Дело № 2–3108/2019
УИД: 78RS0014-01-2019-000987-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт - Петербург 23 июля 2019 года
Московский районный суд города Санкт–Петербурга в составе:
председательствующего судьи Шемякиной И.В.,
при секретаре Тахирове Э.Д.,
с участием представителя истца К.,
представителя ответчика Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Т.С. к обществу с ограниченной ответственность «Л1-5» о признании пунктов договора купли-продажи, дополнительного соглашения, условия акта приема-передачи недействительными, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Т.С. обратился в Московский районный суд Санкт – Петербурга с иском к ООО «Л1-5», в соответствии с которым, изменив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил признать недействительными пп. 5.3, 5.4 Договора купли-продажи № жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к предварительному договору купли-продажи жилого помещения № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, условие в Акте от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи квартиры об отсутствии у покупателя к продавцу претензий, в том числе по срокам исполнения обязательств, как ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, взыскать с ответчика в свою пользу неустойку в размере <данные изъяты> 74 копейки, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований истца в размере 50 % от присужденной судом суммы, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЛЭК-V» и Т.С. заключен предварительный договор № <данные изъяты> купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно п.2 предварительного договора планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию 4 квартал 2008 года, согласно п.4 стороны обязуются в течение 30 дней со дня государственной регистрации права собственности продавца на квартиру заключить основной договор купли-продажи, и передать квартиру в течение 90 дней со дня получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое было получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на объект было зарегистрировано ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, передача квартиры согласно п.6 предварительного договора должна быть осуществлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, на подписание передаточного акта истец был приглашен ДД.ММ.ГГГГ, акт истцом не был подписан, так как был выявлен ряд недостатков, квартира не была принята, продавцом недостатки не устранены. Извещение о необходимости явиться в офис продавца для подписания основного договора поступило истцу в июле 2016 года, ДД.ММ.ГГГГ сторонами было подписано только дополнительное соглашение, акт приема-передачи стороны подписали ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлений о переносе сроков квартиры и подписании акта приема-передачи истцу не направлялось. В связи с чем просрочка исполнения обязательств продавцом с учетом трехлетнего срока составляет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и неустойка составляет <данные изъяты> рубля.
Полагает, что пункты 5.3,5.4 основного договора, нарушают права потребителя, истец, не обладая специальными юридическими познаниями, был вынужден подписать договор, ущемляющие его права, как и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к предварительному договору об изменении сроков ввода объекта в эксплуатацию и сроков заключения основного договора (л.д.57-58).
Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца К. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Т. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на отзыв и дополнениях к нему, также заявила ходатайство о применении сроков исковой давности к требованиям о признании пунктов договора купли-продажи, дополнительного соглашения и акта приема-передачи недействительными.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав и оценив доводы сторон, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о долевом строительстве по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 6 данного Закона застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЛЭК-V» (Продавцом) в лице ООО «Г.С.К» (далее – Агент) и Т.С. (Покупатель) заключен предварительный договор № <данные изъяты> купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> индекс квартиры А7/р-1, общей площадью 44,03 кв.м. Ориентировочный срок введения в эксплуатацию – 4 квартал 2008 года. Продажная цена квартиры – <данные изъяты> условных единиц (л.д. 6-8).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЛЭК-V» и Т.С. заключено дополнительное соглашение в соответствии с которым стороны на основании предварительного договора № <данные изъяты> купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ договорились о том, что на момент оплаты, а именно на ДД.ММ.ГГГГ, отношение условной единицы к рублю составляет 1 к 27 руб. Покупатель оплатил сумму в размере <данные изъяты> рублей, что составляет эквивалент <данные изъяты> условных единиц (л.д. 10).
Таким образом, истец свои обязательства по оплате исполнил в полном объеме, что также подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт – Петербурга Правительства Санкт – Петербурга ООО «Л1-5» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № (л.д. 68-70).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Л1-5» передал, а Т.С. (клиент) не принял во владение и пользование следующее жилое помещение по адресу: <адрес> поскольку имелись замечания, а именно: балконная дверь не прилегает к верхней части рамы, отсутствуют розетки, электрическая проводка, входная дверь повреждена с наружной стороны (л.д.59).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ Т.С. получил четыре строительных ключа из пяти (л.д. 71-72).
Согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Л1-5» передал, а Т.С. (клиент) принял во владение и пользование следующее жилое помещение по адресу: <адрес> Клиент подтверждает, что помещение соответствует проектной документации и условиям, заключенного сторонами предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ, претензий к застройщику относительно исполнения (в том числе по срокам) последним обязанностей по передаче предварительно оплаченного товара не имеет. Также в акте указано, что Т.С. получил полный комплект ключей, (л.д.73-74).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Л1-5» и Т.С. заключено дополнительное соглашение в соответствии с которым, последний абзац пункта 2 Предварительного договора изложить в следующей редакции: «Планируемый срок завершения строительства Объекта – 2014 год. Покупатель подтверждает, что ему понятно и с ним согласовано, что указание данного срока не является обязательством Продавца по получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в указанный срок и не является сроком заключения основного договора купли-продажи и (или) передачи помещения. Указанный в настоящем пункте срок может изменяться продавцом без дополнительного письменного согласования с покупателем, т.к. не является сроком заключения основного договора или существенным условием основного договора и/или настоящего договора», пункт 2 предварительного договора изложить в следующей редакции: Стороны обязуются в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заключить основной договор (л.д. 63).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Л1-5» (Продавец) и Т.С. (Покупатель) заключен договор купли-продажи № жилого помещения, в соответствии с которым продавец продает, а покупатель покупает <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> условный номер №
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что покупатель полностью освобождает продавца от несения любых мер ответственности перед покупателем (ответственность продавца полностью устраняется и прекращается) за всякое допущенное нарушение исполнения своих обязанностей по предварительному договору купли-продажи, заключенному сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Стороны подтверждают, что все права покупателя в области защиты прав потребителей, вытекающие из указанного предварительного договора, считаются прекращенными надлежащим исполнением, в связи с чем стороны друг к другу претензий не имеют (л.д. 12-16).
Как следует из описи вложения в ценное письмо, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ООО «Л1-5» в адрес истца Т.С. направлялось уведомление о необходимости заключения Договора купли-продажи квартиры, от получения которого истец уклонился (л.д. 77-86).
Согласно акту приема – передачи, квартира, построенная в соответствии с условиями заключенного между сторонами договора была передана Т.С. ДД.ММ.ГГГГ, с момента подписания данного акта условия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ считаются выполненными полностью, стороны финансовых, имущественных и неимущественных, а также иных претензий, в том числе по срокам исполнения обязательств к другу другу не имеют (л.д. 17).
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В силу п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В обоснование требований о признании пунктов 5.3, 5.4 договора купли-продажи недействительными истец ссылается на п.1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», то есть заявлено о нарушении требований закона, как требование, что и дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено с нарушением требований закона.
Согласно п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Оспариваемое дополнительное соглашение заключено ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи заключен ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи квартиры также подписан между сторонами ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление предъявлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении двух лет с момента заключения дополнительного соглашения, договора купли-продажи, подписания акт приема-передачи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не представлено доказательств наличия оснований для перерыва или приостановления течения срока исковой давности, а либо уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании недействительными пп. 5.3, 5.4 Договора купли-продажи № жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к предварительному договору купли-продажи жилого помещения № <данные изъяты>2 от ДД.ММ.ГГГГ, условия в Акте от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи об отсутствии претензий в связи с пропуском срока исковой давности.
Кроме того суд отмечает, что включение в договор купли-продажи изменений к основному договору участия в долевом строительстве не противоречит действующему законодательству, в том числе свободе договора.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
При этом, в силу положений ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что фактически квартира была передана Т.С. во владение и пользование ДД.ММ.ГГГГ, что следует из содержания передаточного акта, согласно которому Т.С. получил полный комплект ключей, подтвердил, что помещение соответствует проектной документации и условиям, заключенного сторонами предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Акт приема-передачи, подписанный сторонами ДД.ММ.ГГГГ, влечет за собой только регистрацию права собственности на указанную выше квартиру.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что основания для взыскания в пользу истца неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства отсутствуют.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушение прав истца как потребителя, суд также отказывает в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
Судебные расходы при отказе в иске в соответствии с Главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, не в пользу которой принят судебный акт не возмещаются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Т.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Л1-5» о признании пунктов договора купли-продажи, дополнительного соглашения, условия акта приема-передачи недействительными, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт–Петербурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Шемякина