Судья: Савина Е.В. Дело <данные изъяты>а-30299/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Редченко Е.В., Сухановой И.Н.,
при секретаре Соколовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу А. городского округа Щелково М. <данные изъяты> на решение Щ. городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Лисовенко О. К., Ефимова А. М., Петровой В. В., Широниной Н. Ю., Басовой Е. С., Немова А. В., Старовойт А. В., Чудиной Е. А., Харитонова А. В., Тарасюк В. А., Аракелян А. Р. к А. городского округа Щелково М. <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя А. г.о. Щелково – Неволиной А.А., представителя административных истцов Поликыржа А.В.,
установила:
Лисовенко О.К. и другие граждане обратились в суд с административным иском к А. городского округа Щелково М. <данные изъяты>
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных статьей 4 З. М. <данные изъяты> «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>» о признании Жилого комплекса «Горизонт», трех монолитно-кирпичных 9-ти этажных жилых домов с подземной автостоянкой по строительному адресу: М. <данные изъяты> (микрорайон Чкаловский, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:14:0050612), проблемным объектом;
о возложении обязанности принять решение о признании Жилого комплекса «Горизонт», трех монолитно-кирпичных 9-ти этажных жилых домов с подземной автостоянкой по строительному адресу: М. <данные изъяты> (микрорайон Чкаловский, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:14:0050612), проблемным объектом.
В обоснование требований указывалось, что административные истцы являются участниками долевого строительства Жилищного комплекса «Горизонт», состоящего из трех монолитно-кирпичных 9-ти этажных жилых домов с подземной автостоянкой по строительному адресу: М. <данные изъяты> (микрорайон Чкаловский, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:14:0050612), осуществляемого застройщиком ООО «Бизнеслэнд». С каждым из них заключен договор участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным З. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Обязательства по оплате объектов долевого строительства административные истцы выполнили в полном объеме, тогда как застройщик обязательства по завершению строительства жилых домов и введения их в эксплуатацию до <данные изъяты> не исполнил, в согласованный договорами сроки квартиры в собственность участников строительства не переданы.
Административные истцы неоднократно обращались в А. с требованием о включении ЖК «Горизонт» в перечень проблемных объектов
Однако от исполнения установленной законодательством М. <данные изъяты> обязанности А. незаконно уклоняется, чем нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании суда первой инстанции дминистративные истцы Ефимов А.М., Чудина Е.А., Аракелян А.Р. и представитель всех административных истцов - Поликыржа А.В., требования поддержали.
Административные истцы Лисовенко О.К., Петрова В.В., Широнина Н.Ю., Басова Е.С., Немов А.В,, Старовойт А.В,, Харитонов А.В., Тарасюк В.А. не явились, были извещены.
Представитель административного ответчика А. Щ. муниципального района М. <данные изъяты> (в настоящее время правопреемник - А. городского округа Щелково на основании определения от <данные изъяты>) Васильченко В.В. против удовлетворения требований возражала по мотивам, изложенным в письменном отзыве, указав, что для признания объекта проблемным, необходимо обращать внимание на экономическую несостоятельность застройщика, на его дальнейшую неспособность оказывать услуги по строительству объекта, защита интересов дольщиков должна носить исключительный характер. Также указала, что А. совместно с дольщиками проводила совещания в отношении спорного объекта долевого строительства, мероприятия по финансовому оздоровлению и выравниванию экономической ситуации по завершению строительства спорного объекта. А. проводятся еженедельные совещания по решению проблем достройки объекта.
Заинтересованное лицо – Министерство строительного комплекса М. <данные изъяты> своего представителя не направило, было извещено.
Решением Щ. городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены частично. Оспариваемое бездействие признано незаконным. На А. была возложена обязанность в установленном З. порядке разрешить вопрос о признании многоквартирных домов жилого комплекса «Горизонт» проблемным объектом. В удовлетворении требований о возложении обязанности на Главу А. Щ. муниципального района М. <данные изъяты> принять решение о признании многоквартирных домов жилого комплекса «Горизонт», проблемным объектом было отказано.
В апелляционной жалобе А. городского округа Щелково М. <данные изъяты> просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального З. от <данные изъяты> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен принцип государственного регулирования, государственного контроля (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным З. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным З. уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории М. <данные изъяты> принят З. М. <данные изъяты> N 84/2010-ОЗ от <данные изъяты> "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти М. <данные изъяты> и органов местного самоуправления муниципальных образований М. <данные изъяты> по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории М. <данные изъяты> для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (часть 1 статьи 1).
Данным З. М. <данные изъяты> предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того З. предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории М. <данные изъяты> и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. З. также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции, осуществляют исполнительные органы государственной власти М. <данные изъяты> и органы местного самоуправления (статьи 3, 4 З. М. <данные изъяты>).
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от <данные изъяты> N 610-О рассматриваемые во взаимосвязи нормы З. М. <данные изъяты> "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>", определяющие предмет регулирования данного З. (часть 1 статьи 1) и закрепляющие понятия "застройщик", "проблемный объект" и "пострадавший соинвестор" для целей этого З. (пункт 1, абзац первый пункта 2 и пункт 4 статьи 2), направлены на защиту прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории М. <данные изъяты> для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков, и, таким образом, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Пункты 3 и 4 части 1 статьи 4 З. М. <данные изъяты> "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>", закрепляющие, в частности, право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом и его обязанность по ведению перечня таких объектов и по предоставлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (контролирующий орган), направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капитального строительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных статьей 23 "Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" Федерального З. от <данные изъяты> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Статья 2 З. М. <данные изъяты> "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>", определяющая, что обстоятельством, влекущим признание многоквартирного дома проблемным объектом, является просрочка более чем на три месяца застройщиком исполнения обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, направлен на обеспечение своевременного выявления фактов нарушения прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилых помещений на территории М. <данные изъяты> для дальнейшего проживания, и тем самым на защиту прав и законных интересов данной категории граждан.
В силу положений части 1 статьи 6 Федерального З. от <данные изъяты> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены З. субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным З..
Частью 1 ст. 4 З. М. <данные изъяты> N 84/2010-ОЗ определено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;
4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что ООО «Бизнеслэнд» является застройщиком многоквартирных домов – ЖК «Горизонт», состоящего из трех монолитно-кирпичных 9-ти этажных жилых домов с подземной автостоянкой по строительному адресу: М. <данные изъяты> (микрорайон Чкаловский, юго-восточная часть кадастрового квартала 50:14:0050612). В установленном З. порядке им получены разрешительные документы на ведение строительных работ и заключения договоров долевого участия.
Басова Е.С., Лисовенко О.К., Ефимов А.М., Петрова В.В., Широнина Н.Ю., Немов А.В., Старовойт А.В., Чудина Е.А., Харитонов А.В., Тарасюк В.А., Аракелян А.Р. являются участниками долевого строительства Жилищного комплекса «Горизонт».
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.1.1 Договоров участия в долевом строительстве, заключенных между административными истцами и ООО «Бизнеслэнд», последний принял на себя обязательства не позднее <данные изъяты> своими силами и/или с привлечением других лиц построить на земельном участке с кадастровым номером 50:14:0000000:106849 по адресу: М. <данные изъяты>, микрорайон «Чкаловский», юго-восточная часть кадастрового квартала 50:14:0050612 объект долевого строительства, ввести его в эксплуатацию и в течение 90 передать объект долевого строительства участнику долевого строительства.
В свою очередь участник долевого строительства на основании пунктов 3.1 и 3.2 обязан уплатить обусловленную договором цену и принять в собственность объект долевого строительства.
Обязательства по оплате объектов долевого строительства выполнены в полном объеме, тогда как застройщик в установленные договорами сроки строительства жилых домов не завершил, в связи с чем административные истцы обратились в А. Щ. муниципального района М. <данные изъяты> с требованием признать указанный объект строительства проблемным.
До настоящего времени соответствующего решения органом местного самоуправления не принято.
Согласно ответу А. от <данные изъяты> <данные изъяты>Исх-12103Н, готовность объекта составляет 75%, застройщик ежеквартально предоставляет в контролирующий орган отчетность, по результатам проверки отчетности за 4 квартал 2017 года нормативы соответствуют требованиям З.. Согласно ч.1 ст.4 З. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>", органу местного самоуправления предоставляется право принимать решение о признании строящихся на территории соответствующего муниципального образования многоквартирных домов проблемными объектами. Срок действия разрешения на строительство продлен Министерством строительного комплекса до <данные изъяты>. Объект находится на контроле Правительства М. <данные изъяты>.
Удовлетворяя требования об оспаривании бездействия А. городского округа Щелково, суд первой инстанции принимал во внимание, что застройщик ООО «Бизнеслэнд» в соответствии с изменениями к проектной декларации от <данные изъяты> неоднократно изменял срок окончания строительства и последний предполагаемый срок получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся многоквартирных домов – <данные изъяты>, также нарушен; исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения участнику долевого строительства не обеспечено поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение; застройщик ООО «Биснеслэнд» неоднократно привлекался к административной ответственности по части 4 статьи 19.4 КоАП РФ. Данные обстоятельства, по мнению суда первой инстанции являются достаточными для отнесения ЖК «Горизонт» к понятию «проблемный объект» в смысле З. М. <данные изъяты> «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>».
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда.
Согласно З. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> N 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории М. <данные изъяты>» проблемным объектом является расположенный на территории М. <данные изъяты> многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из следующих обстоятельств:
по сведениям органа государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
по сведениям органа государственного строительного надзора зафиксировано отклонение застройщика от примерного графика реализации проекта строительства многоквартирного дома на шесть и более месяцев;
строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным З. от <данные изъяты> N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный З. N 214-ФЗ), более шести месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.
Принимая во внимание, что действие выданного ООО «БИЗНЕСЛЭНД» <данные изъяты> разрешения на строительство № RU50510105-71/2014 было продлено до <данные изъяты>, а также учитывая, что в материалы дела не представлено доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии указанных обстоятельств, позволяющих отнести многоквартирные дома жилого комплекса «Горизонт» к проблемным объектам, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в настоящее время оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия А. по непризнанию многоквартирных домов жилого комплекса «Горизонт» проблемным объектом.
Следует также отметить, что судебные акты по данному делу не препятствуют в дальнейшем при наличии оснований поставить перед уполномоченным органом соответствующий вопрос о признании объекта проблемным.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щ. городского суда М. <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Лисовенко О. К., Ефимова А. М., Петровой В. В., Широниной Н. Ю., Басовой Е. С., Немова А. В., Старовойт А. В., Чудиной Е. А., Харитонова А. В., Тарасюк В. А., Аракелян А. Р. к А. городского округа Щелково М. <данные изъяты> о признании незаконным бездействия, об обязании совершить действия.
Председательствующий
Судьи