жалобу представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия просил в удовлетворении жалобы отказать. Полагает, что протокол об административном правонарушении № 11 от 08.11.2019, составленный на основании акта осмотра № 51 от 26.09.2019 доказывают факт нарушения лесного законодательства со стороны ПАО «МРСК Северо-Запада». Положения приказов Минприроды РФ № 367 и № 474, на которые ссылается заявитель, применимы в отношении лиц, использующих леса на основании лесных деклараций, проектов освоения лесов, технологических карт разработки лесосек. Общество к таким лицам не относится, так как осуществляло работу по уведомлению, которое не является документом, устанавливающим выполнение обязанности Общества к определенному сроку. Правонарушение является длящимся. Проведение работ по расширению ЛЭП должно осуществляться не только в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, Приказа Россельхоза от 10.06.2011 № 223, указанных в жалобе, но и с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, которые являются обязательными для исполнения. Несостоятельным считает и довод жалобы о рассмотрении нарушений, выявленных в рамках одного лесничества, в одном производстве, поскольку ЛЭП проходит по территории лесного фонда через лесные участки, которые в соответствии с Лесным кодексом РФ и лесным законодательством имеют свои границы, местоположения и площади, распределенные на лесные кварталы и выделы участковых лесничеств, то есть место совершения административного правонарушения разное. Кроме того, по указанным постановлениям вынесены административные штрафы в отношении разных линий электропередач. Назначенный административный штраф по данному делу составляет менее половины от предусмотренной КоАП РФ санкции, что свидетельствует о разумном подходе административного органа в части соразмерности наказания, и отвечает требованиям ст. 3.1 КоАП РФ.

Представитель ПАО «МРСК Северо-Запада», надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместитель главного государственного лесного инспектора в РК Коханский С.А., государственный лесной инспектор в лесничествах и лесопарках РК Семенов А.В., уведомленные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Оценив доводы жалобы и возражений на неё, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

В соответствии с пунктом 35 вышеуказанных Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.04.2019 №743 (приказ от 26.04.2019 №818 «О внесении изменений в приказ от 14.04.2019 №743) на территории Лахденпохского района установлен пожароопасный сезон с 26.04.2019 года.

Письмом № МР2/3-50/297-36/3302 от 13.11.2018 ПАО "МРСК Северо-Запада" информировало ГКУ РК Лахденпохского центрального лесничества о производстве работ по расширению трассы ВЛ-35 кВ Л-82С ПС-34 Лахденпохья – ПС-48С Ихала в пределах охранной зоны, ориентировочной площадью 19, 14 га.

26 сентября 2019 года в ходе проведения патрулирования территории лесного фонда (на основании распоряжения начальника ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество») должностными лицами был произведен осмотр квартала 28 выдел 6, 19, 41 Лахденпохского участкового лесничества. В охранной зоне линии электропередачи ВЛ-35 кВ Л-82С «ПС-34 Лахденпохья – ПС-48С Ихала» (далее ЛЭП) обнаружено, что срубленная неликвидная древесина уложена в валы под проводами. Ликвидная древесина от срубленных деревьев в объеме 40 кбм, раскряжеванная на сортименты длиной от 1 до 4 метров, собрана в кучи на расстоянии до 10 метров от стены леса. Минерализованная полоса вокруг срубленной ликвидной древесины отсутствует, что является нарушением пунктов 19 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.

Факт совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 11 от 08.11.2019, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; актом осмотра № 51 от 26.09.2019 с фототаблицей к нему; актом патрулирования от 26.09.2019; копией приказа № 71 от 29.04.2019 о начале пожароопасного сезона 2019 года; копией уведомления ПАО «МРСК Северо-Запада» в адрес ГКУ РК Лахденпохское центральное лесничество о производстве работ по расширению трассы.

Достаточных оснований полагать недостоверными доказательства, положенные в основу постановления по делу об административном правонарушении, не усматривается.

Вывод должностного лица о наличии в действиях ПАО «МРСК Северо-Запада» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии вины Общества, поскольку к моменту окончания работ древесина была складирована в порядке, установленном Правилами пожарной безопасности в лесах, в непожароопасный период, несостоятельны. Ненадлежащее исполнение ПАО «МРСК Северо-Запада» установленной обязанности, и, как следствие, не проведение обязательных работ в пожароопасный период, повлекли нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в оставлении на просеках, на которых находятся линии электропередач, горючих материалов, и, как следствие, возможное возникновение и наступление неотвратимых последствий в виде угрозы негативного воздействия на окружающую среду при неисполнении указанных правил. Доказательств невозможности соблюдения обществом норм лесного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Утверждение Общества о том, что лесосечные работы на просеках ЛЭП осуществляются в том же порядке, что и любые лесосечные работы, а лесопользователь сохраняет право на устранение недостатков в течение 12 месяцев с даты начала задекларированного периода, основаны на неправильном понимании законов. Положения приказов Минприроды РФ от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» и от 13.09.2016 № 474 «Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного Кодекса Российской Федерации», на которые ссылается заявитель, применимы лишь в отношении лиц, использующих леса на основании лесных деклараций, проектов освоения лесов, технологических карт разработки лесосек. Общество к таким лицам не относится, так как осуществляло работу по уведомлению, которое не является документом, устанавливающим выполнение обязанности Общества к определенному сроку.

Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и совершенное ПАО «МРСК Северо-Запада» в форме бездействия, является длящимся, поскольку выражается в длительном невыполнении обязанностей по расчистке мест вырубки.

Несостоятельными являются и доводы автора жалобы о том, что субъектом административного правонарушения в силу договора № 382 от 20.11.2018 является АО «Норград», поскольку лицом, осуществляющим использование участков лесного фонда в целях эксплуатации линейных объектов, является ПАО «МРСК Северо-Запада».

При изложенных обстоятельствах доводы жалобы, в которых заявитель оспаривает событие вмененного административного правонарушения, ссылается на недоказанность вины юридического лица, не могут быть приняты во внимание.

Административное наказание назначено ПАО "МРСК Северо-Запада" с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, а именно характера анализируемого правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, наличие у юридического лица возможности предотвращения нарушения закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств - повторное совершение однородного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения ПАО "МРСК Северо-Запада" к административной ответственности не нарушены.

Оснований для применения правила, закрепленного в ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, не установлено. ПАО "МРСК Северо-Запада" привлекалось к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности не только в разных кварталах и выделах, но и в разных лесничествах (Яккимское и Лахденпохское), имеющих разное местоположение, что указывает на то, что каждое из противоправных действий образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. С учётом вышеизложенного, не имелось оснований и для объединения дел в одно производство.

При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены постановления не нахожу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в РК Коханского С.А. № 1540/19л от 18 февраля 2020 года - оставить без изменения, жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.

    

Судья                 Л.В.Назарова

12-11/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "МРСК Северо-Запада"
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Назарова Л.В.
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.1

Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
10.03.2020Материалы переданы в производство судье
16.03.2020Истребованы материалы
13.04.2020Поступили истребованные материалы
15.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
18.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
07.07.2020Вступило в законную силу
15.07.2020Дело оформлено
15.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее