Дело №2-147/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2015 года пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шелемеха Д. Б. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании незаконным решения, обязании выполнить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Шелемех Д.Б. обратился в суд с заявлениям о признании незаконным решения Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что администрацией заявителю было отказано во включении его в списки участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» со ссылкой на то, что заявителем не представлено документа, подтверждающего его обучение в сфере агропромышленного комплекса. Заявитель полагает, что администрация при рассмотрении его заявления должна была руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598 в редакции от 29.04.2014 г., в которой отсутствовало основание для отказа, указанное в спорном решении. Кроме того, вне зависимости от редакции заявитель как молодой специалист имел и имеет право на получение социальной выплаты. Заявитель просил признать незаконным решение администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию включить его и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы (далее по тексту – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» в первоочередном порядке с учетом даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ г.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель заявителя – Демидова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявление поддержала по доводам, в нем изложенным.
Представитель администрации Пряжинского национального муниципального района – Мартынова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что на основании утвержденного Постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № срока принятий заявлений на участие в ФЦП, заявление Шелемеха Д.Б. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено администрацией после ДД.ММ.ГГГГ Решение об отказе во включении в списки принималось с учетом действующего на тот момент законодательства. Поскольку заявителем не было представлено доказательств его работы по трудовому договору в агропромышленном комплексе и документов, подтверждающих его обучение в сфере агропромышленного комплекса, заявителю было отказано во включении в списки участников программы.
Заинтересованное лицо Шелемех Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на заявление.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, считает заявления подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положения статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Шелемех Д.Б. обратился в администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением, в котором просил включить его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист».
ДД.ММ.ГГГГ администрация Пряжинского национального муниципального района письмом № отказала во включении Шелемеха Д.Б. в списки участников программы, поскольку в представленных документах, подтверждающих образование, отсутствуют документы, подтверждающие обучение заявителя в сфере агропромышленного комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 598 от 15.07.2013 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", в соответствии с которой социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением.
Типовое положение (приложение № 4 к ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года") устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты)
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее соответственно - Программа, заявление);
в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения.
г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий )п. 4 Типового положения).
В подпункте «б» пункта 33 Типового положения содержится понятие молодого специалиста, а также условия для возникновения права на получение социальных выплат для граждан постоянно проживающих в сельской местности. В частности, под молодым специалистом понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование. К совокупности условий, дающих право на получение социальных выплат, отнесены: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;
наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 настоящего Типового положения.
Пунктом 34 Типового положения предусмотрено право на получение социальной выплаты молодых специалистов, изъявивших желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В п. 35 Типового положения содержится совокупность условий дающих право на получение социальных выплат, для граждан, изъявивших желание постоянно проживать и работать в сельской местности:
переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере.
Таким образом, по смыслу указанных норм, право на получение социальной выплаты имеют только те специалисты, которые соответствуют всем понятийным и совокупным условиям в соответствии с Типовым положением, в том числе работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией.
Судом установлено, что Шелемех Д.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся лицом, не достигшим возраста 35 лет, имеет высшее юридическое образование.
Отказ Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г., выраженный письмом № о включении Шелемеха Д.Б. в списки участников программы, мотивирован тем, что в представленных документах, подтверждающих образование, отсутствуют документы, подтверждающие обучение заявителя в сфере агропромышленного комплекса. Вместе с тем, суд полагает, что Администрацией не было учтено, то, что Типовым положением предусмотрена работа гражданина по трудовому договору в агропромышленном комплексе в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией. Условие о том, что гражданин должен иметь образование исключительно в сфере агропромышленного комплекса, в Типовом положении не содержится.
Шелемехом Д.Б. в подтверждение его работы по трудовому договору в агропромышленном комплексе был представлен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенный между ООО «КФХ Виданы» и заявителем, в соответствии с которым Шелемех Д.Б. избран на должность Генерального директора ООО «КФХ Виданы», в связи с чем, работником принято на себя руководство текущей деятельностью Общества на период действия Договора. В подтверждение полученного образования Шелемехом Д.Б. представлена копия диплома государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет», в соответствии с которым заявителю присуждена квалификация юриста по специальности «Юриспруденция».
В соответствии с пунктом 21 Типового положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 19 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, на очередной финансовый год и плановый период и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в орган исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Аналогичные положения о полномочиях органа местного самоуправления муниципального района в Республике Карелия содержатся в п. 10 Постановления Правительства РК от 17.12.2013 г. № 364-П «О реализации в Республике Карелия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года».
Администрация Пряжинского национального муниципального района, с учетом указанных норм права, при проверки документов, представленных Шелемехом Д.Б., в том числе в части достоверности содержащихся в них сведений, в связи с имевшимися сомнениями относительно того относится ли ООО «КФХ Виданы» к сфере агропромышленного комплекса (к сельскохозяйственным товаропроизводителям) должна была запросить указанные сведения у заявителя, либо запросить их самостоятельно. После получения данных сведений, Администрация при решении вопроса о включении заявителя в списки участников ФЦП должна была проверить наличие или отсутствие всех условий, необходимых для включения заявителя в списки участников ФЦП, в том числе в части соответствия полученной Шелемехом Д.Б. квалификации осуществляемой им работе по трудовому договору. Указанные действия Администрацией осуществлены не были, в связи с чем, решение Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ г., которым истцу отказано во включении в списки участников программы только на том основании, что им не представлены документы, подтверждающие обучение в сфере агропромышленного комплекса нельзя признать законным.
Доводы заявителя о том, что по отношению к Шелемеху Д.Б., как молодому специалисту, изъявившему желание постоянно проживать и работать в сельской местности не подлежит применению условие о трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией, поскольку это прямо не указано в п. 35 Типового положения, суд находит несостоятельными, поскольку это противоречит указанным выше нормам, а также целям и задачам ФЦП.
Доводы заявителя о том, что Администрацией при разрешении заявления Шелемеха Д.Б. от ДД.ММ.ГГГГ должно было применяться Типовое положение в редакции от 29.04.2014 г. судом не принимаются по следующим основаниям.
Пунктом 9 Постановления Правительства РК от 17.12.2013 г. № 364-П «О реализации в Республике Карелия ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» предусмотрен срок предоставления заявления, с приложением документов - до 1 июля текущего финансового года на очередной финансовый год.
Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден срок принятия заявлений на участие в ФЦП с 01 февраля по 01 июля 2015 года.
Как указано ранее, Шелемех Д.Б. обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ г., то есть за пределами предусмотренных сроков для подачи заявления в 2014 г., но ранее установленного срока принятия заявлений в 2015 г. В связи с этим, Администрация правомерно рассмотрела заявление Шелемеха Д.Б. после ДД.ММ.ГГГГ г., в действующей на указанную дату редакции Постановления. Нарушение Администрацией месячного срока для рассмотрения заявления Шелемеха Д.Б. само по себе правового значения и последствий не имеет.
Принимая во внимание, что Администрацией Пряжинского национального муниципального района, в нарушение п. 21 Типового положения, при подаче Шелемехом Д.Б. заявления о включении его в списки участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» вопрос о том соответствуют ли заявитель как молодой специалист всем понятийным и совокупным условиям, дающим право на получение социальной выплаты фактически не рассмотрен, суд полагает необходимым, признав отказ во включении Шелемеха Д.Б. в списки участников ФЦП незаконным, обязать Администрацию повторно рассмотреть заявление Шелемеха Д.Б. о включении его и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» от ДД.ММ.ГГГГ.
При повторном рассмотрении заявления Шелемеха Д.Б. органу местного самоуправления надлежит рассмотреть вопрос о том, соответствует ли заявитель всем понятийным и совокупным условиям по категории «молодой специалист», предусмотренным Типовым положением и по результатам рассмотрения указанного вопроса, с учетом выводов, изложенных в данном судебном постановлении, принять соответствующее решение. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требования заявителя о включении его и членов его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» в первоочередном порядке с учетом даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации Пряжинского национального муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Пряжинского национального муниципального района устранить допущенное нарушение прав заявителя и его семьи путем повторного рассмотрения заявления Шелемеха Д. Б. о его включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 05.05.2015г.